Цель: создание условий для формирования у учащихся понятия о невидимых нитях, как взаимосвязях между организмами, входящими в состав природного сообщества.
Задачи:
- познакомить учащихся с природными связями (невидимыми нитями)
- развивать и обогащать речь учащихся, творческое воображение, внимание, мышление
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать активную гражданскую позицию.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский.
Формы реализации методов: драматизация, беседа, коллективные формы работы, самостоятельная работа, моделирование.
Средства обучения: стимульный материал.
Система контроля: сочетание элементов самоконтроля с контролем учителя.
Оборудование:
- Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 2 класс, часть 1, М; «Просвещение», 2000 г.
- Карточки с кроссвордами для работы в группах
- Круги, связанные в цепочку, показывающую невидимые нити
- Картины лесной природы
- Термин «грибница», рисунок грибницы
- Динамическая схема «Значение природы для человека»
- Лесовичок с грустным лицом и маска веселого лица
- Схема «Влияние человека на природу»
- Карточки для работы в парах «Правила поведения в природе»
План урока:
№ |
Этап |
Дидактические задачи, виды деятельности. |
Показатель реального решения. |
1. |
Организация начала урока. |
Подготовка учащихся к работе на уроке (Организационный момент). |
Готовность класса. |
|
Подготовка к основной части урока. |
Актуализация, мотивация. Работа в группах для определения темы урока. Целеполагание |
Готовность групп. Определение учащимися темы урока. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, осознание целей и задач. |
2. |
Основная часть урока. |
Усвоение новых знаний и способов действий. Анализ проблемной ситуации. Знакомство с понятием «невидимые нити» на уроке. Установление взаимосвязи между организмами на основе зрительного восприятия. Организация работы в парах и самостоятельной работы учащихся. | Готовность учащихся к решению проблемной ситуации. Ориентация в вопросах темы, умение видеть взаимосвязи между организмами, входящими в состав природного сообщества. Выступления учащихся, выдвижение своих проектов решения поставленных задач. |
3. |
Заключительная часть урока. |
Подведение итогов коллективной работы. Обобщение. Работа с учебником. Мобилизация учащихся на рефлексию, степени усвоения и понимания материала. Самооценка. Домашнее задание. |
Готовность к самооценке. |
- Организация начала урока.
Учитель:
– Здравствуйте, дети!
– Хором поздороваемся с лесом
с птицами
с бабочками
с солнышком!
– Как можно назвать одним словом, с кем мы поздоровались?
Ученики: – С природой.
Учитель: – А когда люди здороваются?
– Что они желают друг другу?
– Значит, мы пожелали природе здоровья.
Подготовка к основной части урока.
Учитель: - Сегодня мы отправимся в гости к Природе. Тему урока вы назовете чуть позже сами, когда поработаете в группах.
- Разбились на группы. Цель работы в группах: определить тему урока. У каждой группы кроссворд, разгадав его, в красной колонке получится ключевое слово, которое вы потом назовёте. (см. Приложение №1, 2, 3, 4, 5, 6)
- Ребята, какие слова вам знакомы? Что неизвестно, непонятно?
- Сформулируем тему урока.
Ученики: - Невидимые нити между живой и неживой природой.
Учитель: - Поставим цели урока. Чему будем учиться, с чем познакомимся?
Учитель обобщает ответы учеников: - Во-первых, выясним, что такое невидимые нити, во-вторых, узнаем, какие невидимые нити существуют между живой и неживой природой.
Учитель: - Это мы поставили учебные цели. А теперь определите цели каждый для себя. (Кто из вас хочет активно работать на уроке? Быть внимательным к слову учителя и ответам товарищей?)
- Ещё одна цель для вас - это научиться самому оценивать себя. Перед вами листочки, за каждый правильный ответ ставьте себе плюс. Тот, кто уже отвечал, может поставить себе плюс.
- Основная часть урока.
(На доске вывешена картина лесной природы)
Учитель: - Отправляемся в путь в царство Природы. Посмотрите, как здесь красиво: какие деревья растут, бабочки летают, птицы поют.
Создание проблемной экологической ситуации. Сценка с участием детей.
Входит Баба Яга: - Здравствуйте, касатики мои! Что в гости ко мне пожаловали? А я тут как раз уборку затеяла. Надоели мне кусты в лесу: тесно, ничего промеж них не видно вокруг. Вот и решила я их все повырубить. Сразу светлее вокруг станет, просторнее. Ну, ладно, некогда мне с вами болтать, пошла дальше хозяйничать.
Сорока: - Ты слышал, что Баба Яга придумала? Придется нам улетать из этого леса.
Дятел: - Пропали наши гнёзда! Негде будет от врагов прятаться.
Гусеница: - А нам теперь воля вольная! Никого мы не боимся. Птицы - наши враги - улетели!
Жук: - Еды – полный лес! Ох, и заживем мы теперь на славу!
Гусеница: - Ну, пойдем, я тут одну березку присмотрела- полакомимся. Уж больно листочки у неё вкусные!
Жук: - А я корешком сладким закушу.
Анализ проблемной ситуации.
Учитель: - Ребята, что же теперь с лесом будет?
Ученики: - Насекомых разведется видимо-невидимо. Одни будут листья есть, другие – корни грызть. Погибнут деревья, исчезнет лес.
Учитель: - Кто ещё пострадает? А кто виноват?
Ученики: - Баба Яга.
Учитель: - Почему? Ведь она хотела, чтобы в лесу стало светлее и просторнее.
- Давайте вспомним, как всё происходило? Построим цепочку.
(Построение цепочки с использованием наглядности в кружках, соединенных нитями: нет кустарников – исчезнут птицы – много насекомых – погибнут деревья – исчезнут животные – пострадает человек) (см. Приложение №7)
Учитель: - Как связаны все звенья цепочки?
Ученики: - Нитями.
Учитель: - Кто догадался, какие это нити?
Ученики: - Невидимые нити природы, природные нити.
Учитель: - Что делают нити со звеньями цепочки?
Ученики: - Связывают их.
Учитель: - Значит, как по другому мы можем назвать эти нити?
Ученики: - Связи.
Учитель: - Верно, невидимые нити – это связи, которые есть в природе. Можем ли мы нарушать эти связи? Почему?
Ученики: - В природе все взаимосвязано.
Учитель: - Выберите пословицу, которая подходит к содержанию нашей истории.
На доске:
- У страха глаза велики.
- Сначала думай – потом делай.
- Тише едешь – дальше будешь.
Учитель: - Есть ещё, всем известная пословица: «Начиная дело, о конце помышляй».
Учитель подводит микроитог: - Итак, мы выяснили, что невидимые нити – это связи, которые есть в природе. Мы ответили на 1 вопрос, который ставили в начале урока, это наша 1 цель.
ФИЗМИНУТКА.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тихо покажем, крылья сложили назад.
Учитель: - Давайте понаблюдаем за этими невидимыми нитями. Попробуем их увидеть на этой картине (обращает внимание детей на картину лесной природы).
- Начнём с растений, что получают растения от неживой природы?
Ученики: - Растения получают тело, свет, влагу, воздух – всё это необходимо для их роста. Ветер распространяет их семена.
Учитель: - Как растения влияют на неживую природу?
Ученики: - Растения очищают воздух от грязи и пыли, выделяют фитонциды, увлажняют воздух.
Учитель: - Растения к какой природе относятся?
- А воздух, свет, влага?
- Какие невидимые нити мы увидели?
Ученики: - Между живой и неживой природой.
Учитель: - Посмотрите, какие грибы растут под березой?
- Верно, подберезовики. Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба – это грибница (новый термин вывесить на доску). Она связана с корнями деревьев, оплетает их и получает от дерева питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворенными в ней солями.
- К какой природе мы относим грибы и деревья?
- Какие связи (невидимые нити) мы увидели?
Ученики: - Между предметами живой природы.
Учитель: - А какие животные используют грибы в пищу?
Ученики: - Белочка, ёжик.
Учитель: - Кто сидит на стволе берёзы?
Ученики: - Дятел.
Учитель: - Чем он помогает дереву?
Ученики: - Дятел- лесной доктор, избавляет дерево от вредных насекомых.
Учитель: - А дерево что дает дятлу?
Ученики: - Пищу.
Учитель: - здесь мы тоже какие связи наблюдаем?
Ученики: - Связи между предметами живой природы.
Учитель: - Итак, обобщим всё то, о чем рассказали по картине.
- Солнце, воздух и вода – это какая природа?
- Дерево, кусты, грибы, белка, ёж, дятел?
- Какой же вывод можно сделать из наших наблюдений по картине?
Ученики: - Живая и неживая природа связаны друг с другом. В природе все взаимосвязано.
Учитель: - А что мы можем сказать о человеке? Какое высказывание верное: человек – хозяин природы или часть природы?
Ученики: - Мы тоже, как частички живой природы: дышим, растем, развиваемся.
Учитель: - Понаблюдаем, какие невидимые нити существуют между человеком и природой?
- сначала посмотрим, какое значение природа имеет для человека.
(Построение динамической схемы) (см. Приложение №8)
- Природа – источник красоты. (Осень – листья, лето – бабочки, цветы, зима – снежинки, весна – зелень)
- Природа – источник познания. (Возможно, наблюдая за полётом осенних листьев человек придумал воздушный шар или планер. Изучая природу, мы узнаем, почему летом идёт дождь, а зимой снег, как дышат и питаются растения и многое другое)
- Природа – источник воздуха, пищи, воды.(Архангельская область богата водными ресурсами: 70000 больших и малых рек общей протяженностью 275000 км; 224000 озер)
- Природа- источник доброты. (Когда вы видите нахохлившихся птиц в зимнюю стужу, сломанную веточку березы, засоренный родник: какие чувства у вас возникают? Нам их жалко, хочется помочь, сделать что-то хорошее. Значит любовь к природе, забота о ней делают человека добрее)
- Природа – источник материалов для хозяйственной деятельности человека. (Архангельская область располагает значительными лесными ресурсами: они занимают территорию 230000 кв.км; богата полезными ископаемыми: Ненецкий авт. Округ- добыча нефти, газа, в Плесецком районе найдены бокситы, в Приморском районе - месторождение алмазов)
Учитель: - Мы построили схему значения природы для человека. После физминутки определим, какое влияние человек может оказывать на природу.
ФИЗМИНУТКА.
- Вышли мы из дома и идём по просёлочной дороге и лесу.
(топаем ногами) - Сворачиваем на тропинку, заходим в лес, идём тихо, чтобы никого не потревожить.
(руки на пояс, идем на носках) - Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит.
(трем ладонью о ладонь) - А сейчас по деревянному мосточку переходим реку.
(хлопки ладонями по коленям) - Речку перешли, остановимся и искупаемся, поплаваем.
(движение имитирующее плавание) - Снова вышли на лесную тропинку, деревья большие вокруг, высокие, от ветра качаются. (руки над головой, качаемся)
- А впереди канавка – прыгаем, теперь кустик – прыгаем.
- Остановились, пришли.
Учитель: - Вот мы остановились и на лесном перекрестке очутились. Баба Яга мне говорила, что на лесных перекрестках происходят разные странности и чудеса. А здесь какой - то указатель (см. Приложение №9). Прочитаем хором.
Учитель: - Куда пойдём ребята?
- К кому же мы попали в гости? (вывешивается на доску Лесовичок с грустным лицом) (см. Приложение №10)
Кто я - сразу не поймешь.
На неведомых дорожках
Ты в лесу меня найдешь.
Домик мой в глуши лесной.
Лес я слушаю весной.
Охраняю лес густой
И друзья мои со мной:
Белки, ёжики кроты
Будь же другом мне и ты.
Учитель: - Кто это?
Ученики: - Лесовичок.
Учитель: - Поздороваемся с нашим новым другом. Посмотрите какое у него настроение? Как догадались?
- Отчего же загрустил Лесовичок? И в руках у него что-то. Это письмо.
Ребята, которые прислали ему письмо, тоже недавно были у него в гостях.
Давайте прочитаем письмо и подумаем, почему Лесовичок расстроился?
Ученик читает вслух письмо:
Были мы за речкой, на том берегу.
На большом, душистом заливном лугу.
Бабочек ловили и венки плели,
А в лесу за лугом костерок мы жгли.Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши.
Побродив по лесу, ёжика нашли
И на память взяли из лесной глуши.Маленький совенок выпал из гнезда.
Мы его подняли, посадив туда.
Попрощавшись с левом, лугом и рекой,
Мы домой вернулись шумною толпой.
Учитель: - Что неправильно сделали ребята?
- Какое влияние может оказывать человек на природу?
Ученики: - Несмотря на то, что природа приносит человеку пользу, люди по-разному могут относиться к природе.
Работа в парах.
Учитель: - А вы знаете правила Друзей природы? Поработайте в парах:
сформулируйте правила поведения в природе, объяснив их.
(Ученики используют карточки для работы в парах – см. Приложение №11)
Учитель выборочно проверяет работу в парах, слушает высказывания учеников.
Самостоятельная работа.
Учитель: - Подведя итог вашей работы о влиянии человека на природу, заполним схему, она у вас есть и на партах у каждого. Поработайте самостоятельно: поставьте зеленые стрелки там, где влияние человека положительное, а красные там, где отрицательное.
(Пока дети работают самостоятельно, учитель прикрепляет Лесовичку веселое радостное лицо)
Учитель: - Проверим вашу самостоятельную работу, заполним схему «Влияние человека на природу» на доске (см. Приложение №12).
- Посмотрите на нашего друга Лесовичка. Каким весёлым он стал. Лесовичок рад, что вы оказались друзьями природы. Вы граждане нашей страны и от вас зависит, как сохранится наша родная природа.
- Заключительная часть урока.
Учитель: - Итак, вспомним, какие цели стояли перед нами?
- Что такое невидимые нити? Какие связи существуют в природе?
- Подтвердим свои выводы словами из учебника на стр. 79.
- Закончить наш урок хочется стихотворением, прочитаем его хором на стр. 80:
Все- все на свете нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки.
У кошки без мышки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Учитель: - Теперь подведем итоги самооценки. Попробуйте оценить свою работу на уроке.