Тема: типы химической связи.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных типах химической связи.
Задачи
- Образовательные:
1) актуализировать знания учащихся о различных типах химической связи;
2) повторить схемы образования веществ с разным типом связи;
3) продолжить формирование умения записывать их на примерах;
4) сравнить разные типы связи.
- Развивающие: продолжить формирование идеи познаваемости мира, развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные: продолжить формирование умений работать в парах, аккуратно вести записи в тетради
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: таблица «Типы химической связи», вещества с различным типом связи, мультимедийный проектор.
Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация веществ).
Этапы урока:
1. Организационная часть.
2. Актуализация знаний.
3. Домашнее задание.
Ход урока
Ход урока |
Комментарий |
1. Организационная часть. |
Опорный конспект учащихся - приложение 1. Презентация - приложение 2. |
2. Актуализация знаний. Учитель (У): Скажите, к чему приводит взаимодействие атомов между собой? Ответ (О): к образованию химической связи У: Действительно, и на прошлых уроках мы с вами изучали различные типы связи. Задачи нашего урока сегодня: 1) актуализировать знания о различных типах химической связи. |
Слайд №2, 3 (со второго слайда по необходимости можно перейти на любой слайд и наоборот по кнопке перехода вернуться с других слайдов на второй). |
Послушайте вопрос-сказку: Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру ее жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни донной свободной монеты (а валюта в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать добрыми и веселыми. Надо сказать, что высшая знать этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою электронную валюту они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать ее… Кто были жители этой страны? О: металлы и неметаллы. |
Повторение основных понятий темы. Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя. |
У: дайте определения, проверим по слайду. Где в таблице Менделеева располагаются металлы и неметаллы? Что происходит с атомами после отдачи и принятия электронов? |
Слайд №4, Слайд №5. |
О: образуются ионы. У: Что такое электроотрицательность? Химическая связь? |
Слайд №4. |
Давайте определим, какие города этой удивительной страны мы сегодня посетим. Какие виды химической связи вам известны? Заполните схему в путевых дневниках (опорном конспекте). |
Учащиеся заполняют схему в опорном конспекте, проверка слайд №6. |
Итак, название первого города «ионная связь». Что нам известно о нем и его жителях? Что такое ионная связь? Как она образуется? |
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы, проверка слайд №7. |
Поиграем в «крестики-нолики», выигрышный путь составляют вещества с ионной связью. |
Слайд №8. Учащиеся показывают выигрышный путь в опорном конспекте, затем учитель демонстрирует правильный ответ на слайде. |
Запишите схемы образования веществ с ионной связью, выбрав элементы из списка. Следующий город на нашем пути «ковалентная полярная связь». Что нам известно о нем и его жителях? Дайте определение ковалентной полярной связи? Как она образуется? |
Слайд №9. Два ученика работают на доске, остальные в тетради. |
Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из пар элементов, между атомами которых образуется ковалентная полярная связь. |
Слайд №11. Учащиеся показывают выигрышный путь в опорном конспекте, затем учитель демонстрирует правильный ответ на слайде. |
Составьте схемы образования химической связи между парами атомов, образующими выигрышный путь. |
Три ученика работают на доске, остальные в тетради. |
Дальше на нашем пути город «ковалентная неполярная связь». Что нам известно о нем и его жителях? Дайте определение ковалентной неполярной связи? Как она образуется? |
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы, проверка слайд №12, 13. |
Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из веществ, между атомами в которых образуется ковалентная неполярная связь. |
Слайд №14. Учащиеся показывают выигрышный путь в опорном конспекте, затем учитель демонстрирует правильный ответ на слайде. |
Запишите схемы их образования. |
Три ученика работают на доске, остальные в тетради. |
И последняя остановка «металлическая связь». |
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы, проверка слайд №15. |
Давайте сравним, что общего у всех жителей этих городов (видов химической связи)? Чем они отличаются друг от друга? |
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы, проверка слайд №16. Слайд №17. |
Игра «Третий лишний»: среди трех предложенных веществ выберите лишнее, объясните почему. |
Слайд №18. |
Давайте, систематизируем наши знания, заполнив таблицу. |
Слайд №19. Проверка может быть проведена в парах и фронтально (если класс работает медленно, то таблица может быть дом. заданием). |
3. Домашнее задание Приведите примеры веществ, в состав которых входит Na, O. Какой тип связи в этих веществах? Запишите схемы их образования. |
|
Итак, сегодня мы с вами побывали в стране химической связи и основных ее городах. Еще раз назовите в каких? Соотнесите вид химической связи и формулы веществ. Из букв, соответствующим правильным ответам, у вас получится название химического элемента. |
Слайд №3. Слайд №20. (Дополнительное задание в парах или домашнее задание.) |