Цели:
- Знакомство с жанром Песня.
Задачи:
- Формирование представления о песне как истоке и вершине музыки.
- Формирование слушательской культуры.
- Развитие творческой активности, ритмического, ладового чувства.
- Воспитание интереса и любви к народной и классической музыке передающей красоту человеческих чувств.
Оборудование:
- АРМ учителя,
- фортепиано,
- презентация.
Музыкальный материал:
- В.Калистратов, сл. Приходько “Пешком шагали мышки”
- Д. Кабалевский “Клоуны”.
- Д.Кабалевский “Наш край”.
- Рус.нар песня “А я по лугу”.
- И.Дунаевский “Марш”.
- Д.Кабалевский “Марш”.
Ход урока
1. Вход в класс. Музыкальное приветствие.
2. Распевка “Я здесь”.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в необыкновенный воображаемый мир. Его невозможно потрогать руками, увидеть глазами, понюхать или попробовать на вкус. Зато можно воспринять всем сердцем и душой. Приступаем к изучению маршрута.
Мы направляемся в МОРЕ МУЗЫКИ. Ой, ребята, а один из обитателей моря музыки уже здесь! Какой “кит” “проплыл” когда мы входили в класс?
Учащиеся: Марш.
Слайд 1
Учитель: А какой характер у марша.
Учащиеся: Маршевый, бодрый, четкий.
Учитель: кто может шагать под марш?
Учащиеся: Все – солдаты, дети, солдатики игрушечные.
Слайд 2
Учитель: Ребята, давайте сейчас поиграем в игру “Угадай кто шагает?”
(Учитель исполняет различные марши – военный, детский, марш оловянных солдатиков – а учащиеся изображают соответствующие движения)
Молодцы! А мышки могут шагать?
Учащиеся: Да
Учитель: Но прежде чем начать петь веселую песню про мышат нам нужно настроить наш музыкальный инструмент – голос.
Проводится артикуляционная гимнастика и распевка “Качели” исп. песни “Пешком шагали мышки”
Учитель: Какие бывают марши?
Учащиеся: Различные.
Учитель: Ребята, закрыли глазки и превратились в “Большое ухо”.
Звучит музыка Д.Кабалевского “Клоуны”
Какой “кит” сейчас “проплыл” в нашем классе?
Учащиеся: танец.
Слайд 3
Учитель: Почему вы так думаете? Как вы узнали?
Учащиеся: Характер произведения танцевальный, смешной.
Учитель: Кто, по вашему мнению, может так задорно и смешно танцевать?
Кто нам дарит смех и радость?
Учащиеся: Клоуны!
Слайд 4
Учитель: Конечно клоуны. И произведение называется “Клоуны”, а сочинил его замечательный композитор и друг всех ребят Д. Б. Кабалевский.
Кто может танцевать? Как можно танцевать?
Учащиеся: парами, ансамблем, солистом.
Слайд 5
Учитель: вот жители сказочного леса тоже могут танцевать. В этом мы сейчас убедимся в игре “Кто танцует”
Работа с карточками. (Учитель играет фрагменты танцевальной музыки, учащиеся поднимают карточку с изображением того или иного “жителя” леса)
Молодцы!
Учитель: Какие бывают танцы?
Учащиеся: Различные.
4. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, закрыли глазки и превратились в “Большое ухо”.
В исполнении учителя звучит песня Д.Б.Кабалевского “Наш край”
Какой “кит” сейчас “проплыл” в нашем классе?
Учащиеся: ПЕСНЯ.
Слайд 6
Учитель: Кто может исполнять песню?
Учащиеся: ВСЕ.
Слайд 7
Учитель: Правильно. Кто узнал эту песню? Как она называется?
Учащиеся: “Наш край”.
Учитель: Ребята о чем поется в этой песне?
Учащиеся: О родной земле, о природе, о красоте.
Учитель: какой характер песни?
Учащиеся: Нежный, ласковый.
Учитель: Правильно. Значит и исполнять мы будем ласково, звуковедение плавное, в спокойном темпе.
Повторяются и четко проговариваются слова 1 и 2 куплетов. Затем исполняется под музыкальный аккомпанемент. Разучивание 3 куплета.
Учитель: (исп. Фрагмент песни “А я по лугу”) Кто узнал произведение? Какая по характеру песня?
Учащиеся: шутливая.
Исполнение песни-хоровода. Звучит песня “Осень” в исполнении учителя.
Учитель: Ребята о чем поется в этой песне?
Учащиеся: об осени.
Учитель: Какой характер песни?
Учащиеся: Грустный, печальный.
Учитель: Да, мелодия грустная, но светлая. Как и время года, которую нам она нарисовала. Ребята, а какими красками “рисует” музыка?
Учащиеся: Музыкальными.
Учитель: Прислушайтесь, мои фантазеры! Слышите? Это шумит МОРЕ ЗВУКОВ! Далее наш путь проляжет по звуковым волнам и здесь нас тоже ждет немало интересных открытий. Какие мы знаем звуки по высоте?
Учащиеся: высокие, средние, низкие.
Учитель: А можно ли высоту звука изобразить линией? (Ответы учащихся) Можно. У музыкантов даже есть такое понятие – “звуковая линия”. Давайте попробуем нарисовать линию и озвучить её.
1. 2.
3.
4.
Учитель: Но ведь еще есть и другие звуки, не музыкальные. Назовите их.
Учащиеся: Шумовые (стук, хлопок, топот, лай, скрип и т. д)
Проводиться игра “Внимание”
5. Закрепление.
Учитель: Какие сегодня на уроке звучали песни?
Учащиеся: “Пешком шагали мышки”, “Наш край”, “Осень”, “А я по луг”
Учитель: Какие они по характеру одинаковые или различные:
Слайд 8
Учащиеся: Различные – веселые, грустные, нежные, шутливые.
Учитель: Правильно, ребята.
ПЕСНИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ, НО ЛЮБУЮ ПЕСНЮ МОЖНО СПЕТЬ.