Обобщающий урок химии в 8-м классе "Виды химической связи"

Разделы: Химия


Тема: типы химической связи.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных типах химической связи.

Задачи

- Образовательные:

1) актуализировать знания учащихся о различных типах химической связи;
2) повторить схемы образования веществ с разным типом связи;
3) продолжить формирование умения записывать их на примерах;
4) сравнить разные типы связи.

- Развивающие: продолжить формирование идеи познаваемости мира, развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

- Воспитательные: продолжить формирование умений работать в парах, аккуратно вести записи в тетради

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: таблица «Типы химической связи», вещества с различным типом связи, мультимедийный проектор.

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация веществ).

Этапы урока:

1. Организационная часть.
2. Актуализация знаний.
3. Домашнее задание.

Ход урока

Ход урока

Комментарий

1. Организационная часть.

Опорный конспект учащихся - приложение 1.

Презентация - приложение 2.

2. Актуализация знаний.

Учитель (У): Скажите, к чему приводит взаимодействие атомов между собой?

Ответ (О): к образованию химической связи

У: Действительно, и на прошлых уроках мы с вами изучали различные типы связи. Задачи нашего урока сегодня:

1) актуализировать знания о различных типах химической связи.
2) повторить схемы образования веществ с разным типом связи.
3) продолжить формирование умения записывать их на примерах.
4) сравнить разные типы связи.

Слайд №2, 3 (со второго слайда по необходимости можно перейти на любой слайд и наоборот по кнопке перехода вернуться с других слайдов на второй).

Послушайте вопрос-сказку: Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру ее жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни донной свободной монеты (а валюта в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать добрыми и веселыми.

Надо сказать, что высшая знать этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою электронную валюту они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать ее…

Кто были жители этой страны?

О: металлы и неметаллы.

Повторение основных понятий темы.

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя.

У: дайте определения, проверим по слайду.

Где в таблице Менделеева располагаются металлы и неметаллы?

Что происходит с атомами после отдачи и принятия электронов?

Слайд №4, Слайд №5.

О: образуются ионы.

У: Что такое электроотрицательность?

Химическая связь?

Слайд №4.

Давайте определим, какие города этой удивительной страны мы сегодня посетим. Какие виды химической связи вам известны? Заполните схему в путевых дневниках (опорном конспекте).

Учащиеся заполняют схему в опорном конспекте, проверка слайд №6.

Итак, название первого города «ионная связь». Что нам известно о нем и его жителях? Что такое ионная связь? Как она образуется?

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы, проверка слайд №7.

Поиграем в «крестики-нолики», выигрышный путь составляют вещества с ионной связью.

Слайд №8. Учащиеся показывают выигрышный путь в опорном конспекте, затем учитель демонстрирует правильный ответ на слайде.

Запишите схемы образования веществ с ионной связью, выбрав элементы из списка.

Следующий город на нашем пути «ковалентная полярная связь». Что нам известно о нем и его жителях? Дайте определение ковалентной полярной связи? Как она образуется?

Слайд №9. Два ученика работают на доске, остальные в тетради.
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы, проверка слайд №10.

Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из пар элементов, между атомами которых образуется ковалентная полярная связь.

Слайд №11. Учащиеся показывают выигрышный путь в опорном конспекте, затем учитель демонстрирует правильный ответ на слайде.

Составьте схемы образования химической связи между парами атомов, образующими выигрышный путь.

Три ученика работают на доске, остальные в тетради.

Дальше на нашем пути город «ковалентная неполярная связь». Что нам известно о нем и его жителях? Дайте определение ковалентной неполярной связи? Как она образуется?

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы, проверка слайд №12, 13.

Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из веществ, между атомами в которых образуется ковалентная неполярная связь.

Слайд №14. Учащиеся показывают выигрышный путь в опорном конспекте, затем учитель демонстрирует правильный ответ на слайде.

Запишите схемы их образования.
В каком веществе связь более прочная, почему?

Три ученика работают на доске, остальные в тетради.

И последняя остановка «металлическая связь».
Что нам известно о нем и его жителях? Дайте определение металлической связи? Как она образуется?

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы, проверка слайд №15.

Давайте сравним, что общего у всех жителей этих городов (видов химической связи)?  Чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы, проверка слайд №16. Слайд №17.

Игра «Третий лишний»: среди трех предложенных веществ выберите лишнее, объясните почему.
Посмотрев на рисунки, скажите, жителями каких городов являются данные вещества?

Слайд №18.

Давайте, систематизируем наши знания, заполнив таблицу.

Слайд №19. Проверка может быть проведена в парах и фронтально (если класс работает медленно, то таблица может быть дом. заданием).

3. Домашнее задание

Приведите примеры веществ, в состав которых входит Na, O. Какой тип связи в этих веществах? Запишите схемы их образования.

 

Итак, сегодня мы с вами побывали в стране химической связи и основных ее городах. Еще раз назовите в каких?

Соотнесите вид химической связи и формулы веществ. Из букв, соответствующим правильным ответам, у вас получится название химического элемента.

Слайд №3.

Слайд №20. (Дополнительное задание в парах или домашнее задание.)