В.Осеева "Печенье". Правописание гласных после шипящих (-ча-, -чу-, -ща-, -щу-) с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Тема: В.Осеева «Печенье». Правописание гласных после шипящих (ча, чу, ща, щу) Использование ИКТ.

Цели:

  • развивать умение распознавать в словах сочетания ча–ща, чу–щу и правильно их писать;
  • развивать фонематический слух, память, внимание, мышление; формировать навыки языкового анализа и синтеза;
  • вводить в круг чтения новые произведения В.Осеевой;
  • учить определять жанр прочитанного, сравнивать героев и их поступки;
  • прививать любовь к чтению и русскому языку, воспитывать через поступки героев.

Оборудование:

  • учебник «Чтение и письмо» Л.Е. Журовой;
  • рабочая тетрадь по письму № 3;
  • карточки со скороговоркой;
  • планшет, маркеры;
  • интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

У.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Объявление темы урока

У. Тема нашего урока « В.Осеева «Печенье». Правописание гласных после шипящих». (Тема записана на интерактивной доске.)

III. Речевая разминка

У. Урок начнём с работы с небольшим стихотворением С.Я.Маршака. (Появляется на доске.)

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

У. Послушайте, я его прочитаю.
У. Какой звук повторяется чаще других?
Д. Звук [ч].
У. Что вы знаете об этом звуке?
Д. Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.
У Какими буквами обозначается этот звук?
Д. Буквами Ч (ч). (Появляется на доске.)
У. Какие ещё есть буквы, обозначающие согласный, глухой всегда мягкий звук?
Д. Это буквы Щ и щ.
У. Предлагаю вам поработать парами. Прочитайте друг другу двустишие по очереди. Продиагностируйте работу товарища. Кому понравилось, как прочитал товарищ – поднимите правую руку.

У. Теперь прочитаем хором, сопровождая чтение хлопками.
У. Найдите и прочитайте родственные слова.
Д. Это слова – часовщик и часики.
У. Докажите.

 IV. Изучение нового материала

1. Работа со слияниями

У. Вы сказали, что [ч] и [щ] согласные, всегда мягкие и глухие. Скажите, с какими гласными они дружат?

Появляется запись: а, е, и, ю, я, у, ы.

Учитель переносит названные буквы поближе к согласным. Ученики выходят к доске и соединяют линией буквы ч и щ с нужными гласными, а остальные прочитывают, что получилось.

У. Прочитаем хором, что у нас получилось: ча, ща, чу, щу, чи, щи, че, ще.
У. Какое правило вы уже знаете? Какие слова вы встречали с этими сочетаниями?
Д. Чайник, чашка, чулан, щи, человек,…

2. Физминутка

3. Звуко-буквенный анализ слова ЧАЙ

У. Предлагаю поработать со словом чай. Скажите, сколько букв в слове чай? Сколько звуков?
У. Составим звуковую схему.

На доске появляется схема: Дети работают с фишками.

У. Какого цвета первый квадрат, второй, третий? Почему?
У. Что вы знаете о чае? Какой бывает чай?

На доске появляется запись:

Чай (какой?) вкусный,
солёный
сладкий
ароматный

Дети выходят к доске и переносят нужное слово на первую строчку.

4. Работа в тетрадях

У. Что вы видите на верхней строчке в тетради?
Д. Мы видим чашки.
У. Сколько их?
Д. Четыре.
У. Дорисуйте все чашки по образцу первой и закрасьте по порядку расположения звуков в схеме. (Зелёный, красный, зелёный, …)

5. Физминутка для глаз

6. Работа с текстом

У. Ребята, сейчас я вам прочитаю произведение В.Осеевой. Посмотрите внимательно на портрет писателя и скажите, что вы думаете об этом человеке. (Высказывания детей.)

Осеева Валентина Александровна (1902-1969)

У. С чем вы любите пить чай?
Д. Мы любим пить чай с …
У. Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье». Внимательно послушайте и определите его жанр. (Учитель читает, а дети слушают.)
У. К какому жанру относится произведение?
Д. Это рассказ.
У. Как мы обозначаем рассказ?
Д. Рассказ мы обозначаем прямоугольником. (Учитель работает на доске, а ученики на планшете.)

У. Какого цвета будет прямоугольник? Почему?
Д. Прямоугольник будет жёлтого цвета, так как рассказ о детях. (Прямоугольник закрашивается.)
У. Назовите героев рассказа.
Д. Мама, бабушка, Вова и Миша.
У. Запишем их заместителями.(На доске появляется запись):

м б В М

У. Все ли герои вам понравились? Почему?
У. Кто ещё считает, что Вова и Миша поступили неправильно? Дадим им характеристику. Какой Вова?

На доске запись:

Вова

Миша

 

 

 

вежливый
внимательный
жадный
эгоист

Ученики выходят к доске и подводят слова к Вове.

У. Что скажем о Мише?
Д. Миша тоже жадный и эгоист.
У. Кто такой эгоист?

7. Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д.Ушакова

8. Продолжение работы

У. Значит оба мальчика поступили неправильно и поступки их отрицательные. Кто из вас поступает так же, как Вова и Миша? Как поступили бы вы? Чему нас учит это произведение?
У. Найдите и прочитайте слова с сочетаниями ча и ща.

 V. Закрепление

На доске записаны предложения.

Бабушка налила чяй.
ребята любят чай.
Миша и вова – чюдесные ребята.

У. Посмотрите на доску и скажите, что здесь записано?
Д. Это предложения.
У. Что можно сказать о записи этих предложений?
Д. Они записаны с ошибками.
У. Найдите ошибки и исправьте! (Ученики выходят к доске и исправляют ошибки, доказывая свое решение.)

VI. Подведение итогов урока

У. Скажите, над каким правилом мы работали на уроке? Как называлось произведение, с которым вы познакомились? Кто автор рассказа?

На доске открывается снова первая страница, на которой записана тема урока.

У. Продиагностируйте свою работу и работу товарищей. Если вы всё поняли, и вам понравилось на уроке – нарисуйте на планшете солнышко. Если вы чего-то не поняли, и вам не понравилась ваша работа – тучку.

 У. Всем спасибо.