Проект "Зеленый «друг» для мамы", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: проектная деятельность, окружающий мир, внеурочная деятельность


Любой ребёнок “великий почемучка”. Когда становится что-то непонятно, первый вопрос “почему?” Что же явилось причиной создания проекта? Каждый ребёнок любит не только получать подарки, но и дарить. В этом году мои четвероклассники задумались, что же подарить мамам на 8 марта? Хотелось что-то неожиданное. Тесное содружество с учителем биологии, её изумительный кабинет, где множество красивых и интересных комнатных цветов, так родилась эта идея – вырастим и подарим каждой маме, выращенный самостоятельно цветок. Привлекли внимание - пеларгонии. Попросили черенки, поставили в воду 21 декабря. Вернувшись с каникул, то увидели, что из 18 отростков, только 5 дали корни. Почему погибли отростки? Низкая температура воздуха? Редко меняли воду? Плохое освещение? На эти и многие вопросы решили найти ответ, проведя исследовательскую работу “Выращивание комнатных растений”.

Тип проекта: исследовательско - информационный.

Цель проекта: вырастить комнатный цветок пеларгонию для мамы к дню 8 марта.

Задачи проекта:

1. Расширить знания учащихся о многообразии комнатных растений.
2. Обратить внимание на содержание комнатных растений в зимнее время.
3. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
4. Формировать навыки работы в команде.
5. Воспитывать чувство внимания, бережного отношения к близким.

Ожидаемые результаты

Для детей:

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности учащихся;
- развитие у учащихся инициативы и самостоятельности.

Для педагога:

- внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы по эколого-познавательной деятельности;
- самореализация и личностный профессиональный рост.

Для родителей:

- укрепление сотрудничества учащихся и родителей.

Работа в коллективе позволит участвовать детям с разными способностями.

В ходе проекта дети научатся:

- вести наблюдения;
- проводить опыты;
-работать с документальными источниками информации (энциклопедиями, справочниками, Интернетом);
- верно, подбирать почву для посадки комнатных цветов;
- правильно ухаживать за комнатными цветами;

Этапы проекта

1 этап – подготовительный (с 14 января по 1 февраля).
2 этап – исследовательская работа (с 1 февраля по 1 марта)
3 этап – представление (презентация 8 марта)
4 этап – оценка результатов исследовательской работы (по 15 марта)

Участники проекта

- учащиеся 4-а класса
- учитель начальных классов, учитель биологии
- родители

Сбор информации

После постановки проблемного вопроса – сбор информации и её анализ:

1. Опрос (анкетирование) родителей.

А) Любите ли вы комнатные цветы?
Б) Какие комнатные цветы самые любимые?
В) Какую пользу они приносят человеку?
Г) Хотели бы вы получить в подарок комнатный цветок?

Анкетирование дало следующие результаты:

А) 100% - да;
Б) бальзамин – 4 человека;
саньсевьера – 2 человека;
традесканция – 3 человека;
плющ – 1 человек;
колеус – 1 человек;
пеларгония – 7 человек.
В) Создают уют, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, украшают дом, очищают воздух, лечат людей.
Г) 100% - да. У одного человека аллергия на цветы, но он их очень любит.

Модель реализации проекта

№ п/п

Действия

Сроки

Ответственные

1.

Формирование групп по интересам:

Ботаники
оформители
литераторы

14 – 18 .01. 08

Учитель

2.

Сбор и изучение литературы по комнатным растениям

19 - 31. -01. 08

Учащиеся

учителя

3.

Изучение условий, необходимых для выращивания комнатных цветов (приложение № 1)

1 - 18. 02. 08

Учащиеся

4.

Изучение комнатных цветов, которые подходят для выращивания в наших условиях.

Способы размножения комнатных цветов. (Пр. № 2, )

1 - 18. 02

 

5.

Проведение опытов:

- два одинаковых отростка пеларгонии поместить в воду. Один поставить в тёмное место, второй – на свет. (Пр. № 3)
- поместить два одинаковых отростка комнатного цветка в обычную воду, и в воду, подкрашенную тушью. (Пр. №4)
- поместить два одинаковых отростка комнатного цветка на холодное окно и в тёплое место.
(Пр. № 5)
- исследовать почву для посадки комнатных цветов (Пр. № 6).

1 – 18. 02

Учащиеся

Учитель

6.

Сбор черенков пеларгонии, постановка в воду (Пр. №7)

1 – 18. 02

Учащиеся

7.

Посадка комнатных цветов. (Пр. №7)

18. 02

Учащиеся

8.

Уход за комнатными цветами

18. 02 – 6. 03

Учащиеся

9.

Представление результатов исследования (Презентация)

7. 03

Учащиеся

Учитель

10.

Подведение итогов. Анализ проекта. Планы на будущее.

по 15.03

Учащиеся

Учителя

Перечень форм и методов реализации проекта

  1. Наблюдение и экскурсии в кабинет биологии.
  2. “Уроки доброты”
  3. Познавательное чтение. Сочинение сказок, стихов, загадок, легенд о цветах.
  4. Конкурсы, викторины: “Бал цветов”, “Звёздный час”, “Легенды о цветах”, “Цветы в нашем доме”.
  5. Практикум “Осторожно! Эти комнатные цветы – ядовиты”.
  6. Интегрированный урок. “ Уход за комнатными цветами”.
  7. Тестирование “Правила ухода за комнатными цветами”.
  8. Конкурсы “Умелые ручки” - изготовление панно их различных материалов.
  9. Природоохранные акции.
  10. Инсценировка сказки “Репка” и показ в детском саду “Рябинушка”.

Заключение

“Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю.
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою”.

И. Романова.

Используемая литература

  1. Верзилин Н.М. “Путешествие с домашними растениями” Л. Дет. лит. 1970 г.
  2. Золотницкий Н.Ф. “Цветы в легендах и преданиях” Киев, Донецк 1994 г.
  3. Тельнуховская А.Р. “Цветы нашего сада” Новосибирск, 1996 г.
  4. Миловидова И.Б. “Цветы вокруг нас” Саратов, 1986 г.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 2 Биология, 19991 г.
  6. Кудрявец Д.Д., Петренко Н.А. “Как вырастить цветы” Книга для учащихся. М. Просвещение, 2001 г.
  7. Гилберт Р. “Комнатные растения” Практическое руководство. Лондон, Москва, 1997 г.