Цель обучения: научить общению на иностранном языке - достигается через использование коммуникативных методов, приёмов, технологий и подходов, через разнообразные формы работы с учащимися. Ученики старшей школы работают с УМК Кузовлева, а младшей школы с УМК Биболетовой.
В связи с реформой образования в нашей школе введено изучение иностранных языков с начальной школы, используются информационные образовательные ресурсы: компьютеры и доступ в Интернет.
Уроки я провожу в собственном кабинете, который очень уютен и функционален: много цветущих фиалок, карты англоговорящих стран, таблицы времен, плакаты с достопримечательностями, компьютер, магнитофон, игрушки, стенд для ученических работ. Владею методикой преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения, имею сертификат курсов YL INSET YARINSET, знаю психологические и возрастные особенности школьников. Использую на уроках разные формы взаимодействия: фронтальный опрос, парную, групповую и индивидуальную работу. Практикую различные виды уроков: от классического (3Р- Presentation, Practice, Production) до инновационных (виртуальная экскурсия, игра, проект и др.) Приучаю детей к различным видам оценивания своих достижений: самооценивание, групповое и парное оценивание. В работе имеется трудность - вовлечение младших школьников в процесс оценивания своей деятельности на уроке и дома.
Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые государственные стандарты по иностранным языкам для 2-11-х классов” предполагают:
- объективное оценивание своих учебных достижений;
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
- учет мнения окружающих при самооценивании;
- оценивание своего вклада при выполнении группового задания.
Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса:
- родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;
- учитель желает видеть прогресс ученика;
- ученику необходимо чувствовать свою успешность;
- администрация хочет знать результат обучения.
Таким образом, проблема- неумение младших школьников оценивать себя и одноклассников - актуальна и значима, кроме того, в учебнике М.З. Биболетовой нет упражнений с применением разных видов оценивания.
В обыденной речи учителей, учеников и их родителей не различаются выражения “получить отметку” и “получить оценку”. Согласно толковым словарям эти два слова “оценка” и “отметка” не являются синонимами. Оценка - это мнение человека о ценности, уровне или качестве чего-либо. Отметка - это установленное государством обозначение степени знаний ученика. В школьном лексиконе эти слова сблизились до неразличимости, а учителя высказывают свое личное мнение об успешности в обучении на языке Министерства Просвещения. Оценивая ответ ученика, учитель сообщает свое личное мнение о конкретной работе конкретного ученика. Ставя отметку, учитель на первый план выдвигает общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков, который хоть и удобен для внешнего контроля, но обесценивает сам процесс овладения ЗУН.
Пятибалльная оценочная система, принятая в нашей стране, не имеет пока серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике.
Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Конечно же учителя имеют некоторые рекомендации в отношении оценивания младших школьников, но этот процесс в корне отличается от того, что мы делаем в средней школе.
Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку.
Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь и.т.д.).
Г.А.Цукерман в книге “Оценка без отметки” пишет, что хотя “мышление и эмоции принадлежат к разным областям психологической науки, мы имеем дело не с учебником о младших школьниках, а с живыми детьми, которых надо…не разучивать быть добрыми и великодушными”. Один из лучших российских психологов - Л.С. Выготский – сформулировал главный принцип психологической жизни человека, работающий и в сфере оценивания: принцип единства эмоций и интеллекта.
Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.
Как же сделать процесс оценивания более эффективным, мотивирующим учеников на дальнейшее успешное обучение, как сделать, чтобы дети не боялись быть оцененными?
Как учителя мы ответственны за успехи детей перед самими учениками, их родителями, школьной администрацией. Кроме того, знать, что умеет и знает наш ученик необходимо и нам самим.
Традиционное тестирование и формальная оценочная система (выставление оценок) не являются идеальными для младших школьников. Оценки могут негативно повлиять на их самооценку, мотивацию и отношение к изучению английского языка. Малышам нужна специальная система оценивания, которая бы принимала во внимание их способность к творчеству, любовь к играм, пению, заучиванию рифмовок, любовь к ролевым играм и жажду деятельности, система, которая была бы основана на их специфичных психологических особенностях, познавательном развитии и областях интересов. Такая система должна быть позитивной и направленной на ученика.
Нельзя забывать, что оценивание важно для всех участников учебного процесса:
- учителя хотят видеть эффективность их методических приёмов, а также что необходимо улучшить для достижения лучших результатов;
- детям необходимо видеть свой прогресс и достижения;
- родителям следует быть в курсе успехов и неудач своего ребёнка;
- школьная администрация желает знать результаты обучения в младшей школе.
Можно сказать, что оценивание – это измерение деятельности ученика разными способами, диагностика его проблем и успехов, сделанных в доброжелательной форме[15].
Проблема обучения иностранному языку в начальной школе особенно актуальна в связи с принятием новых базисных учебных программ, которые предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода, целью их является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а изучение английского языка вводится со второго класса [9]. Авторы новых БУП предлагают отталкиваться от психологических особенностей школьников и необходимости формирования у учеников мотивации к изучению предмета, а процесс оценивания является одним из наиболее эффективных факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение.
Таким образом, исходя из вышесказанного, цель данной работы -разработать альтернативную, приемлемую для младших школьников систему оценивания, которая положительно влияет на успешность процесса изучения английского языка. Задачи, которые передо мной ставятся следующие:
- провести теоретический анализ по проблеме контроля и оценивания в начальной школе;
- разработать и апробировать альтернативные пятибалльной системе методы оценивания, учитывая психологические и физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста.
Для исследования проблемы оценивания воспользуемся методом анкетирования для учащихся и учителей.
Кроме того, данная система оценивания разрабатывалась нами только на примере одного речевого умения - чтения, т.к. обучение чтению начинается буквально со второго урока. Дети знакомятся с правилами чтения, запоминают чтение целых слов, читают про себя и вслух, т.е. овладевают умением извлекать информацию из прочитанного, что очень важно для осознания коммуникативной функции чтения.
Развитие коммуникативных умений в чтении происходит на каждом уроке и завершается решением какой-либо языковой задачи, а оценивание результатов овладения данным видом речевой деятельности является показателем успешности каждого ученика.
Предлагаемые материалы с упражнениями и безотметочной системой оценивания могут быть использованы учителями иностранных языков, работающими в начальной школе, и учителями начальных классов.
Контроль и оценивание в обучении в начальной школе.
Аспекты оценивания
Процесс оценивания является неотъемлемой частью всего процесса обучения и имеет серьёзное образовательное влияние на младших школьников. В работах А. Мейли и М. Лагуточкиной [14, 15] даётся чёткое разъяснение всех вопросов по проблеме оценивания у детей начальной школы.
Прежде всего, они дают определение оценивания как процедуры, посредством которой учитель измеряет и определяет уровень развития учащегося по его знаниям, умениям и зонам ближайшего развития. Оценивание – это длительный, регулярный и вариативный процесс.
Целями оценивания являются:
- создать положительное впечатление от процедуры оценивания и мотивировать к дальнейшему успешному обучению;
- оценить правильность использования языка и определить, что младший школьник знает и может сделать;
- создать положительную мотивацию к изучению языка в будущем.
Функции оценивания в начальной школе следующие:
- корректирование и закрепление изученного;
- обеспечение, как учителей, так и детей сведениями о том, что необходимо улучшить и готов ли класс продолжить дальнейшее изучение;
- оценивание методов, используемых учителем и изменение некоторых аспектов, относящихся к выставлению оценок;
- выставление оценок детям.
Все участники учебного процесса оценивают свою деятельность или деятельность друг друга: учителя через наблюдение, игры, задания и др.; дети - через самооценку или групповую оценку; родители через беседу с учителями и детьми; администрация через посещение уроков и ознакомление с детскими работами [14].
Если принять во внимание то, что мотивационные цели важнее содержательных на начальном этапе обучения [16], то становиться понятным, что прежде всего у младших школьников оцениванию подлежит содержательная сторона языка, а не грамотность его использования детьми. Оценивание традиционных языковых умений (аудирование, чтение, говорение, письмо) также как и грамматики, лексики и произношения следует производить интегрировано с другими задачами. И естественно, дополнительно следует оценивать как быстро и качественно младшие школьники используют иностранный язык для целей коммуникации.
Оценивая детей, необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Учитель должен быть достаточно квалифицирован, чтобы умело сочетать все виды оценивания [15] самым эффективным образом. В старшей школе виды оценивания ранжируются следующим образом:
- формальное оценивание (выставление отметок)
- неформальное оценивание (поощрение)
- самооценивание (или групповое оценивание)
К сожалению, среди русских педагогических терминов нет более точного перевода слов формальное-неформальное кроме слов выставление отметок - поощрение, поэтому мы предлагаем пользоваться словами формальное оценивание - неформальное оценивание как рабочими терминами.
Виды оценивания младших школьников.
Исходя из психологических особенностей младшей возрастной группы акценты в оценивании смещаются [4,10]:
- неформальное
- самооценивание
- групповое (или оценка одноклассника )
- формальное
Рассмотрим каждый из видов оценивания в отдельности.
1.2.1. Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.
Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:
- не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
- давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;
- дарить цветные фигурки со словами “Хорошо!”, “Отлично!” и другими;
- дарить маленькие подарки (календари, наклейки, конфеты и т.д.);
- рисовать или штамповать весёлые или грустные лица в манере кроки;
- создавать портфолио [15].
Портфолио – один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов, аудио и видеозаписи. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.
Выполнение этих несложных рекомендаций помогает учителю чётко оценить учебную ситуацию в классе. Это отнимает много времени, но стоит того.
Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.
1.2.2. Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.
Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:
- он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
- это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.
Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.
Цели самооценивания следующие:
- представить детям полную картину их достижений;
- показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
- сформировать правильное отношение к оцениванию.
Некоторые учителя считают, что ученики в начальной школе слишком малы, для того чтобы оценить свой прогресс, но на самом деле у них есть хорошие механизмы самооценки. Учителю только необходимо обсудить с учеником критерии оценивания, внести их в список и начать работать - результат не заставит долго ждать, самооценка будет точна и адекватна.
1.2.3. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.
Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.
Выполняя такой вид оценивания ученики:
- учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
- учатся уважать и принимать мнение другого человека;
- становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
- начинают доверять друг другу;
- чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.
1.2.4. Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.
Рано или поздно, но детям придётся познакомиться с формальной системой оценивания. Цель учителя – сделать это осторожно, играя и обсуждая школьные оценки. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово [13]. Причем дети сами подскажут учителю эти вербальные оценки (таблица № 1).
Таблица № 1.
5 |
4 |
3 |
perfect | Very good | Not bad |
excellent | nice | poor |
No mistakes | OK | Work more |
great | Some mistakes | Be attentive |
brilliant | Well done | Try again |
marvelous | Good job | Ask questions |
fine | Think more |
Постепенно переходя от неформального оценивания к самооцениванию с использованием шкал самооценки, а далее к групповому оцениванию, каждый учитель сможет подвести ребёнка к правильному пониманию системы формального оценивания.
Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи [15]. Последняя может быть проведена разными способами:
- индивидуально с каждым ребёнком;
- с группой детей;
- с целым классом;
- в краткой письменной форме;
- в доброжелательной беседе.
Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.
При обучении английскому языку детей 7-8 лет вряд ли необходим прямой контроль учебных действий, навыков и умений учащихся.
В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учёбы [4,6].
Вместе с тем, знания по иностранному языку, включённому в сетку часов начальной школы, должны оцениваться в фиксированные учебным планом промежутки учебного времени [5,3]. В ряде школ отметки вообще не выставляются, что облегчает задачу учителя иностранного языка.
В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная Ш. А. Амонашвили. Она позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учебе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям [1].
Основными характеристиками системы содержательных оценок являются:
1) доброжелательное отношение к ученику как к личности;
2) положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи, когда оценивается его старание;
3) конкретный анализ трудностей и допущенных им ошибок;
4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.
Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями учителя и ученика, направленными на улучшение качества обучения.
Вместе с тем, при оценке конкретных достижений учащихся в разных речевых умениях (например, чтении) учитель может ориентироваться на количественные и качественные параметры, такие как объём и характер текстов для чтения и другие. Параметры дают основание судить о желаемом и достижимом уровне коммуникативной компетенции учащихся на данном этапе.
Заключение.
Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.
Следует отметить, что положительное оценивание у младших школьников напрямую связано с их психологическими особенностями.
Д. Мун в книге “Children Learning English” (гл.2) выделил восемь ключевых условий успешного изучения языка с учениками начальной школы. Мотивация - это основной компонент успешности. Дружелюбная атмосфера на уроке помогает ребёнку рисковать в речевой деятельности и наслаждаться процессом обучения. Обратная связь и конкретный анализ трудностей, сделанный в адекватной форме, необходимы для успеха. Разные виды и формы оценивания позволяют ученику экспериментировать с оценкой и не бояться её. Успешно оцененные дети открыты для разнообразных и значимых знаний по всем видам речевой деятельности, для общения на языке и для практического его использования.
Положительное оценивание ведёт к устойчивому желанию говорить, читать, слушать и писать на иностранном языке. Дети учатся лучше, когда их собственный труд оценивается положительно.
Инструкции по практическому применению данного материала можно посмотреть в Приложении 1, где даны рекомендации по использованию разных видов оценивания при работе с учебником М.З.Биболетовой “Enjoy English-1”.
Список литературы:
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Москва, Просвещение, 1986.
- Биболетова М.З. Enjoy English-1. - Обнинск, Титул, 2005.
- Биболетова М.З., Трубаева Н.Н. Авторская программа к курсу “Enjoy English-1” для 2-9 классов общеобразовательных учреждений.// АЯШ. - 2003. - №1, №2.
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - Москва, Айрис-пресс, 2004.
- Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. - Под ред. Леднева В. С. и др. - Москва, ТЦ Сфера, Прометей,1998.
- Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. “Enjoy English-1”. - Обнинск, Титул, 2003.
- Колесникова И. Л., Долина О. А. Англо- русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб., 2001.
- Millie: Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 кл. общеобр. учреждений\ Азарова С.Н. и др.- Обнинск, Титул, 2005.
- Примерная программа по иностранным языкам.// ИЯШ. - 2005. - №6.
- Семёнова Н.В. Раннее обучение иностранным языкам в школе// Первое сентября, Английский язык. - 2004.-№ 32.
- Стул Т. Новый взгляд на обучение чтению// Первое сентября, Английский язык. - 2004. - №36.
- Федотова Н. Раннее обучение: мода или целесообразность? // Первое сентября, Английский язык. - 2005. - №24.
- Цукерман Г. Оценка без отметки. - Москва, Эксперимент, 1999
- How to Teach Young Learners Effectively. - The British Council, 2001.
- Maley A. Assessing Young Learners. - Oxford, 2003.
- Moon J. Children Learning English. - Macmillan, 2000.
- Moon J. Teaching English to Children. –Macmillan, 2000.
- Ponomareva N. Teaching Comprehensive Reading to Young Learners. How to Teach Young Learners Effectively. - The British Council, 2001.