Урок обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающие: учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами. Продолжать учить детей определять границы предложений, делить слова на слоги, определять ударный слог в слове. Познакомить с буквами С, с, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки.

Воспитывающие: воспитывать чувство дружбы, отзывчивости, взаимопонимания, внимательности.

Развивающие: Развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать

Ход урока

1. Оргмомент.

Все ли готовы к уроку?

Улыбнемся друг другу и начнем урок.

1) Разминка – “да” - “нет”.

- В алфавите 33 буквы.
- Дюймовочка с ласточкой улетела на север.
- В слове медведь 3 слога.
- В радуге 7 цветов.
- Мухомор – ядовитый гриб.
- Белый медведь живет в лесу.
- Существует 3 времени года.
- За летом идет весна.

Значит, сейчас какое время года?

Обратить внимание детей на красоту природы осенью.

(На доске репродукции картин Левитана, Бродского).

Учитель:

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

- Кому нравится осень, поднимите руки.
- За что мы любим осень?

2) – Давайте послушаем разговор опавшей листвы.

У вас на столах лежит лист бумаги, на котором напечатано стихотворение. Мы его сейчас прочитаем по ролям. Я буду читать за автора первые две строчки, а вы читаете слова за листики.

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
-Мы c вишен…
- С осинок…
- С черемухи…
- С дуба…
- С березы…
Везде листопад:
На пороге морозы.

- Как надо читать слова листьев? (Шепотом).
- По каким строкам стихотворения вы это поняли?

Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но теперь:

1 ряд будет читать:

- Мы с кленов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…

2 ряд:

- Мы с вишен…
- С осинок…
- С черемухи…

3 ряд:

- С дуба…
- С березы…

И теперь прочитаем громко!

- Изменилось настроение стихотворения?

Хорошо. Молодцы!

2. Давайте вспомним, с какими буквами мы уже познакомились на прошлых уроках.

Прочитайте: А, О, Ы, И, У, С.

- Какая буква заблудилась?
- Почему?

Объявление темы урока. Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, а также будем продолжать учиться читать и наблюдать над словами.

Так вот, наша буква новая буква есть в названии дерева из стихотворения, которое мы с вами читали.

- Что это за дерево? ( Это осина).

На доске иллюстрация.

- Отдохнем вместе с осинкой.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер дует тише, тише,
Деревцо растет всё выше.

- Так о какой букве пойдет сегодня на уроке речь?
- Задайте этой букве вопросы, которые начинаются словами: почему? Какое? Сколько?

Учитель: если затрудняетесь, я вам помогу: продолжите мои вопросы.

- Почему буква “С” в ряду лишняя?
- Какие звуки у…буквы “С”?
- Сколько букв “С”?
- Буква “С” стоит в ряду…(глухих).

Вывод: Буква “С” - согласная, обозначает глухой твердый звук С и глухой мягкий звук С. Этот звук охотно заменяет в конце слова звук “З”: воз, низ. Пишем З, а слышим С. Это будущая наша орфограмма – “парный согласный”.

Пусть пока буквы постоят, мы будем на них посматривать и запоминать.

1) У нас в гостях Незнайка, он просит помощи: было составлено слово и вдруг слоги рассыпались. Давайте поможем.

Ученик работает у доски. Дети проверяют.

- Прочитаем это слово.

Осина - словарное слово, надо запомнить, как оно пишется.

2) Звуко-буквенный разбор слова.

- Покажите схему, которая соотносится со словом осина.
- Сколько слогов в слове?
- Первый? Второй? Третий?

(Ученик у доски строит схему слова из наглядного материала).

Учитель записывает слово ОСИНА на доске.

Сколько в слове ОСИНА букв? Звуков?

- А теперь давайте подберем к слову ОСИНА родственные слова.

Помогу вам: ОСИНА..., а ласково… (осинка).
Ветка от этого дерева (какая?)…(осиновая).
Лесок, состоящий из осин…(осинник).

Как называются грибы, которые растут под осинками?

Молодцы!

3) Определение границ предложений.

- Давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

Я вам сейчас прочитаю текст, а вы постарайтесь посчитать, сколько в нем предложений. Что для этого вы должны делать?

Осина – лиственное дерево. Кора у дерева гладкая. Вкус у веточек осины горький. Осиновые листочки очень подвижные. При ветре каждый листочек старается улететь.

- Покажите пальчиками, сколько предложений в тексте.
- “Стараются улететь”. Значит, как себя листики на дереве ведут?

Отгадайте загадку:

“Что за дерево стоит.
Ветра нет, а вся дрожит”.

Значит, листики…шелестят, дрожат.

- Почему листики дрожат?

Возьмите в руки осиновые листочки и рассмотрите их. Видите, какие у них длинные черешки. Давайте встанем и покажем, как листики дрожат на дереве.

Физкультминутка.

Мы листочки осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер, полетели.
Полетели, полетели и
На землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на место посадил.

4) Работа с предложением.

Послушайте, что я сейчас произнесу:

Зайка дрожит как осиновый лист.

- Что я произнесла?
- Что выражает предложение?
- Как вы поняли предложение? Что происходит с зайкой?

Какая сказка сразу вспоминается?

Ребята, в наше предложение входит поговорка “Дрожит как осиновый лист”.

- Как понимаете смысл поговорки?

(Дрожать очень сильно или трястись как осиновый лист).

Зайка дрожит как осиновый лист.

- Из чего состоит предложение?
- Сколько слов в предложении?

(Составление схемы предложения у доски учеником, все остальные дети выполняют задание на индивидуальных досках).

Проверка.

- Какие правила надо знать, чтобы правильно записать предложение?
- О каком дереве мы сегодня говорили?

Громко произнесем это слово и запомним, как оно пишется.

5) Давайте снова побываем в осиновом лесу и полюбуемся его красотой.

- С какого дерева упали эти листики?

(На доске демонстрируются вырезанные из цветной бумаги осиновые листики, на которых записаны слоги-слияния).

- Давайте потренируемся в чтении слогов-слияний.

3. Работа с учебником.

1). Мы снова в лесу. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Какое название можно придумать к этой иллюстрации?

(Девочки заблудились).

- Какое время суток изображено на рисунке?
- Почему вы решили, что наступила ночь?
- А ещё по какому признаку можно определить, что это ночь?
- Какое несчастье случилось с девочками?
- Почему девочки оказались в лесу?
- Каким образом девочки решили отыскать друг друга?
- Как вы думаете, какое время года изображено на рисунке?
- Почему вы решили, что это осень?
- Какие еще деревья растут в лесу?

2) Отгадайте загадки. Найдите эти деревья на картинке и покажите друг другу.

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно, всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
Не береза, не осина –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена.

3) Дифференцированная работа.

Перед вами, ребята, лежит карточка, на которой записано предложение.

Под осиной у опушки
Собрала лиса волнушки.

Задание:

Читающие дети читают предложение про себя, готовясь прочитать его выразительно вслух. Подчеркивают слова, в которых есть буква С.

Не читающие дети подчеркивают в предложении все буквы, с которыми дети познакомились на предыдущих уроках. Определяют, какой из изученных букв не хватает.

Проверка заданий.

4. Чтение текста в учебнике.

5. Что интересного было на уроке?

Что осталось непонятным?

6. Рекомендации:

Читающим детям дома прочитать отрывок из стихотворения И.Бунина “Листопад”. Не читающим детям нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.