Урок математики по теме "Закрепление и повторение темы "Умножение". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний

Время проведения: апрель

Программа: традиционная

УМК: «Планета знаний»

Учебник: Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. Математика 2 кл 2 часть, М., Астрель 2007.- С.116-117.

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Повторить и закрепить изученные табличные случаи умножения
  • Формировать умение анализировать и решать арифметические задачи
  • Готовить к решению задач на движение

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность учащихся
  • Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя
  • Совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сопоставление
  • Учить аргументировать свой ответ
  • Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции
  • Формировать креативность мышления
  • Учить наблюдательности
  • Расширять кругозор учащихся через исторические факты в математике

Воспитательные:

  • Воспитывать активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения
  • Формировать качества взаимовыручки, терпеливости при ответах товарищей, доброжелательности в общении друг с другом
  • Воспитывать уверенность в своих возможностях
  • Создавать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка

Оборудование: Репродукция картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт», портрет Карла Гаусса, мозаика из открыток, тренинговые тетради Беденко М. В., раздаточный дидактический материал.

1. Организационный момент:

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки…
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»
На вас надеюсь я друзья.
Мы хороший, дружный класс
Всё получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть для себя что-то новое.

(Хором)

На уроке будем внимательны,
Умны,
Старательны,
Доброжелательны
И в итоге – замечательны.

Проверяю, насколько вы внимательны.

  1. Игра «Форма, цвет, размер»(На доске нарисована фигура. Дети по указанию учителя фломастерами меняют ФЦР)
  2. Работаем с раздаточным материалом на развитие внимания и логики.

2. Диагностика знаний и умений

Начать наш урок я предлагаю с рассматривания фрагмента картины художника Богданова-Бельского « В сельской школе». Фрагмент называется «Устный счёт».

«Действие на картине происходило более 100 лет назад. Жил и работал в Москве в университете известный ботаник Сергей Александрович Рачинский. Случилось так, что он вынужден был подать в отставку и на 4 года оказался не у дел, уехал в родное село и именно там, в глуши, а не в столице нашёл своё призвание. Однажды он зашёл в местную школу.

Зашел - и попал на урок арифметики (так раньше называли урок математики). Профессору ботаники этот урок показался невероятно скучным, тогда он задумался: а смог бы сам он заинтересовать крестьянских детей таким сухим и отвлеченным предметом, как математика? Вот эти-то размышления и решили его судьбу. Бывший московский профессор стал деревенским учителем.

На свои собственные средства построил он школу - отличное благоустроенное каменное здание, и сам, оставив свой барский дом, поселился здесь, заняв лишь две небольшие комнатки под лестницей. Все свои доходы Сергей Александрович тратил на школу, сам довольствуясь простой пищей и одеваясь в самое скромное платье. С раннего утра до позднего вечера проводил он в школьных стенах: в 6 часов утра он читал с учениками молитвенное правило, затем - завтрак, уроки, труд, а завершался день общим пением. Картина передает тот творческий дух, что царил на этих занятиях: увлеченные вычислениями ученики свободно толпятся возле доски, учитель смотрит на них веселыми дружелюбными глазами: это не просто класс - это собрание друзей, единомышленников, захваченных общим делом. Рачинский учил детей решать задачи, оставляя каждому полную свободу творчества. Деревенская школа обучала не только грамматике и арифметике, но давала практические навыки, необходимые для ведения деревенского хозяйства. Особую заботу Сергей Александрович проявлял к одаренным детям. Он отбирал самых талантливых учеников для продолжения обучения в учительских семинариях, в художественных училищах, сам оплачивал их учебу…» [1]

На доске (cм. илл-ю) было записано выражение, которое для вас понятнее записать так:

(10 х10 +11 х 11 +12 х 12 +13 х 13 +14 х 14) : 365

В каком порядке надо выполнять действия?

Дома на калькуляторе вы сосчитаете значение выражения. Но обратите внимание: тогда никаких калькуляторов не было и дети считали устно, посмотрите, как они напряжённо думают.

Посчитаем устно и мы:

  1. С. 134 задачи на все действия.
  2. А сейчас работаем с Блицконтролем Беденко М.В., а я проверю, как вы выучили таблицу умножения на 9.(Работают самостоятельно)
  3. Вызываю к доске
    • поочерёдно «рассказывать шагами» ответы в прямом и обратном порядке
    • записать на доске все табличные ответы, отметив квадраты чисел и числа, встречающиеся в таблице дважды
  4. А теперь поиграем в парах:
    • «Сложить разрезанную открытку»
      (проверка знания таблицы умножения)

А сейчас я хочу рассказать вам ещё одну историю, которая произошла в далёком 1785 году в маленьком немецком городке:

На уроке во втором классе учитель дал задачу: сложить все числа от одного до 100. Он рассчитывал, что ученики будут заняты этой задачей достаточно долго, а он в это время решил заняться с другим классом (тогда тоже занимались одновременно с разными классами), но через 3 минуты к нему подошёл один ученик и показал правильный ответ. Учитель был поражён: как смог мальчик так быстро сложить сто чисел.

Всё дело оказалось в хитрой записи. Мальчик догадался, что если числа расположить в таких столбиках (открываю запись на доске со стр.137 учебника Башмакова М. И.), то сумма получается одна и та же – 101. Теперь надо 50 раз сложить это одно и то же число. Мы с вами знаем, как это сделать проще, можно один раз умножить 101 на 50. (Дети считают, называют правильный ответ – и я его открываю на доске).

Осталось сказать, что тот мальчик стал знаменитым математиком. Это был Карл Гаусс (показываю портрет<Рисунок 2> ), которого прозвали королём математики.

Хочу проверить и вашу смекалку:

Догадайся, какие цифры скрыты под буквами
А х А = Б1   7 х 6 = Д1х Д
В7 = Г х Г х Г

3. Физкультминутка

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.

Упражнение «Велосипед» под музыку из мультфильма «Кот Леопольд»

4. Создание проблемной ситуации

Пришли тёплые денёчки, и вы готовы без устали кататься на велосипедах, получая массу удовольствия, здоровья и синяков. Откроем страничку 116 и «покатаемся» с пользой для ума.

5. Работа над новым материалом

С. 116 № 1, 2, 3, 4 с записью на доске и в тетрадях

6. Итог урока

Самооценка объёма, правильности, аккуратности ( графически в тетрадях)

  • Чему новому научились на уроке?
  • Что больше всего понравилось на уроке?

7. Домашнее задание

С. 117. № 5, 6, решить на калькуляторе выражение с картины «Устный счёт» (№7, с. 121)

Используемые источники информации:

http://www.pravpiter.ru