Песня. Разнообразие песен

Разделы: Музыка


Цели:

  • Знакомство с жанром Песня.

Задачи:

  • Формирование представления о песне как истоке и вершине музыки.
  • Формирование слушательской культуры.
  • Развитие творческой активности, ритмического, ладового чувства.
  • Воспитание интереса и любви к народной и классической музыке передающей красоту человеческих чувств.

Оборудование:

  • АРМ учителя,
  • фортепиано,
  • презентация.

Музыкальный материал:

  • В.Калистратов, сл. Приходько “Пешком шагали мышки”
  • Д. Кабалевский “Клоуны”.
  • Д.Кабалевский “Наш край”.
  • Рус.нар песня “А я по лугу”.
  • И.Дунаевский “Марш”.
  • Д.Кабалевский “Марш”.

Ход урока

1. Вход в класс. Музыкальное приветствие.

2. Распевка “Я здесь”.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в необыкновенный воображаемый мир. Его невозможно потрогать руками, увидеть глазами, понюхать или попробовать на вкус. Зато можно воспринять всем сердцем и душой. Приступаем к изучению маршрута.

Мы направляемся в МОРЕ МУЗЫКИ. Ой, ребята, а один из обитателей моря музыки уже здесь! Какой “кит” “проплыл” когда мы входили в класс?

Учащиеся: Марш.

Слайд 1

Учитель: А какой характер у марша.

Учащиеся: Маршевый, бодрый, четкий.

Учитель: кто может шагать под марш?

Учащиеся: Все – солдаты, дети, солдатики игрушечные.

Слайд 2

 

Учитель: Ребята, давайте сейчас поиграем в игру “Угадай кто шагает?”

(Учитель исполняет различные марши – военный, детский, марш оловянных солдатиков – а учащиеся изображают соответствующие движения)

Молодцы! А мышки могут шагать?

Учащиеся: Да

Учитель: Но прежде чем начать петь веселую песню про мышат нам нужно настроить наш музыкальный инструмент – голос.

Проводится артикуляционная гимнастика и распевка “Качели” исп. песни “Пешком шагали мышки”

Учитель: Какие бывают марши?

Учащиеся: Различные.

Учитель: Ребята, закрыли глазки и превратились в “Большое ухо”.

Звучит музыка Д.Кабалевского “Клоуны”

Какой “кит” сейчас “проплыл” в нашем классе?

Учащиеся: танец.

Слайд 3

Учитель: Почему вы так думаете? Как вы узнали?

Учащиеся: Характер произведения танцевальный, смешной.

Учитель: Кто, по вашему мнению, может так задорно и смешно танцевать?

Кто нам дарит смех и радость?

Учащиеся: Клоуны!

Слайд 4

Учитель: Конечно клоуны. И произведение называется “Клоуны”, а сочинил его замечательный композитор и друг всех ребят Д. Б. Кабалевский.

Кто может танцевать? Как можно танцевать?

Учащиеся: парами, ансамблем, солистом.

Слайд 5

 

Учитель: вот жители сказочного леса тоже могут танцевать. В этом мы сейчас убедимся в игре “Кто танцует”

Работа с карточками. (Учитель играет фрагменты танцевальной музыки, учащиеся поднимают карточку с изображением того или иного “жителя” леса)

 

Молодцы!

Учитель: Какие бывают танцы?

Учащиеся: Различные.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, закрыли глазки и превратились в “Большое ухо”.

В исполнении учителя звучит песня Д.Б.Кабалевского “Наш край”

Какой “кит” сейчас “проплыл” в нашем классе?

Учащиеся: ПЕСНЯ.

Слайд 6

Учитель: Кто может исполнять песню?

Учащиеся: ВСЕ.

Слайд 7

 

Учитель: Правильно. Кто узнал эту песню? Как она называется?

Учащиеся: “Наш край”.

Учитель: Ребята о чем поется в этой песне?

Учащиеся: О родной земле, о природе, о красоте.

Учитель: какой характер песни?

Учащиеся: Нежный, ласковый.

Учитель: Правильно. Значит и исполнять мы будем ласково, звуковедение плавное, в спокойном темпе.

Повторяются и четко проговариваются слова 1 и 2 куплетов. Затем исполняется под музыкальный аккомпанемент. Разучивание 3 куплета.

Учитель: (исп. Фрагмент песни “А я по лугу”) Кто узнал произведение? Какая по характеру песня?

Учащиеся: шутливая.

Исполнение песни-хоровода. Звучит песня “Осень” в исполнении учителя.

Учитель: Ребята о чем поется в этой песне?

Учащиеся: об осени.

Учитель: Какой характер песни?

Учащиеся: Грустный, печальный.

Учитель: Да, мелодия грустная, но светлая. Как и время года, которую нам она нарисовала. Ребята, а какими красками “рисует” музыка?

Учащиеся: Музыкальными.

Учитель: Прислушайтесь, мои фантазеры! Слышите? Это шумит МОРЕ ЗВУКОВ! Далее наш путь проляжет по звуковым волнам и здесь нас тоже ждет немало интересных открытий. Какие мы знаем звуки по высоте?

Учащиеся: высокие, средние, низкие.

Учитель: А можно ли высоту звука изобразить линией? (Ответы учащихся) Можно. У музыкантов даже есть такое понятие – “звуковая линия”. Давайте попробуем нарисовать линию и озвучить её.

1. 2.

3.

4.

Учитель: Но ведь еще есть и другие звуки, не музыкальные. Назовите их.

Учащиеся: Шумовые (стук, хлопок, топот, лай, скрип и т. д)

Проводиться игра “Внимание”

5. Закрепление.

Учитель: Какие сегодня на уроке звучали песни?

Учащиеся: “Пешком шагали мышки”, “Наш край”, “Осень”, “А я по луг”

Учитель: Какие они по характеру одинаковые или различные:

Слайд 8

Учащиеся: Различные – веселые, грустные, нежные, шутливые.

Учитель: Правильно, ребята.

ПЕСНИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ, НО ЛЮБУЮ ПЕСНЮ МОЖНО СПЕТЬ.

6. Д/з: спой песни вместе с друзьями и родителями.

7. Итог урока.

8. Выход из класса под музыку.

Презентация