Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе "Анализ художественного текста при подготовке к сочинению — описание природы"

Разделы: Русский язык


Весна наступает в этом году ранняя, дружная и, как всегда на Полесье, неожиданная.

Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная торопливая тревога жизни.

(А.И.Куприн).

Цели урока:

  • научиться определять тему и главную мысль художественного текста о природе;
  • формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства для раскрытия темы и главной мысли текста;
  • установить, как отдельные части текста подчинены раскрытию авторского замысла; как они помогают передать состояние души человека.

Содержание урока.

1. Слово учителя.

На этом уроке мы будем отрабатывать навыки написания сочинений на примере художественного текста. С этой целью обратимся к тем печатным текстам, что лежат перед вами.

2. Чтение текста А.И.Куприна учителем.

3. Беседа с классом.

Учитель

Ученик

- Можно ли назвать прочитанный отрывок текстом?

Докажите.

- Перед нами текст, т.к. предложения связаны между собой по смыслу и объединены одной темой.

- В каком стиле написан этот текст?

- В художественном, т.к. он эмоциональный, образный, создает у читателя определенное настроение.

- Какой тип текста использовал автор для создания этого текста?

- Описания.

- Какие виды описания вы знаете?

- Описание природы (пейзаж); помещения (интерьер); человека (портрет).

4. Слово учителя.

Описание природы как самостоятельный, завершенный текст, встречается редко в литературе, только в некоторых жанрах (стихотворение в прозе, лирический этюд), а чаще всего как элементы в художественных произведениях, которые способствуют раскрытию темы и главной мысли.

5. Работа с текстом.

1) Задание учителя:

- Перечитаем выразительно текст и озаглавим его. Определим тему и главную мысль.

Озаглавим: Весна на Полесье.

Тема: описание весенней природы на Полесье.

Главная мысль: слова ранняя, дружная, называют признаки этого явления и одновременно выражают главную мысль: ранняя, дружная весна на Полесье.

- Какие эпитеты нашел писатель для слова весна?

/Дружная, неожиданная./

- А какой она еще может быть?

/Поздняя, запоздалая, радостная./

2) Лексико-орфографическая работа со словом весна.

- Что слышится вам в этом слове?

/Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. за этим словом стоят три месяца: март, апрель, май./

- Обратимся к истокам этого слова. Работа с этимологическим словарем.

/Весна от слова веселый./

- Подберите однокоренные слова к слову весна.

Запись в тетрадях: весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему.

3) Слово учителя.

Для текста-описания природы характерно наличие трех частей: зачина, основной части и концовки.

В зачине обычно называется предмет речи (т.е. тема) или тема и главная мысль одновременно.

В основной части перечисляются признаки, детали, которые углубляют представление об описываемом предмете речи. Эти признаки и детали помогают раскрыть тему и главную мысль, сформулированные в зачине.

В концовке важно авторское отношение к предмету описания. В отрывке из большого произведения концовки может и не быть, но в сочинении она обязательна.

- Найдите в тексте каждую часть и зачитайте.

4) Ученик: в зачине (1-е предложение) заявлена тема и одновременно главная мысль; следующие два предложения – основная часть, которая раскрывает главную мысль, и концовка (последнее предложение) является, как бы подтверждением мысли: весна идет, дружная и ранняя.

4) Составление плана текста.

I. Ранняя, дружная, неожиданная весна.

II. Приметы весны:

  • сверкающие и бурливые ручейки;
  • голубое небо;
  • звонкие капли;
  • воробьиный крик.

III. Радостная тревога жизни.

5) Беседа с классом.

Попытаемся выявить авторское отношение.

- Любит ли он это время года?

- Как это доказать?

- Постарайтесь пересказать содержание близко к тексту, сохраняя авторский стиль.

- Какие слова передают движение в природе? Почему?

/Побежали, отразилось, посыпались, сверкающие, пенясь, вертя, плывущие, крутящиеся.

Потому, что весна – это жизнь, движение, действие./

- Выделите во втором предложении грамматические основы. Каким оно является по наличию главных членов?

Комментарий учителя: эти предложения введены в одно бессоюзное сложное предложение тоже не случайно: прочтение их без длительных пауз, на одном дыхании создает впечатление, что эти признаки весны действительно проявились одновременно и интенсивно, т.е. весна была дружной.

- Как вы понимаете сочетание радостная тревога? Что хочет выразить автор?

Комментарий учителя: автор использует здесь оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий.

- Каких частей речи много в этом тексте? Как вы думаете, почему?

- Какие предложения по наличию второстепенных членов использованы в тексте?

6) Слово учителя.

Подведем итоги нашего урока.

Мы с вами наблюдали за тем, как автор выразил свое восхищение красотой весенней природы, передал нам свое весеннее настроение.

Но у каждого из вас есть свое любимое время года в природе. Попытайтесь, используя те знания и навыки, которые вы сегодня приобрели, описать его и выразить свое отношение в сочинении-миниатюре. А чтобы вы могли нагляднее представить природу во все времена года, посмотрите выставку репродукций картин известных художников.

/Можно испльзовать рисунки учащихся./

7) Написание сочинений-миниатюр и обсуждение двух-трех работ.

Можно дать как домашнее задание.