Урок по теме "Мир вокруг нас". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: создание условий для формирования у учащихся понятия о невидимых нитях, как взаимосвязях между организмами, входящими в состав природного сообщества.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с природными связями (невидимыми нитями)
  2. развивать и обогащать речь учащихся, творческое воображение, внимание, мышление
  3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать активную гражданскую позицию.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский.

Формы реализации методов: драматизация, беседа, коллективные формы работы, самостоятельная работа, моделирование.

Средства обучения: стимульный материал.

Система контроля: сочетание элементов самоконтроля с контролем учителя.

Оборудование:

  • Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 2 класс, часть 1, М; «Просвещение», 2000 г.
  • Карточки с кроссвордами для работы в группах
  • Круги, связанные в цепочку, показывающую невидимые нити
  • Картины лесной природы
  • Термин «грибница», рисунок грибницы
  • Динамическая схема «Значение природы для человека»
  • Лесовичок с грустным лицом и маска веселого лица
  • Схема «Влияние человека на природу»
  • Карточки для работы в парах «Правила поведения в природе»

План урока:

Этап

Дидактические задачи, виды деятельности.

Показатель реального решения.

1.

Организация начала урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке (Организационный момент).

Готовность класса.

 

Подготовка к основной части урока.

Актуализация, мотивация.

Работа в группах для определения темы урока.

Целеполагание

Готовность групп. Определение учащимися темы урока. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, осознание целей и задач.

2.

Основная часть урока.

Усвоение новых знаний и способов действий. Анализ проблемной ситуации. Знакомство с понятием «невидимые нити» на уроке. Установление взаимосвязи между организмами на основе зрительного восприятия. Организация работы в парах и самостоятельной работы учащихся.

Готовность учащихся к решению проблемной ситуации. Ориентация в вопросах темы, умение видеть взаимосвязи между организмами, входящими в состав природного сообщества.

Выступления учащихся, выдвижение своих проектов решения поставленных задач.

3.

Заключительная часть урока.

Подведение итогов коллективной работы. Обобщение.

Работа с учебником. Мобилизация учащихся на рефлексию, степени усвоения и понимания материала.

Самооценка. Домашнее задание.

Готовность к самооценке.

  1. Организация начала урока.

Учитель:

– Здравствуйте, дети!
– Хором поздороваемся с лесом
с птицами
с бабочками
с солнышком!

– Как можно назвать одним словом, с кем мы поздоровались?

Ученики: – С природой.

Учитель: – А когда люди здороваются?
– Что они желают друг другу?
– Значит, мы пожелали природе здоровья.

Подготовка к основной части урока.

Учитель: - Сегодня мы отправимся в гости к Природе. Тему урока вы назовете чуть позже сами, когда поработаете в группах.
- Разбились на группы. Цель работы в группах: определить тему урока. У каждой группы кроссворд, разгадав его, в красной колонке получится ключевое слово, которое вы потом назовёте. (см. Приложение №1, 2, 3, 4, 5, 6)
- Ребята, какие слова вам знакомы? Что неизвестно, непонятно?
- Сформулируем тему урока.

Ученики: - Невидимые нити между живой и неживой природой.

Учитель: - Поставим цели урока. Чему будем учиться, с чем познакомимся?

Учитель обобщает ответы учеников: - Во-первых, выясним, что такое невидимые нити, во-вторых, узнаем, какие невидимые нити существуют между живой и неживой природой.

Учитель: - Это мы поставили учебные цели. А теперь определите цели каждый для себя. (Кто из вас хочет активно работать на уроке? Быть внимательным к слову учителя и ответам товарищей?)
- Ещё одна цель для вас - это научиться самому оценивать себя. Перед вами листочки, за каждый правильный ответ ставьте себе плюс. Тот, кто уже отвечал, может поставить себе плюс.

  1. Основная часть урока.
    (На доске вывешена картина лесной природы)

Учитель: - Отправляемся в путь в царство Природы. Посмотрите, как здесь красиво: какие деревья растут, бабочки летают, птицы поют.

Создание проблемной экологической ситуации. Сценка с участием детей.

Входит Баба Яга: - Здравствуйте, касатики мои! Что в гости ко мне пожаловали? А я тут как раз уборку затеяла. Надоели мне кусты в лесу: тесно, ничего промеж них не видно вокруг. Вот и решила я их все повырубить. Сразу светлее вокруг станет, просторнее. Ну, ладно, некогда мне с вами болтать, пошла дальше хозяйничать.

Сорока: - Ты слышал, что Баба Яга придумала? Придется нам улетать из этого леса.

Дятел: - Пропали наши гнёзда! Негде будет от врагов прятаться.

Гусеница: - А нам теперь воля вольная! Никого мы не боимся. Птицы - наши враги - улетели!

Жук: - Еды – полный лес! Ох, и заживем мы теперь на славу!

Гусеница: - Ну, пойдем, я тут одну березку присмотрела- полакомимся. Уж больно листочки у неё вкусные!

Жук: - А я корешком сладким закушу.

Анализ проблемной ситуации.

Учитель: - Ребята, что же теперь с лесом будет?

Ученики: - Насекомых разведется видимо-невидимо. Одни будут листья есть, другие – корни грызть. Погибнут деревья, исчезнет лес.

Учитель: - Кто ещё пострадает? А кто виноват?

Ученики: - Баба Яга.

Учитель: - Почему? Ведь она хотела, чтобы в лесу стало светлее и просторнее.
- Давайте вспомним, как всё происходило? Построим цепочку.

(Построение цепочки с использованием наглядности в кружках, соединенных нитями: нет кустарников – исчезнут птицы – много насекомых – погибнут деревья – исчезнут животные – пострадает человек) (см. Приложение №7)

Учитель: - Как связаны все звенья цепочки?

Ученики: - Нитями.

Учитель: - Кто догадался, какие это нити?

Ученики: - Невидимые нити природы, природные нити.

Учитель: - Что делают нити со звеньями цепочки?

Ученики: - Связывают их.

Учитель: - Значит, как по другому мы можем назвать эти нити?

Ученики: - Связи.

Учитель: - Верно, невидимые нити – это связи, которые есть в природе. Можем ли мы нарушать эти связи? Почему?

Ученики: - В природе все взаимосвязано.

Учитель: - Выберите пословицу, которая подходит к содержанию нашей истории.

На доске:

  • У страха глаза велики.
  • Сначала думай – потом делай.
  • Тише едешь – дальше будешь.

Учитель: - Есть ещё, всем известная пословица: «Начиная дело, о конце помышляй».

Учитель подводит микроитог: - Итак, мы выяснили, что невидимые нити – это связи, которые есть в природе. Мы ответили на 1 вопрос, который ставили в начале урока, это наша 1 цель.

ФИЗМИНУТКА.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тихо покажем, крылья сложили назад.

Учитель: - Давайте понаблюдаем за этими невидимыми нитями. Попробуем их увидеть на этой картине (обращает внимание детей на картину лесной природы).

- Начнём с растений, что получают растения от неживой природы?

Ученики: - Растения получают тело, свет, влагу, воздух – всё это необходимо для их роста. Ветер распространяет их семена.

Учитель: - Как растения влияют на неживую природу?

Ученики: - Растения очищают воздух от грязи и пыли, выделяют фитонциды, увлажняют воздух.

Учитель: - Растения к какой природе относятся?
- А воздух, свет, влага?
- Какие невидимые нити мы увидели?

Ученики: - Между живой и неживой природой.

Учитель: - Посмотрите, какие грибы растут под березой?
- Верно, подберезовики. Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба – это грибница (новый термин вывесить на доску). Она связана с корнями деревьев, оплетает их и получает от дерева питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворенными в ней солями.
- К какой природе мы относим грибы и деревья?
- Какие связи (невидимые нити) мы увидели?

Ученики: - Между предметами живой природы.

Учитель: - А какие животные используют грибы в пищу?

Ученики: - Белочка, ёжик.

Учитель: - Кто сидит на стволе берёзы?

Ученики: - Дятел.

Учитель: - Чем он помогает дереву?

Ученики: - Дятел- лесной доктор, избавляет дерево от вредных насекомых.

Учитель: - А дерево что дает дятлу?

Ученики: - Пищу.

Учитель: - здесь мы тоже какие связи наблюдаем?

Ученики: - Связи между предметами живой природы.

Учитель: - Итак, обобщим всё то, о чем рассказали по картине.
- Солнце, воздух и вода – это какая природа?
- Дерево, кусты, грибы, белка, ёж, дятел?
- Какой же вывод можно сделать из наших наблюдений по картине?

Ученики: - Живая и неживая природа связаны друг с другом. В природе все взаимосвязано.

Учитель: - А что мы можем сказать о человеке? Какое высказывание верное: человек – хозяин природы или часть природы?

Ученики: - Мы тоже, как частички живой природы: дышим, растем, развиваемся.

Учитель: - Понаблюдаем, какие невидимые нити существуют между человеком и природой?
- сначала посмотрим, какое значение природа имеет для человека.

(Построение динамической схемы) (см. Приложение №8)

  1. Природа – источник красоты. (Осень – листья, лето – бабочки, цветы, зима – снежинки, весна – зелень)
  2. Природа – источник познания. (Возможно, наблюдая за полётом осенних листьев человек придумал воздушный шар или планер. Изучая природу, мы узнаем, почему летом идёт дождь, а зимой снег, как дышат и питаются растения и многое другое)
  3. Природа – источник воздуха, пищи, воды.(Архангельская область богата водными ресурсами: 70000 больших и малых рек общей протяженностью 275000 км; 224000 озер)
  4. Природа- источник доброты. (Когда вы видите нахохлившихся птиц в зимнюю стужу, сломанную веточку березы, засоренный родник: какие чувства у вас возникают? Нам их жалко, хочется помочь, сделать что-то хорошее. Значит любовь к природе, забота о ней делают человека добрее)
  5. Природа – источник материалов для хозяйственной деятельности человека. (Архангельская область располагает значительными лесными ресурсами: они занимают территорию 230000 кв.км; богата полезными ископаемыми: Ненецкий авт. Округ- добыча нефти, газа, в Плесецком районе найдены бокситы, в Приморском районе - месторождение алмазов)

Учитель: - Мы построили схему значения природы для человека. После физминутки определим, какое влияние человек может оказывать на природу.

ФИЗМИНУТКА.

  1. Вышли мы из дома и идём по просёлочной дороге и лесу.
    (топаем ногами)
  2. Сворачиваем на тропинку, заходим в лес, идём тихо, чтобы никого не потревожить.
    (руки на пояс, идем на носках)
  3. Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит.
    (трем ладонью о ладонь)
  4. А сейчас по деревянному мосточку переходим реку.
    (хлопки ладонями по коленям)
  5. Речку перешли, остановимся и искупаемся, поплаваем.
    (движение имитирующее плавание)
  6. Снова вышли на лесную тропинку, деревья большие вокруг, высокие, от ветра качаются. (руки над головой, качаемся)
  7. А впереди канавка – прыгаем, теперь кустик – прыгаем.
  8. Остановились, пришли.

Учитель: - Вот мы остановились и на лесном перекрестке очутились. Баба Яга мне говорила, что на лесных перекрестках происходят разные странности и чудеса. А здесь какой - то указатель (см. Приложение №9). Прочитаем хором.

Учитель: - Куда пойдём ребята?
- К кому же мы попали в гости? (вывешивается на доску Лесовичок с грустным лицом) (см. Приложение №10)

Кто я - сразу не поймешь.
На неведомых дорожках
Ты в лесу меня найдешь.
Домик мой в глуши лесной.
Лес я слушаю весной.
Охраняю лес густой
И друзья мои со мной:
Белки, ёжики кроты
Будь же другом мне и ты.

Учитель: - Кто это?

Ученики: - Лесовичок.

Учитель: - Поздороваемся с нашим новым другом. Посмотрите какое у него настроение? Как догадались?

- Отчего же загрустил Лесовичок? И в руках у него что-то. Это письмо.
Ребята, которые прислали ему письмо, тоже недавно были у него в гостях.
Давайте прочитаем письмо и подумаем, почему Лесовичок расстроился?

Ученик читает вслух письмо:

Были мы за речкой, на том берегу.
На большом, душистом заливном лугу.
Бабочек ловили и венки плели,
А в лесу за лугом костерок мы жгли.

Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши.
Побродив по лесу, ёжика нашли
И на память взяли из лесной глуши.

Маленький совенок выпал из гнезда.
Мы его подняли, посадив туда.
Попрощавшись с левом, лугом и рекой,
Мы домой вернулись шумною толпой.

Учитель: - Что неправильно сделали ребята?
- Какое влияние может оказывать человек на природу?

Ученики: - Несмотря на то, что природа приносит человеку пользу, люди по-разному могут относиться к природе.

Работа в парах.

Учитель: - А вы знаете правила Друзей природы? Поработайте в парах:
сформулируйте правила поведения в природе, объяснив их.

(Ученики используют карточки для работы в парах – см. Приложение №11)

Учитель выборочно проверяет работу в парах, слушает высказывания учеников.

Самостоятельная работа.

Учитель: - Подведя итог вашей работы о влиянии человека на природу, заполним схему, она у вас есть и на партах у каждого. Поработайте самостоятельно: поставьте зеленые стрелки там, где влияние человека положительное, а красные там, где отрицательное.

(Пока дети работают самостоятельно, учитель прикрепляет Лесовичку веселое радостное лицо)

Учитель: - Проверим вашу самостоятельную работу, заполним схему «Влияние человека на природу» на доске (см. Приложение №12).
- Посмотрите на нашего друга Лесовичка. Каким весёлым он стал. Лесовичок рад, что вы оказались друзьями природы. Вы граждане нашей страны и от вас зависит, как сохранится наша родная природа.

  1. Заключительная часть урока.

Учитель: - Итак, вспомним, какие цели стояли перед нами?
- Что такое невидимые нити? Какие связи существуют в природе?
- Подтвердим свои выводы словами из учебника на стр. 79.
- Закончить наш урок хочется стихотворением, прочитаем его хором на стр. 80:

Все- все на свете нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки.
У кошки без мышки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Учитель: - Теперь подведем итоги самооценки. Попробуйте оценить свою работу на уроке.