Цели:
- закрепление пройденного об имени существительном как части речи с использованием материала по краеведению;
- закрепление правописания изученных орфограмм;
- развитие устной и письменной речи обучающихся, познавательного интереса, стремления к интеллектуальному самосовершенствованию.
Ход урока
I. Устное повторение – актуализация изученного материала
а) Какова роль разных частей речи в художественном тексте?
б) Что мы знаем об изменении по падежам имени существительного?
– Какие три типа склонения имени существительного вам известны?
– Какие существительные не склоняются?
– Как выполняется проверка написания безударных окончаний, безударные окончания родительного, дательного, предложного падежей.
– Склонение имен существительных во множественном числе.
– Правописание ь после шипящих на конце имен существительных
– Виды и способы определения типа имен существительных (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число).
II. Чистописание
Словарная работа: используя порядковый номер буквы в алфавите, запиши ее правильно, составь и расшифруй слово:
10 |
8 |
6 |
3 |
19 |
12 |
Запишите, соблюдая требования каллиграфии и орфографии.
1. Лимон, лагерь, овес, язык, одежда.
Выделите безударные гласные слов лимон, лагерь.
Согласные слова овес.
Парный глухой слова язык.
Четвертую букву слова одежда.
Составьте слово, запишите, назовите орфограмму. (Ижевск.)
Что сможете рассказать гостям города о нем? Какие места покажете? Какие разные имена были в истории города?
2. Слово, его значение. Какой вопрос можно поставить к слову?
Разложение слова на буквы и звуки. Проговаривание по слогам, место каждого звука в слове и его характеристика . Деление на слоги и для переноса, постановка ударения.
Часть речи. Определение типа имени существительного (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число). Изменение по падежам, определение склонения
Сочетаемость с другими частями речи, словосочетания и предложения со словом
– Где может быть ошибка, как ее предупредить(в какой части слова, какое правило применимо). Правописание парных согласных на конце слов.
– Образуйте родственные слова (ижевчане, ижевский). Как еще назывались жители в разные годы? (ижевняки, ижевцы). Почему?
Устное склонение слова ижевчане. Особенности склонения существительных во множественном числе? В какой природной зоне расположен?
III. Комментированное письмо с грамматическим заданием
Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Определить склонение и падеж существительных.
- Зелёные ёлочки выгибают колючие ветки.
- Красуется белая берёзка с душистыми листочками.
- Дрожит серая осина.
– А какие еще деревья можно встретить в лесах Удмуртии?
Одинаков ли лес на севере и юге республики?
У каких поэтов есть стихотворения о красоте наших лесов?
IV. Прочитать предложения, расставить знаки препинания
1. Дети собирали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.
– Из листьев какого дерева можно составить такой букет?
2. Осенью ёж забирается в нору енота или барсука.
3. Белка наелась оглянулась и исчезла.
– Определение склонения и падежа имен существительных. Правописание безударных окончаний имен существительных.
– Каких еще обитателей лесов Удмуртии знаете? (Cоставление предложения с однородными членами и комментирование выбора знаков препинания для записи предложения.)
V. Упражнение в распознавании имен существительных
– Списать, вставив пропущенные буквы. Устно подобрать проверочные слова.
– На какое правило эти слова? (Задание дается на подготовленной карточке.)
Среди ре...ких бере... прячутся в траве кре...кие боровики. Розовеют мокрые сырое...ки. В ельнике растут сколь...кие грузди. На ни...ких пнях жмутся дру... к дру...ке ле...кие м...лыш...-опята.
– Выделение из текста существительных и определение их склонения и падежа.
– Какие признаки каждого вида грибов употребляются?
– Съедобные и несъедобные грибы наших лесов
VI. Повторение. Тестовый контроль с применением набора цифр
Дети показывают цифрой правильный вариант ответа/
1. Безударную гласную можно проверить:
а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.
2. Безударная гласная в корне слова:
а) сосна;
б) бумага;
в) смола.
– Что общего у слов с позиций краеведения? А с позиций русского языка? Определи часть речи, склонение.
3. Родственными словами являются:
а) осинник, осина, осиновый;
б) вода, подводный, водить, водяной.
4. Проверочными словами к слову р...бина являются:
а) ребус;
б) рябиновый;
в) рябит;
г) рябь.
– Различие и сходство с позиций русского языка и краеведения рябины и осины.
5. В словах нельзя проверить безударную гласную в корне:
а) гречиха;
б) ячмень;
в) овес;
г) пшеница.
– Какие еще культуры можно встретить в растениеводстве Удмуртии ?
6. Всю ночь л__тает, мышей по__дает, а станет св__тло, л__тит в дупло.
В словах пропущены буквы: а) е; б) и;
Какие еще хищные птицы обитают в наших лесах?
VII. Графический диктант
(Читая, учитель делает остановку, а дети записывают окончание.)
Какая безударная гласная в окончании имени существительного:
В любой чащобе лишних нет деревьев,
И если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты.
Как согревает сердце чье-нибудь участье,
Когда слепой беды наступит срок,
Так и тогда бывает счастлив,
Когда он на земле не одинок.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы
Не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
(Флор Васильев)
– О чем хотел сказать автор читателям? Важно ли это в наши дни?
Демонстрация книг писателя для самостоятельного чтения.
VIII. Итог урока
Оценки.
Самооценка активности работы на уроке и уровня усвоения материала.