Цель: Повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся о сложносочиненном предложении; повторить знаки препинания в сложносочиненных предложениях; составлять схемы сложносочиненных предложений
I. Орг.момент. Формулировка задач урока.
II. Практикум.
Задание 1. Повторение теоретического материала.
Слайд 1.
а) Какое из следующих утверждений верно:
1) Простые предложения соединяются в
сложные при помощи интонации и союзов.
2) Сложные предложения могут быть
сложносочиненными, сложноподчиненными и
союзными.
3) Простые предложения в составе сложного
обладают интонационной законченностью.
4) Сложными называются предложения, состоящие из
двух или нескольких простых, соединенных в одно
целое по смыслу и интонационно.
Слайд 2
Дополните схему:
Слайд 3
Дополните:
- Сочинительные союзы делятся на
разделительные, ………….., противительные.
- Между частями сложносочиненного предложения
ставится тире, если одна из частей имеет значение
результативности или ………….. .
- Запятая перед союзом “и” не ставится, если
простые предложения в составе сложносочиненного
имеют ………….. .
Задание 2.
Компьютерное тестирование.Работа с материалами компьютерного комплекса “1С: Репетитор. Русский язык” (тема “Сложносочиненные предложения ”). Работа с тренировочной частью программы. Результаты тестирования анализируются, разбираются случаи, вызвавшие наибольшее затруднение
Слайд 4.
К данным предложениям присоединить простое (назывное, определенно- личное, неопределенно-личное, безличное), образуя сложносочиненное предложение, расставить знаки препинания. Указать вид присоединенного предложения.
1. Вставало безоблачное небо и ... . 2. … и серое небо висит над городом. 3. На вечерних улицах зажглись огни и … . 4. Днепровские воды оросили засушливые земли и … . 5. Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству, сестренку и … . 6. Ярко светятся окна нового клуба и … .
Слайд 5
Продолжить предложения так, чтобы союз “и” соединял:
а ) однородные члены,
б) простые предложения.
Обозначить главные члены прдлоэения:
1. Задул суховей… . 2. Приближалось лето … . 3. В лесу появились первые ягоды … . 4. На столе стоял букет цветов … .
Слайд 6.
Составить сложносочиненные предложения по данному началу и построить их схемы.
1. Еще десять шагов – и … . 2. Одно мгновение – и … . 3. Первые капли дождя – и … .
Задание 3.
Записать текст, расставить знаки препинания. Определить количество и вид простых предложений в составе каждого сложносочиненного. Объяснить, почему автор в описании лесного ручья использовал преимущественно сложносочиненные предложения.
Лесной ручей
Я иду по берегу своего любимого ручья самой ранней весной. На мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от того она журчит о корне и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.
Новые и новые препятствия встречает вода и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол елки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам и в дрожи этой рождается звук и гудит, будто травы растут под музыку.
А то вот большой завал, и вода как бы робщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск.
И под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из под воды и на берегах.
Задание 4.
Вы справились с определением сложносочиненных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте. Следующее задание составлено по типу тех, что предлагается на ЕГЭ.- Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы- так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.
(2) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы общества и друзей ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь- любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…
В.Астафьев
1. Какой вопрос остается вне поля зрения автора?
1) Что определяет характер человека?
2) Каково соотношение добра и зла в мире?
3) Что такое дружба?
4) Что такое коллектив?
2. Какое утверждение противоречит позиции автора?
1) На формирование человека влияет
прежде всего коллектив, а затем уже семья и
друзья.
2) На свете добрых людей больше, чем злых.
3) Дружба не дается даром, ее нужно заслужить.
4) В каждом человеке есть индивидуальные черты,
присущие только ему.
3. Определите стиль и тип речи текста.
1) Разговорный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, рассуждение-
размышление;
3) художественный стиль, описание;
4) научный стиль, рассуждение- размышление
4. Из предложений 1- 4 выпишите сочинительный союз
5. Среди предложений 4-9 найдите сложное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением. Напишите его номер.
Задание 5.
Попробуйте написать сочинение- миниатюру по картине, используя сложносочиненные предложения и употребляя разные союзы.Слайд 7.
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 сочинения.