Урок русского языка по теме "Главные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Главные члены предложения».

Цель урока:

  • Познакомиться с главными членами предложения.
  • Научиться находить их в предложении.

Оборудование: учебник русского языка «К тайнам нашего языка» (М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко), презентация урока, маркерная доска, ноутбук, мультимедиапроектор.

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации (приложение 1).

1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке  мы откроем следующий секрет предложения, для этого отправимся в путешествие в город Предложение. С нами в путь отправляется и наш друг – мальчик-иностранец Джон.

2. Словарно-орфографическая работа

- Что возьмём с собой в дорогу? (Приложение 1, слайд 4)

- Записать слова, вставив пропущенные буквы. Обозначить все орфограммы. Какое слово ключевое? (Предложение.)

3. Изучение нового материала.

Цель поездки: Познакомиться с главными членами предложения, научиться находить их в предложении.

Задачи:

  • Какие члены предложения называются главными и почему?
  • Сколько их? Как найти?
  • Чем отличается один главный член предложения от другого?

Гипотеза: известно, что в тексте всегда есть основная мысль; у слов – основа слова, значит, у предложения тоже есть своя основа.

  • Метод исследования: наблюдение и анализ.
  • Объект исследования: предложение.

- Мы подъехали к городу. Нас встречает Мудрая сова. Она будет помогать нам в раскрытии секрета. Следующее задание будем делать в группах.

- Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Докажите.

  1. Легко, съехала, с, горы, на, лыжах .
  2. Мальчики, снежки, в .
  3. Кошка, нос, моет, снегом.

- Мы записали только одно предложение: Кошка снегом моет нос, потому что в нём выражена законченная мысль. В 1 группе слов непонятно о ком говорится, значит мысль незакончена. Во 2 группе слов непонятно, что делали мальчики, значит мысль незакончена.

Проблемный вопрос: Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним?

  • Девочка  легко  съехала с горы на   лыжах.
  • Мальчики  играют в снежки.

- Сколько членов предложения, сосчитайте? Докажите. (В 1 предложении - 5 членов предложения, во 2 – 3, т.к. членами предложения могут быть только самостоятельные части речи.)

- Вернёмся к первому предложению. Попробуйте убрать 1 член предложения. Мысль остаётся? (Нет.) Подчеркнём его одной чертой.  На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является? Второй член предложения?  (Да.) Третий? (Нет.) Подчеркнём его двумя чертами. На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является? Четвёртый? (Да.) Пятый? (Да.)

- Итак, мы нашли главные члены предложения.

А почему  без вставленных слов не получались предложения?

Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.

Проблемный вопрос: Сколько их? Чем они отличаются?

 

- Найдём главные члены предложения в следующем предложении. Как будем находить? Для этого задаём сразу два вопроса: кто? что? – что делает?

- Какого члена предложения не хватало в первом предложении?  (Подлежащего.) Во втором? (Сказуемого.)

Далее снова работа в группах. Найти главные члены предложения в записанном в тетради предложении. Докажите.

- А почему одной чертой ты подчеркнул слово кошка, а не нос? Оно ведь отвечает на  вопрос кто? что? Разве оно не подлежащее? Как быть, если два слова отвечают на вопрос кто? что?

Помни! Слово в винительном падеже часто хочет выдать себя за подлежащее! Чтобы не попасть в его ловушку, используй совет:

Тебе может помочь слово «лиса» (лиса – лису).

4. Закрепление нового материала

Мудрая сова хочет убедиться, что вы поняли секрет предложения. Найдите главные члены предложения (самостоятельно).

  • Мама купила билеты в кино.
  • Дует холодный северный ветер.
  • Белые снежинки падают на землю.

5. Итог урока

Ура! Мы открыли секрет предложения! Подлежащее и сказуемое создают основу предложения.

Возвращаемся домой

6. Домашнее задание.

С. 31, упр.419, повторить правила.

(Презентация см. приложение 1.)

Список литературы

1. Соловейчик  М.С., Кузьменко Н.С.  К тайнам нашего языка: методические рекомендации (3 класс), 4 изд. Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2007.     

2 . Соловейчик  М.С., Кузьменко Н.С. Учебник «К тайнам нашего языка», 3 класс, 4 изд. Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2006

3. Соловейчик  М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь – задачник «К тайнам нашего языка», 3 класс, 4 изд. Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2006