Тема урока: Моделирование ситуации равновесной цены на товарном рынке.
Тип урока: обобщение знаний.
Вид урока: интегрированный урок экономика, информатика и ИКТ.
Технология: игровая.
Цели урока:
- Повторение, обобщение и практическое применение учащимися знаний по основным понятиям товарного рынка (цена, спрос, предложение), моделирование в среде электронных таблиц MS Excel.
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
- Развитие умения излагать мысли, моделировать ситуации.
- Повторение и закрепление программного материала в неординарных ситуациях.
- Укрепление межпредметных связей.
Задачи урока:
- Учебная - развивать интерес к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности, сформировать навыки самостоятельной работы и работы в переменных группах.
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, навыков коллективной работы.
- Развивающая - развитие аналитического мышления и способности к синтезу знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель информатики: Рефлексия: Здравствуйте! Как ваше настроение?
Если вы готовы к уроку, радостны, активны, позитивно настроены - покажите красную сторону сигнальной карты, а если вы неуверенны в себе, тревожны - покажите синюю сторону сигнальной карты. Итак, приступим к работе.
II. Постановка целей
Учитель экономики:
Слайд 1. Тема урока (Приложение 1)
Слайд 2 . Цель урока: Повторение, обобщение и практическое применение знаний по основным понятиям товарного рынка, моделирование в среде MS Excel.
III. При изучении этой темы мы познакомились с понятиями спроса, предложения на товарном рынке и условиями достижений равновесной цены. Сейчас возьмите тест (Приложение 3), по результату которого вы получите начальный капитал. Время на работу: 5 минут. Отложите готовые тесты на край стола. (пока учитель информатики проводит инструктаж по технике безопасности, учитель экономики проверяет тесты, выставляя баллы).
Учитель информатики:
IV. Техника безопасности
«Игра»
Приступим.
Поскольку наша задача смоделировать ситуацию из экономической жизни, воспользуемся базовой средой любого экономиста, брокера - MS Excel и приготовим таблицу (Приложение 2).
Товар |
Цена, руб. |
Количество |
Выручка |
Кофе |
|
|
|
Сливки |
|
|
|
Сахар |
|
|
|
Шоколад |
|
|
|
Печенье |
|
|
|
Представьте, что мы на товарной бирже: вам будут предложены к покупке товары. Чтобы контролировать свой капитал, вы должны отслеживать свою выручку с каждой покупки, а для этого воспользуемся формулами. Скажите, как рассчитать выручку, зная цену товара и его количество?
Скопируйте эту формулу для остальных товаров. Как это сделать?
Теперь запишем формулу суммы выручки в ячейку Д7. Как это сделать?
Учитель экономики: У каждого из вас есть определенная сумма денег, вы получили её за тест. Ваша задача - купить все наименования предложенных товаров по устраивающей вас цене. Каков интерес покупателя?
Каждому товару соответствует несколько вариантов. Цена дана за одну упаковку. Количество товара задано в чьих интересах: продавца или покупателя?
Номер выбранного варианта показываете сигнальной картой.
Приступим к торгу.
Слайд 3, 4, 5, 6, 7 (Приложение 1)
Торг окончен, господа. Поднимите руки, кто не вошел в заданную сумму. Почему? (Ученики совместно с учителем экономики анализируют ситуацию.)
Вывод: в обычной экономической жизни необходимо уметь быстро оценивать и просчитывать ситуацию. Ученые выделяют это сегодня как особый вид мышления.
Учитель информатики: Продолжим работу.
Объединяемся в группы по 2 человека за ПК. Теперь каждой группе нужно построить график предложения на один из товаров - кофе, сливки, сахар, шоколад, печенье.
Один из группы отправляется в командировку с листом учета (Приложение 4) по всем ПК, снимая показатели по своему товару. По этим данным строится гладкий график. Сохраните файл на дискету.
V. Вывод
Первый кто построил, с дискеты загружает файл на интерактивную доску.
Учитель экономики: Перед вами график предложения. Почему? Вы же были покупателями?
Купили по равновесной цене, но не могли варьировать объем, а действовали в интересах покупателя, поэтому получили график предложения.
Вызывается второй ученик. Если бы ты действовал в интересах покупателя и мог менять объем по закону спроса, какой график бы получился? Покажи равновесную цену «Е». Что такое равновесная цена?
Урок подходит к завершению.
Слайд 8-9. (Приложение 1)
Что неясно в изученной теме? Достигли мы цели, чему научились?
VI. Рефлексия: с помощью сигнальной карты
Оцените соответствие ваших ожиданий перед уроком и результат вашей работы по 10 бальной системе (ваша самооценка).
Слайд 10. (Приложение 1)
VII. Оценки за урок
- За тесты.
- За работу.