Технологическая карта
Тема: Описание.
Цель: создать условия для формирования у учащихся знаний об описании как типе текста.
Задачи:
- познакомить учащихся с новым типом текста - описанием.
- развивать и обогащать речь учащихся, творческое воображение, внимание.
- воспитывать культуру общения.
Тип занятия: изучение нового материала.
№ |
Этап |
Дидактические задачи, виды деятельности |
Показатель реального решения |
1. |
Организация начала занятия. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
Готовность учащихся. |
Подготовка к основной части занятия. |
Актуализация. |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, осознание целей и задач. |
|
2. |
Основная часть занятия. |
Усвоение новых знаний и способов действий. |
Готовность учащихся вести беседу по предложенной теме. Ориентация в вопросах темы, умение выделить признаки для раскрытия Основной мысли текста.Выступления учащихся, выдвижение своих проектов решения поставленных задач. |
3. |
Заключительная часть занятия. |
Обобщение. Подведение итогов коллективной работы. |
Готовность к самооценке. |
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы реализации методов: драматизация, беседа, анализ текста, коллективные формы работы.
Средства обучения: стимульный материал.
Система контроля: сочетание элементов самоконтроля с контролем учителя.
Оборудование:
- Термин «описание» - название темы
- Карточки с изображением грибов
- Картина лесной природы с изображением дятла
- Карточки для работы в парах
- Карточки для работы в группах
Ход занятия
I. Организационный момент. Актуализация. Мотивация. Целеполагание.
Учитель: — Однажды, прогуливаясь по лесу, я услышала такой разговор. Послушайте его внимательно.
(Сценка в исполнении детей)
Удод: — Какой я красивый! Вы посмотрите на мой веерообразный хохолок на голове. Он у меня как хвост павлина.
Воробей: — Одним словом, ты у нас просто красавец! А какие у тебя перья: яркие, рыжие, с черными и белыми пятнышками. Ну, просто - загляденье!
Сорока: — Красавец удод! Красавец! Клюв длинный! А гнездо-то у тебя неопрятное! Как можно в таком доме несколько лет жить?
Удод: — Зато я – красивый!
Сорока: — Надо следить не только за собой, но и за домом, в котором ты живёшь! Иначе с тобой никто дружить не будет!
Учитель: — Чей разговор я услышала?
— Кто главный герой в этом разговоре?
— Что вы узнали об этой птице? Как вёл себя удод?
— Какие замечания сделала ему сорока?
Обобщение: — О культуре человека, его аккуратности и опрятности судят не только по его внешнему виду, но и по чистоте в его доме.
Учитель: — А у вас, учеников, где должен быть порядок?
Ученики: — На рабочем месте, в портфеле.
Учитель: — Вернемся к главному герою. Ответьте на мои вопросы.
— Какой удод? Какая у него окраска? Какие перышки? Какой клюв? Какой хохолок на голове?
— Что мы делали, говоря об удоде?
Ученики: — Описывали его.
Учитель: — Сформулируйте тему нашего занятия.
Ученики: — Описание.
Учитель: — Поставим цели урока. Чему будем учиться?
Учитель обобщает: — Итак, мы познакомимся с текстом-описанием; узнаем, для чего оно служит; выясним, какие слова помогают составлять текст-описание и как правильно отбирать слова для описания.
II. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель: — Что мы можем описывать?
Ученики: — Предметы, людей, природу, животных.
Учитель: — Какой вопрос мы задаем, когда хотим услышать описание?
Ученики: — Какой.
Учитель: — Значит, какие части речи нужны для того, чтобы составить текст-описание?
Ученики: — Имена прилагательные.
Учитель: — Можно ли описывать тот предмет, который не видишь?
Ученики: — Можно.
Учитель: — Верно, нужно описывать предмет так, чтобы человек, который тебя слушает, смог представить этот предмет.
— Проверим. Поиграем в игру «Узнай по описанию»: узнайте гриб по описанию и соедините стрелками изображение гриба с его названием.(на доске)
- Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
(Подберезовик) - Он в осиннике родится,
Как в траве не притаится,
Всё равно его найдем:
Шляпа красная на нём.
(Подосиновик) - У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)
- Самый лучший гриб, в народе его называют «царём грибов», а иногда «полковником». (Боровик, белый гриб)
- Эти грибы растут осенью на пнях. Шляпка у них желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опенок)
- Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока. (Рыжики)
Учитель: — В названиях каких грибов два суффикса?
Ученики: — Подосиновик, подберезовик.
Учитель: — Верно, молодцы.
Учитель: — Не видя предмет, вы его узнали по описанию. А почему?
Ученики: — Вы его описали так хорошо, что мы смогли его представить.
Учитель: — Подведём небольшой итог.
— Что такое описание?
— На какой вопрос мы отвечаем, описывая предмет?
— Какие части речи нужны для описания? Что они обозначают?
— Сделаем вывод: описание - это текст, в котором названы признаки предмета. Чтобы составить описание, мы отвечаем на вопрос «какой?» и используем имена прилагательные.
Физминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Учитель: — Продолжим разговор об описании. Вы слышали такое выражение «братья наши меньшие»? О ком так говорят?
Ученики: — О животных.
Учитель: — А почему так говорят?
— Мы, люди, должны заботиться о них, как о младших братьях, стараться сохранить, не дать исчезнуть с лица Земли. Давайте же присмотримся к ним. (на доске картина леса, на дереве изображен дятел)
— Кого мы встретили в лесу?
Ученики: — Дятла.
Учитель: — Прочитайте внимательно текст, написанный на доске.
На доске текст: На засохшем дереве пристроился дятел. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко-красное пятно, на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый…(Г. Скребицкий)
Учитель: — Кто автор этого текста?
— Какой это писатель? (натуралист)
— Кого описывает автор? Сформулируйте тему текста.
— Какие признаки дятла указывает автор? Прочитайте.
— Как вы думаете, автору нравится эта птица?
— Прочитайте то предложение, в котором заключена основная мысль.
— Прочитайте в тексте только те слова, которые отвечают на вопрос «какой?»
— Какой главный признак отобрал автор, чтобы раскрыть основную мысль? (Посмотрите на рисунок. Почему дятел нарядный?)
— Этот признак называется окраска птицы. Именно по описанию окраски птички мы смогли понять, что дятел действительно нарядный.
— Обобщим. С каким типом текста мы работали? Какова тема текста-описания? Какова основная мысль? Озаглавим текст. Выберите такой заголовок, чтобы в нем была отражена основная мысль.( «Пестрый дятел», «Дятел - нарядная птица»).
— Подведем итог. Описывая какой-либо предмет, важно отбирать те признаки, которые помогают нам раскрыть основную мысль.
III. Закрепление знаний и способов действий.
Учитель: — Потренируемся верно составлять описание, т.е. отбирать те признаки, которые раскрывают основную мысль.
— Вы, наверное, встречали на улице собак и кошек, у которых нет хозяина. Может быть их бросили недобрые люди. Одна девочка захотела помочь такому брошенному животному и поместила в газете объявление. Прочитайте, оно у вас на партах: «Ищет хозяина кошка. Очень хорошая и красивая».
— Какая основная мысль должна быть у этого объявления?
Ученики: — Найти хозяина кошке.
Учитель: — Сможет ли девочка по такому объявлению найти хозяина для кошки? Почему?
Ученики: — Трудно понять, какая эта кошка.
Учитель: — Поработайте в парах. Задание: дополните объявление девочки так, чтобы хозяин для кошки обязательно нашелся.
Выборочный опрос пар.
Учитель: — Какие признаки кошки вы включили в своё объявление?
Ученики: — Внешний вид, повадки.
Учитель: — Какой вывод о признаках мы подтвердили?
Ученики: — Важно правильно отбирать признаки предмета, который описываешь.
Учитель: — Продолжим работу по закреплению нашей темы, усложнив её.
— Поработайте в группах, а затем мы проверим результаты вашей работы.
Задания для работы в группах.
Карточка №1.
- Дополни загадки. Используй для работы слова-отгадки.
…рост,
…хвост,
…шубка,
…зубки.
(Мышь)Стоит Алёна
Платок …
… стан,
… сарафан.
(Берёза) - Какие части речи использовали в загадках для описания?
Карточка №2.
Отредактируйте текст. Дополните его пропущенными словами.
На берегу ручья, у … лесного болотца густо цветут цветки незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие цветки. В маленьких лепестках незабудок как бы отразилась…летнего неба.
Вопросы учителя при проверке этой карточки:
- Почему некоторые слова исключили?
- Каким словом заменили слово «маленькие»?
- Как называют слова, близкие по смыслу, но разные по написанию?
- Для чего их используют в речи?
- В описании для более красочного изображения используют слова-синонимы.
Карточка №3.
- Дополни стихотворение о коте словами, чтобы понять какие признаки отобрал автор для описания.
Жил был кот.
… он был с комод.
… с аршин.
… с кувшин.
… трубой.
… рябой.
Ай да кот!
(Н. Заболоцкий)
Слова для справок: ростом, сам, глазищи, хвост, усищи. - Придумайте название стихотворению. Используйте слова автора, в которых выражена основная мысль.
Карточка №4.
Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось более яркое описание предмета.
Спешат гости на пир! Шмель прилетел неуклюжий, толстый, как … . Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились они на пыльцу и раздулись у них животы, словно … . Копошится шершень на слюдяных крыльях, полосатый, злой и голодный, похожий на … . Все гудят и торопятся: пиру конец.
(Н. Сладков)
Учитель после проверки карточки: Описанию помогают сравнения с чем-либо или кем-либо. Для этого используют слова: «как будто», «как», «словно», «похож на».
Итог работы в группах подводит учитель.
IV. Домашнее задание.
Творческое: представь, что мама купила такую вещь, которая тебе очень понравилась. Ты хочешь поделиться своей радостью с товарищем и рассказываешь, какая у тебя чудесная вещь. Начало может быть такое: Витя, ты знаешь, какую чудесную вещь мне купила мама! Это …
V. Рефлексия.
Учитель: — Подведём итог занятия.
— Какая тема была? Что вы не знали, а сейчас знаете?
— Какую цель ставили, чтобы раскрыть эту тему?
— Какие задания вам показались наиболее интересными?
— Пригодятся ли вам знания этого занятия в дальнейшей жизни? Где?