Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний
Время проведения: апрель
Программа: традиционная
УМК: «Планета знаний»
Учебник: Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. Математика 2 кл 2 часть, М., Астрель 2007.- С.116-117.
Цели и задачи:
Образовательные:
- Повторить и закрепить изученные табличные случаи умножения
- Формировать умение анализировать и решать арифметические задачи
- Готовить к решению задач на движение
Развивающие:
- Развивать познавательную активность учащихся
- Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя
- Совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сопоставление
- Учить аргументировать свой ответ
- Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции
- Формировать креативность мышления
- Учить наблюдательности
- Расширять кругозор учащихся через исторические факты в математике
Воспитательные:
- Воспитывать активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения
- Формировать качества взаимовыручки, терпеливости при ответах товарищей, доброжелательности в общении друг с другом
- Воспитывать уверенность в своих возможностях
- Создавать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка
Оборудование: Репродукция картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт», портрет Карла Гаусса, мозаика из открыток, тренинговые тетради Беденко М. В., раздаточный дидактический материал.
1. Организационный момент:
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки…
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»
На вас надеюсь я друзья.
Мы хороший, дружный класс
Всё получится у нас!
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть для себя что-то новое.
(Хором)
На уроке будем внимательны,
Умны,
Старательны,
Доброжелательны
И в итоге – замечательны.
Проверяю, насколько вы внимательны.
- Игра «Форма, цвет, размер»(На доске нарисована фигура. Дети по указанию учителя фломастерами меняют ФЦР)
- Работаем с раздаточным материалом на развитие внимания и логики.
2. Диагностика знаний и умений
Начать наш урок я предлагаю с рассматривания фрагмента картины художника Богданова-Бельского « В сельской школе». Фрагмент называется «Устный счёт».
«Действие на картине происходило более 100 лет назад. Жил и работал в Москве в университете известный ботаник Сергей Александрович Рачинский. Случилось так, что он вынужден был подать в отставку и на 4 года оказался не у дел, уехал в родное село и именно там, в глуши, а не в столице нашёл своё призвание. Однажды он зашёл в местную школу.
Зашел - и попал на урок арифметики (так раньше называли урок математики). Профессору ботаники этот урок показался невероятно скучным, тогда он задумался: а смог бы сам он заинтересовать крестьянских детей таким сухим и отвлеченным предметом, как математика? Вот эти-то размышления и решили его судьбу. Бывший московский профессор стал деревенским учителем.
На свои собственные средства построил он школу - отличное благоустроенное каменное здание, и сам, оставив свой барский дом, поселился здесь, заняв лишь две небольшие комнатки под лестницей. Все свои доходы Сергей Александрович тратил на школу, сам довольствуясь простой пищей и одеваясь в самое скромное платье. С раннего утра до позднего вечера проводил он в школьных стенах: в 6 часов утра он читал с учениками молитвенное правило, затем - завтрак, уроки, труд, а завершался день общим пением. Картина передает тот творческий дух, что царил на этих занятиях: увлеченные вычислениями ученики свободно толпятся возле доски, учитель смотрит на них веселыми дружелюбными глазами: это не просто класс - это собрание друзей, единомышленников, захваченных общим делом. Рачинский учил детей решать задачи, оставляя каждому полную свободу творчества. Деревенская школа обучала не только грамматике и арифметике, но давала практические навыки, необходимые для ведения деревенского хозяйства. Особую заботу Сергей Александрович проявлял к одаренным детям. Он отбирал самых талантливых учеников для продолжения обучения в учительских семинариях, в художественных училищах, сам оплачивал их учебу…» [1]
На доске (cм. илл-ю) было записано выражение, которое для вас понятнее записать так:
(10 х10 +11 х 11 +12 х 12 +13 х 13 +14 х 14) : 365
В каком порядке надо выполнять действия?
Дома на калькуляторе вы сосчитаете значение выражения. Но обратите внимание: тогда никаких калькуляторов не было и дети считали устно, посмотрите, как они напряжённо думают.
Посчитаем устно и мы:
- С. 134 задачи на все действия.
- А сейчас работаем с Блицконтролем Беденко М.В., а я проверю, как вы выучили таблицу умножения на 9.(Работают самостоятельно)
- Вызываю к доске
- поочерёдно «рассказывать шагами» ответы в прямом и обратном порядке
- записать на доске все табличные ответы, отметив квадраты чисел и числа, встречающиеся в таблице дважды
- А теперь поиграем в парах:
- «Сложить разрезанную открытку»
(проверка знания таблицы умножения)
А сейчас я хочу рассказать вам ещё одну историю, которая произошла в далёком 1785 году в маленьком немецком городке:
На уроке во втором классе учитель дал задачу: сложить все числа от одного до 100. Он рассчитывал, что ученики будут заняты этой задачей достаточно долго, а он в это время решил заняться с другим классом (тогда тоже занимались одновременно с разными классами), но через 3 минуты к нему подошёл один ученик и показал правильный ответ. Учитель был поражён: как смог мальчик так быстро сложить сто чисел.
Всё дело оказалось в хитрой записи. Мальчик догадался, что если числа расположить в таких столбиках (открываю запись на доске со стр.137 учебника Башмакова М. И.), то сумма получается одна и та же – 101. Теперь надо 50 раз сложить это одно и то же число. Мы с вами знаем, как это сделать проще, можно один раз умножить 101 на 50. (Дети считают, называют правильный ответ – и я его открываю на доске).
Осталось сказать, что тот мальчик стал знаменитым математиком. Это был Карл Гаусс (показываю портрет<Рисунок 2> ), которого прозвали королём математики.
Хочу проверить и вашу смекалку:
Догадайся, какие цифры скрыты под буквами
А х А = Б1 7 х 6 = Д1х Д
В7 = Г х Г х Г
3. Физкультминутка
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Упражнение «Велосипед» под музыку из мультфильма «Кот Леопольд»
4. Создание проблемной ситуации
Пришли тёплые денёчки, и вы готовы без устали кататься на велосипедах, получая массу удовольствия, здоровья и синяков. Откроем страничку 116 и «покатаемся» с пользой для ума.
5. Работа над новым материалом
С. 116 № 1, 2, 3, 4 с записью на доске и в тетрадях
6. Итог урока
Самооценка объёма, правильности, аккуратности ( графически в тетрадях)
- Чему новому научились на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
7. Домашнее задание
С. 117. № 5, 6, решить на калькуляторе выражение с картины «Устный счёт» (№7, с. 121)
Используемые источники информации:
http://www.pravpiter.ru