Одной из наиболее значимых задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, нахождение способов утверждения человека в позиции субъекта познания, общения и творчества. Если, согласно Ш.А. Амонашвили, ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние, единение.
Современный урок, несущий на себе печать Личности Учителя, называется уроком, по сути может быть и студией, и мастерской и творческой лабораторией.
Он не вписывается в рамки строго установленного времени, не заканчивается вместе со звонком. Динамичность, вариативность и разнообразие – такие же неотъемлемые составляющие Урока, как и других форм организации педагогического процесса.
Урок рассматривается не только как рациональная конструкция, но и как творческое произведение педагога, произведение педагогического искусства, в котором огромную роль играют личность учителя, его культура, эрудиция, изобретательность.
Можно сказать, что искусство современного урока заключается в нахождении педагогом совместно с учениками таких форм творческого взаимодействия, которые будут способствовать решению учебных задач и позволят не только устанавливать значения образования, но и извлекать и переживать личностные и жизненные смыслы.
Например, моделирование уроков предполагает следующие этапы:
1. Организация.
2. Выбор темы.
3. Выбор формы урока (лекция, диспут, семинар) При этом если семинар носит игровой характер, то ставится задача провести урок с использованием игровых форм обучения.
4. Выбор и определение игровых и педагогических задач. Игровые задачи определяются исходя из логики ролей, из логики игры, ее сюжета, а педагогические задачи – исходя из логики спецсеминара и проблем, которые ставят перед собой его руководители и участники.
5. Проведение урока
6. Исследование урока.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.
Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. < Приложение 1>