Комбинированный урок (русский язык + краеведение) в 4-м классе (по программе "Школа России") по теме "Обобщение знаний об именах существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление пройденного об имени существительном как части речи с использованием материала по краеведению;
  • закрепление правописания изученных орфограмм;
  • развитие устной и письменной речи обучающихся, познавательного интереса, стремления к интеллектуальному самосовершенствованию.

Ход урока

I. Устное повторение – актуализация изученного материала

а) Какова роль разных частей речи в художественном тексте?

б) Что мы знаем об изменении по падежам имени существительного?

– Какие три типа склонения имени существительного вам известны?

– Какие существительные не склоняются?

– Как выполняется проверка написания безударных окончаний, безударные окончания родительного, дательного, предложного падежей.

– Склонение имен существительных во множественном числе.

– Правописание ь после шипящих на конце имен существительных

– Виды и способы определения типа имен существительных (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число).

II. Чистописание

Словарная работа: используя порядковый номер буквы в алфавите, запиши ее правильно, составь и расшифруй слово:

10

8

6

3

19

12

Запишите, соблюдая требования каллиграфии и орфографии.

1. Лимон, лагерь, овес, язык, одежда.

Выделите безударные гласные слов лимон, лагерь.

Согласные слова овес.
Парный глухой слова язык.
Четвертую букву слова одежда.

Составьте слово, запишите, назовите орфограмму. (Ижевск.)

Что сможете рассказать гостям города о нем? Какие места покажете? Какие разные имена были в истории города?

2. Слово, его значение. Какой вопрос можно поставить к слову?

Разложение слова на буквы и звуки. Проговаривание по слогам, место каждого звука в слове и его характеристика . Деление на слоги и для переноса, постановка ударения.

Часть речи. Определение типа имени существительного (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число). Изменение по падежам, определение склонения

Сочетаемость с другими частями речи, словосочетания и предложения со словом

– Где может быть ошибка, как ее предупредить(в какой части слова, какое правило применимо). Правописание парных согласных на конце слов.

– Образуйте родственные слова (ижевчане, ижевский). Как еще назывались жители в разные годы? (ижевняки, ижевцы). Почему?

Устное склонение слова ижевчане. Особенности склонения существительных во множественном числе? В какой природной зоне расположен?

III. Комментированное письмо с грамматическим заданием

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Определить склонение и падеж существительных.

  1. Зелёные ёлочки выгибают колючие ветки.
  2. Красуется белая берёзка с душистыми листочками.
  3. Дрожит серая осина.

– А какие еще деревья можно встретить в лесах Удмуртии?

Одинаков ли лес на севере и юге республики?

У каких поэтов есть стихотворения о красоте наших лесов?

IV. Прочитать предложения, расставить знаки препинания

1. Дети собирали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.

– Из листьев какого дерева можно составить такой букет?

2. Осенью ёж забирается в нору енота или барсука.

3. Белка наелась оглянулась и исчезла.

– Определение склонения и падежа имен существительных. Правописание безударных окончаний имен существительных.

– Каких еще обитателей лесов Удмуртии знаете? (Cоставление предложения с однородными членами и комментирование выбора знаков препинания для записи предложения.)

V. Упражнение в распознавании имен существительных

– Списать, вставив пропущенные буквы. Устно подобрать проверочные слова.

– На какое правило эти слова? (Задание дается на подготовленной карточке.)

Среди ре...ких бере... прячутся в траве кре...кие боровики. Розовеют мокрые сырое...ки. В ельнике растут сколь...кие грузди. На ни...ких пнях жмутся дру... к дру...ке ле...кие м...лыш...-опята.

– Выделение из текста существительных и определение их склонения и падежа.

– Какие признаки каждого вида грибов употребляются?

– Съедобные и несъедобные грибы наших лесов

VI. Повторение. Тестовый контроль с применением набора цифр

Дети показывают цифрой правильный вариант ответа/

1. Безударную гласную можно проверить:

а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.

2. Безударная гласная в корне слова:

а) сосна;
б) бумага;
в) смола.

– Что общего у слов с позиций краеведения? А с позиций русского языка? Определи часть речи, склонение.

3. Родственными словами являются:

а) осинник, осина, осиновый;
б) вода, подводный, водить, водяной.

4. Проверочными словами к слову р...бина являются:

а) ребус;
б) рябиновый;
в) рябит;
г) рябь.

– Различие и сходство с позиций русского языка и краеведения рябины и осины.

5. В словах нельзя проверить безударную гласную в корне:

а) гречиха;
б) ячмень;
в) овес;
г) пшеница.

– Какие еще культуры можно встретить в растениеводстве Удмуртии ?

6. Всю ночь л__тает, мышей по__дает, а станет св__тло, л__тит в дупло.

В словах пропущены буквы: а) е; б) и;

Какие еще хищные птицы обитают в наших лесах?

VII. Графический диктант

(Читая, учитель делает остановку, а дети записывают окончание.)

Какая безударная гласная в окончании имени существительного:

В любой чащобе лишних нет деревьев,
И если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты.
Как согревает сердце чье-нибудь участье,
Когда слепой беды наступит срок,
Так и тогда бывает счастлив,
Когда он на земле не одинок.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы
Не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
(Флор Васильев)

– О чем хотел сказать автор читателям? Важно ли это в наши дни?

Демонстрация книг писателя для самостоятельного чтения.

VIII. Итог урока

Оценки.

Самооценка активности работы на уроке и уровня усвоения материала.