Урок русского языка в 3-м классе по теме "Сказуемое" (УМК, "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


  • Цели:
  • закрепить знания о сказуемом;
  • развивать умение находить грамматическую основу в предложении;
  • воспитывать культуру общения, чувство ответственности друг за друга;
  • создавать условия для развития творчества учащихся.

Оборудование:

  • проекционное оборудование;
  • презентация;
  • пособие: Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой и др.. I полугодие / авт. Сост. С.А. Привалова. – Волгоград: Учитель, 2006.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Поприветствуем гостей:
“Добрый день!”

II. Психологический настрой с целью снятия психологической зажатости класса, создание благоприятного эмоционального состояния учеников.

– Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов Вам и удачи!

III. Прогностическое ожидание: с целью повышения мотивации обучения.

– Как вы настроены, поработать сегодня? Оцените свой прогноз. Дети поднимают соответствующие листочки.

– Получится хорошо (дети поднимают жёлтый лист).

– Получится не очень хорошо (дети поднимают коричневый лист).

– Не получится, (дети поднимают красный лист)

Эти же листочки дети поднимают в конце урока, проставляя себе итоговую оценку и сравнивают результаты.

IV. Чистописание

А) поработай с транскрипцией слова: [c к а з у й и м а й э].

Б) напиши значок - букву для этих звуков - сказуемое.

В) соедини буквы, какое слово получилось - сказуемое.

V. Формирование новых понятий. Определение темы и целей урока

– Перед вами тема урока:

Приложение

  • 1-й слайд - сказуемое.
  • 2-й слайд - правило, что такое сказуемое. Давайте подумаем и смоделируем, с чего лучше начать урок, в какой последовательности работать.
  • 3-й слайд - модуль урока. Модуль - минимальная единица учебного процесса.

Работаем по модели: Изучение нового материала (ИНМ); тренинг – минимум (Т–М); изучение нового материала (ИНМ) - развивающее дифференцированное развитие (РДР); итоговый контроль (ИК).

  • И Н М – изучение нового материала (цель: выявление готовности к изучению нового материала)
  • Т–М тренинг – минимум (цель: развитие умения решать шаблонные задачи минимального уровня)
  • И Н М (РДР) развивающее дифференцированное развитие (цель: все учащиеся в зависимости уровня развития должны достичь определенных успехов в изучении темы)
  • И К – итоговый контроль (творчество учителя)

Вывод: Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет.

VI. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания – тест.

  • 4-й слайд - Тест “ Предложение”.

– Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными (работа в группах).

  1. Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
  2. Предложение не может состоять из одного слова.
  3. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  4. Слова в предложении не связаны по смыслу.
  5. В конце предложения ставятся знаки - . ! ?
  • 5 слайд - КЛЮЧ: 1, 3, 5.

Вывод: Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

VII. Релаксация для глаз

– Что бы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им немного отдохнуть.

Раз - налево, два - направо,
Три - наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Что бы лучше видеть мир.

Дети выполняют движения глазами.

VIII. Формирование самообразовательных умений

А) Работа с книгой. Решение проблемной ситуации в рубрике “Давай подумаем” (учебник С.В.Иванова стр.64).

  • 6-й слайд - слово, словосочетание и предложение. Читаем написанное.
Алёша
идти в школу
собирать цветы
учить уроки
Наташа
Играть
играть в прятки
я играю в прятки

– Алёша сказал, что всё предложение , потому что в них есть глагол, а глагол в предложении – сказуемое. Наташа с ним не согласилась, а вы? Она предложила сравнить слово, словосочетание и предложение.

Найдите и охарактеризуйте слово, словосочетание и предложение.

Слово называет предмет.

Словосочетание – связь слов, где одно командует, от него можно задать вопрос.

Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

  • 7-й слайд.

Б) Составление слов. Словосочетаний и предложений. Выполнение упр.1 стр.64.

В) Дифференцированная работа:

  • 1-я группа – рабочая тетрадь (Учусь писать без ошибок с. 37, упр. № 86).
  • 2-я группа – это упр. № 4 стр. 65.
  • 3-я группа – задания развивающего характера (по усмотрению учителя).

После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу.

IX. Структурирование содержания

– Закончи предложение:

Сказуемое – это …
Подлежащее – это…
Предложение – это…..

X. Итог урока

– Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? Докажите это.

– В завершение урока попробуем сами составить слово из разных частей слов (работа в парах).

Отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)

Учитель оценивает работу детей.

– Поставь себе оценку за активность и прилежание на уроке.

XI. Разбор прогностической оценки

Lети поднимают разноцветные листики.

У кого прогноз оправдался? Кто недооценил себя?

XII. Рефлексия

Каким для тебя получился сегодняшний урок? Обоснуй свой выбор.

Дети отвечают и по результатам ответов учитель украшает дерево листьями, на которых написаны ответы детей (возможные варианты ответов - урок творчества, радость, труд, открытие нового, хорошее настроение и т.д.).

XIII. Домашнее задание, дифференцированное

1-я группа: задание в учебнике по усмотрению учителя

2-я группа: задание в тетради “Учусь писать без ошибок” по усмотрению учителя.

  • 8-й слайд

Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полёта!
Всё это – дивное явленье –
Урок, рождённый вдохновеньем…

XIV. Итог урока

– Спасибо за урок!

  • 9-й слайд.

Приложение

Резюме. Приоритетная цель начальной школы - формирование многосторонне развитой личности учащихся. Работая по системе Н.Ф. Виноградовой можно удачно сочетать обучение по предмету с воспитанием творческой личности младшего школьника. Высокий уровень развития учащихся обусловлен удачным выбором УМК “Начальная школа XXI века”.