Весна наступает в этом году ранняя, дружная и, как всегда на Полесье, неожиданная.
Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная торопливая тревога жизни.
(А.И.Куприн).
Цели урока:
- научиться определять тему и главную мысль художественного текста о природе;
- формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства для раскрытия темы и главной мысли текста;
- установить, как отдельные части текста подчинены раскрытию авторского замысла; как они помогают передать состояние души человека.
Содержание урока.
1. Слово учителя.
На этом уроке мы будем отрабатывать навыки написания сочинений на примере художественного текста. С этой целью обратимся к тем печатным текстам, что лежат перед вами.
2. Чтение текста А.И.Куприна учителем.
3. Беседа с классом.
Учитель |
Ученик |
- Можно ли назвать прочитанный отрывок текстом? Докажите. |
- Перед нами текст, т.к. предложения связаны между собой по смыслу и объединены одной темой. |
- В каком стиле написан этот текст? |
- В художественном, т.к. он эмоциональный, образный, создает у читателя определенное настроение. |
- Какой тип текста использовал автор для создания этого текста? |
- Описания. |
- Какие виды описания вы знаете? |
- Описание природы (пейзаж); помещения (интерьер); человека (портрет). |
4. Слово учителя.
Описание природы как самостоятельный, завершенный текст, встречается редко в литературе, только в некоторых жанрах (стихотворение в прозе, лирический этюд), а чаще всего как элементы в художественных произведениях, которые способствуют раскрытию темы и главной мысли.
5. Работа с текстом.
1) Задание учителя:
- Перечитаем выразительно текст и озаглавим его. Определим тему и главную мысль.
Озаглавим: Весна на Полесье.
Тема: описание весенней природы на Полесье.
Главная мысль: слова ранняя, дружная, называют признаки этого явления и одновременно выражают главную мысль: ранняя, дружная весна на Полесье.
- Какие эпитеты нашел писатель для слова весна?
/Дружная, неожиданная./
- А какой она еще может быть?
/Поздняя, запоздалая, радостная./
2) Лексико-орфографическая работа со словом весна.
- Что слышится вам в этом слове?
/Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. за этим словом стоят три месяца: март, апрель, май./
- Обратимся к истокам этого слова. Работа с этимологическим словарем.
/Весна от слова веселый./
- Подберите однокоренные слова к слову весна.
Запись в тетрадях: весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему.
3) Слово учителя.
Для текста-описания природы характерно наличие трех частей: зачина, основной части и концовки.
В зачине обычно называется предмет речи (т.е. тема) или тема и главная мысль одновременно.
В основной части перечисляются признаки, детали, которые углубляют представление об описываемом предмете речи. Эти признаки и детали помогают раскрыть тему и главную мысль, сформулированные в зачине.
В концовке важно авторское отношение к предмету описания. В отрывке из большого произведения концовки может и не быть, но в сочинении она обязательна.
- Найдите в тексте каждую часть и зачитайте.
4) Ученик: в зачине (1-е предложение) заявлена тема и одновременно главная мысль; следующие два предложения – основная часть, которая раскрывает главную мысль, и концовка (последнее предложение) является, как бы подтверждением мысли: весна идет, дружная и ранняя.
4) Составление плана текста.
I. Ранняя, дружная, неожиданная весна.
II. Приметы весны:
- сверкающие и бурливые ручейки;
- голубое небо;
- звонкие капли;
- воробьиный крик.
III. Радостная тревога жизни.
5) Беседа с классом.
Попытаемся выявить авторское отношение.
- Любит ли он это время года?
- Как это доказать?
- Постарайтесь пересказать содержание близко к тексту, сохраняя авторский стиль.
- Какие слова передают движение в природе? Почему?
/Побежали, отразилось, посыпались, сверкающие, пенясь, вертя, плывущие, крутящиеся.
Потому, что весна – это жизнь, движение, действие./
- Выделите во втором предложении грамматические основы. Каким оно является по наличию главных членов?
Комментарий учителя: эти предложения введены в одно бессоюзное сложное предложение тоже не случайно: прочтение их без длительных пауз, на одном дыхании создает впечатление, что эти признаки весны действительно проявились одновременно и интенсивно, т.е. весна была дружной.
- Как вы понимаете сочетание радостная тревога? Что хочет выразить автор?
Комментарий учителя: автор использует здесь оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий.
- Каких частей речи много в этом тексте? Как вы думаете, почему?
- Какие предложения по наличию второстепенных членов использованы в тексте?
6) Слово учителя.
Подведем итоги нашего урока.
Мы с вами наблюдали за тем, как автор выразил свое восхищение красотой весенней природы, передал нам свое весеннее настроение.
Но у каждого из вас есть свое любимое время года в природе. Попытайтесь, используя те знания и навыки, которые вы сегодня приобрели, описать его и выразить свое отношение в сочинении-миниатюре. А чтобы вы могли нагляднее представить природу во все времена года, посмотрите выставку репродукций картин известных художников.
/Можно испльзовать рисунки учащихся./
7) Написание сочинений-миниатюр и обсуждение двух-трех работ.
Можно дать как домашнее задание.