Формирование полноценного навыка чтения у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Чтение занимает особое место в жизни каждого человека. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Обучение чтению – одна из самых важных проблем школьного обучения.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Чтение – один из основных способов всестороннего развития школьников, приобретения информации и во внеурочное время. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя.

Успешное формирование полноценного навыка чтения возможно только при правильной организации учебной деятельности в целом. Учитель должен принять во внимание все обстоятельства, сопутствующие обучению и влияющие на него:

  • уровень сформированности у учащихся умения предвосхищать содержание произведения по его внешним приметам;
  • уровень сформированности у детей желания читать и способности реализовать это желание, получая от затраченных усилий если не удовольствие, то, крайней мере, удовлетворение;
  • возможности – свои личные и отдельных учащихся – демонстрировать классу образцы хорошего чтения для данного этапа как вслух, так и про себя;
  • относительную новизну предлагаемого для чтения учебного материала, как по форме, так и по содержанию.

Сформированный навык чтения состоит, как минимум, из двух компонентов: техники чтения (правильное и быстрое воспроизведение и озвучивание слов); понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Оба этих компонента тесно связаны и опираются друг на друга.

Как помочь детям, которые не хотят учиться читать? Почему многие дети мало и неохотно читают? В каждом классе есть дети, которые не укладываются в предусмотренные нормативы. Принимаемые учителем меры часто оказываются малоэффективными. У ребенка формируется эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения и ко всей учебе, появляется страх и неуверенность в своих силах.

Предлагаемые мною занимательные упражнения направлены на формирование у детей интереса к процессу чтения. Они помогают научиться читать быстро, правильно и осознанно.

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы. Эти виды работ проводятся в 1 классе.

Этапы формирования навыков чтения на основе деятельностного подхода следующие:

  1. Развитие речевого аппарата.
  2. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.
  3. Расширение оперативного поля чтения.
  4. Развитие смысловой догадки.
  5. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.
  6. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.

В соответствии с этапами деятельностного подхода к совершенствованию навыков чтения предлагаю упражнения следующего вида. Предлагаемые упражнения – только первая ступень в работе по совершенствованию навыков чтения. Эффективнее давать упражнения короткими порциями, но с большей частотой.

I этап.

Артикуляционная гимнастика.

Чтение стечения согласных, различного рода сочетаний гласных с согласными, согласных и гласных.
а, о, у, ы, и, э
а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о
аоуэ, аиуоэ
з-с-ж, ш-ж-с
же, че, ща, жа
жра, збу, спо

Составление и чтение слогов.

СГС

ГСС

ССГ

ВАЛ

АВЛ

ВЛА

МОН

ОМН

МНО

КУС

УКС

 

СЫН

 

 

ЛЭН

 

 

ДАЛ

 

 

НОС

 

 

Упражнения на отработку дикции.

Читай беззвучно, активно артикулируя.

Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Читай четко, ясно выговаривая звуки. Отчетливо произноси слоги: громко-тихо, тихо-громко, быстро-медленно, медленно-быстро. Найди спрятавшиеся слова.

ВИ-ВЭ-ВА-ВО-ВУ-ВЫ
ФИ-ФЭ-ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ФИВИ-ФЭВЭ-ФОТО-ФАВА
ВИФИ-ВЭФЭ-ВАФА-ВОВА

Чтение перевертышей.

Дед, боб, око, заказ, комок, казак, потоп, топот

Чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями звуков типа

Орка-орца
Орта-орга

Произношение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок. Упражнения проводятся с целью выработки четкости артикуляции звуков при любом темпе речи.

  1. Шутки-чистоговорки:

    ря-ря-ря – синие моря; рю-рю-рю – репу я варю;
    ярь-ярь-ярь – новый букварь; ри-ри-ри – горят фонари;
    ре-ре-ре – санки на горе; орь-орь-орь – у Андрюши корь;
    ра-ра-ра – высокая гора; ро-ро-ро – новое перо;
    ру-ру-ру – коза грызет кору; ры-ры-ры – летят комары;
    ор-ор-ор – у Ромы топор; ур-ур-ур – не гоните кур и т.п.



  2. На доске записана скороговорка: «Оса боса без пояса».
    • Учитель читает скороговорку в нормальном темпе.
    • Дети читают вместе с учителем в ускоренном темпе.
    • Каждый ученик читает про себя, закрыв уши (3 раза).

    Примеры:

    Купи кипу пик.
    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    Щетина у чушки, чешуя у щуки.
    Раз дрова, два дрова, три дрова, не руби дрова на траве.
    Наш Полкан попал в капкан.
    Архип осип, Осип охрип.
    Проворонила ворона вороненка.
    Стоит копна с подприкопенком.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
    Ткет ткач ткани.
    Мчится поезд скрежеща: же-че-ща, же-че-ща.
    Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
    Роет землю старый крот, разрывает огород.

  3. Чтение труднопроизносимых слов:

  4. Счастье(щ), смеяться(ца), чтобы(шт), моего(во), которого(ава).

II этап

Упражнения на определение лишних букв, слогов, слов:

а, и, в,о, э, ы
ка, ра, лы, са, ма
речка,река, ручей, ручка, ручеек
книга, линейка, птица, ручка

Какие слова спрятались?

РО РУ РЫ РЭ
БО БУ БЫ БЭ
ЧИ ТА ЕМ ЧЕ
ВО ВУ ВЫ ВЭ
ХО РО ШО ХЭ
ЖО ЖУ ЖО ЖЭ
ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ

«Обратное» чтение:

Амиз, цясем, ансев, ецнлос.

«Три в одном»:

Сарайон, мешоколад.

Чтение согласных и гласных по таблицам.

а

н

к

о

б

Х

у

р

д

с

л

ю

и

ф

Е

Э

м

й

ж

з

п

т

ц

ч

в

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда.

б

к

з

с

т

р

м

н

в

з

р

ш

л

н

х

ж

л

п

ф

х

ч

ш

б

р

п

т

с

т

к

л

м

н

д

г

м

к

т

ф

т

р

м

г

н

ж

з

в

д

ф

х

ф

г

м

н

б

с

к

т

ф

м

н

п

т

к

з

р

м

в

д

г

б

ф

к

з

р

Ч

з

с

ч

к

т

ф

т

щ

д

м

л

х

в

д

м

д

г

р

ш

к

т

б

с

т

ц

т

р

с

ч

Ш

т

р

г

х

л

д

к

в

ч

т

б

л

м

н

З

ш

ч

ж

н

б

в

д

з

т

г

п

ч

х

б

К

р

м

н

п

ш

л

ж

ц

с

х

р

з

б

ч

в

III этап.

Чтение слогов по треугольнику. Учащиеся смотрят на звездочку и читают слоги и слова:

 

 

 

 

м

*

о

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

у

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

и

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а


 

 

 

 

во

*

да

 

 

 

 

 

 

 

ре

 

 

 

ка

 

 

 

 

 

оч

 

 

 

 

 

ки

 

 

 

му

 

 

 

 

 

 

 

ха

 

мы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ло

Соедини слоги и получишь названия домашних и диких животных:

Ут си цы ку зы
Вол ли ки ры
Гу ов сы по ни

Упражнение «Фотоглаз».

На доске напечатаны столбики слов из 4-6 букв, которые показываются по одному. Дети читают слова молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. Названное учителем слово может и отсутствовать.

IV этап.

Антиципация частей знакомых поговорок:
Сделал дело - … .
Тише едешь - … .
Упражнение «Пропавшие слова».

Зима. Все дорожки покрыты пушистым ------------. Гладким ---------- оделась река. Ребята построили высокую -----------. Быстро мчатся --------- санки. Резкий ------------ бьет детям в ----------.

Упражнение «Угадай»: антипация, чтение текста, перекрытого полосками. Упражнение «Кто быстрее?»:

В словах, рассыпанных на парте, найдите предложение, которое написано на доске.

Чтение предложений с оставленными гласными или согласными:

а) В… д…лжн… ст…ть х…р…ш…м ч…т…т…л…м!
б)Тень, тень – потетень.
В…ш… г…р…д… (рисунок «Плетень»)
С…л… (рисунок «Звери») под плетень,
По-хва-ля-ли-ся в…сь д…нь.
По-хва-ля-ла-ся (рисунок «Лиса»)
«Вс…м… св…т… я кр…с…»
По-хва-лял-ся (рисунок «Зайка»)
«П…йд… д…г…н…й-к…»
По-хва-лял-ся (рисунок «Медведь»)
«М…г… п…сн… я п…ть»
По-хва-ля-ли-ся (рисунок «Ежи»)
«… н…с ш…б… х…р…ш…».

V этап.

Что общего в словах и чем они отличаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

Путем перестановки букв составь слово:

уклбо, сноас, упкс.

Составь текст (перестановка предложений).

Закончи рассказ «Забота о птицах».

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Необходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения. Без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и главной мысли произведения. Основные способы лексической работы следующие:

  • Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре
  • Показ предмета, его изображения, демонстрация действия
  • Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям
  • Использование антонима
  • Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря
  • Обращение к составу или этимологии слова
  • Понимание смысла слова из контекста.

VI этап.

Для развития скорости и гибкости чтения используется упражнение «Буксир». Учитель громко читает текст, изменяя скорость чтения в соответствии с намеченным планом. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.

Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд до 2 минут. Упражнение проводится ежедневно.

Многократное чтение.
Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения осуществляется в таком порядке:

  • 1-й раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов;
  • 2-й раз – повторное прочтение без учителя;
  • 3-й раз – плавное слитное чтение слов;
  • 4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;
  • 5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом слове;
  • 8, 9, 10-й разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Превращения слов

Ко – коза – стрекоза
Лист – листок – листочек – листопад
Лис – лиса – лисенок – лисий – лисица
Лень – лентяй – лентяйка – ленивый
Лес – лесок – лесник – лесопарк – лесовоз

Чтение столбика с одинаковой концовкой.

-МКА

-АЛКА

-ЛЬКА

-ОЧКА

рамка

палка

неделька

елочка

сумка

фиалка

земелька

белочка

дымка

галка

туфелька

дудочка

кромка

свалка

сосулька

вазочка

лакомка

русалка

свистулька

дырочка

соломка

вешалка

карамелька

вилочка

выдумка

скакалка

сарделька

грядочка

Список использованной литературы.

  1. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / Под ред. М.С.Васильевой, М.И.Омороковой, Н.Н.Светловской. – М., 1977.
  2. Джежелей О.В. Помогайка. – М., 1994.
  3. Костромина С.Н., Нечаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М., 1989.
  4. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 2001.
  5. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Методическое пособие. Таблицы «Здравствуй, книга!». – М., 2003.
  6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 1993.