«Воспитание – великое дело, им решается участь человека».
В.Г. Белинский
«Воспитание детей есть важная задача государства,
законодатель не должен отводить ему вторичное место».
Платон
Формирование традиций в детском коллективе.
Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации.
Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.
Принципы формирования традиций.
- Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
- Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
- Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
- Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
- Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
- Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка:
- знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают.
- разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
- совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например,
- Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
- Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
- Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
- Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
- Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
- Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Традиции класса.
В классе учитель вместе с родителями может формировать самые различные традиции. Например,
- традиция работы с дневниками учащихся;
- презентация книги классных достижений;
- поддержка ребят, которые часто болеют;
- традиция «тёплых писем»;
- традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе;
- сменная выставка лучших творческих работ учащихся.
Традиционными могут быть различные мероприятия:
- Праздник рождения класса;
- День именинника и т. д.
Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
Проект «ТРАДИЦИЯ».
Базовые ценности:
- Традиционные праздники на Руси.
- Школьные традиции (традиционные мероприятия).
- Традиционное поведение
Цели проекта:
- На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
- Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа.
- Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.
Задачи проекта:
- Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
- Социализация учащихся, подготовка их к жизни.
- Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности.
- Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству.
- Формирование социально-нормативных навыков поведения;
- Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;
- Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.
В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:
1. В школе как в образовательной системе:
- разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;
- приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;
- вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе ученика:
- Способность к самореализации. Формирование созидательной нравственной позиции
Деятельность по реализации проекта:
- Система «Тематические классные часы».
- Учебная деятельность через предметы.
- Работа школьных кружков, секций и факультативов.
- Концерты и народные праздники (игры, посиделки).
- Конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы.
- Система мероприятий через школьную библиотеку.
- Традиционные школьные мероприятия.
- Тематические недели начальной школы.
- Выставки творческих работ.
- Видеолекторий.
- Экскурсии.
- Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)
- Участие в городских мероприятиях.
Система классных часов.
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов.
Формы проведения классных часов
Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий.
В начальной школе можно использовать следующие формы классных часов:
- беседа (этическая, нравственная);
- дискуссия (в 4 классе);
- инсценированный час;
- литературный час (по творчеству писателя, поэта);
- музыкальный час;
- литературно – музыкальный час;
- игровой час (экономическая игра, интерактивная игра);
- музыкально – спортивный час;
- театрализованный классный час;
- час развлечения на прогулке;
- встречи с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- КВНы;
- час – тренинг;
- читательские конференции;
- устный журнал;
- час вопросов и ответов;
- час – сказка;
- час – путешествие;
- час – практикум.
Система мероприятий через школьную библиотеку.
- Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир».
- Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам.
- Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этическо-нравственного направления.
- Встречи с писателями Твери и тверской области.
- Привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе.
- Литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам
Тематические недели начальной школы.
Уже много лет тематические недели являются традиционными.
В 2006 – 2007 году проходили тематические недели, посвящённые осени:
«Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка».
В рамках недели проводились:
- конкурс стихов по параллелям;
- конкурс сочинений на тему: «Прекрасная пора, очей очарованье»;
- выставка творческих работ учащихся из природного материала;
- открытые мероприятия (утренники, праздники, осенины)
- конкурс газет на осеннюю тему;
- заключительный отчётный концерт начальной школы, подведение итогов всех конкурсов.
Экскурсии.
Тверь и Тверской край.
Тверь. | Тверские музеи. |
«Обзорная экскурсия по Твери». «История древнего города». «Сады и парки Твери». «Тверской Кремль. Князь Михаил Тверской». «Тверь православная» «Тверь литературная». «Калинин в годы ВОВ». «Пушкин и Крылов». «А.С. Пушкин в Твери». «Современная Тверь» (с посещением объектов индустрии) |
Краеведческий музей. Картинная галерея. Музей Тверского быта. Фабрика игрушек. Музей связи. Музей железнодорожников. Музей Калининского фронта. Ботанический сад. Медицинский музей. |
Древний Торжок:
- Музей вертолётов.
- Музей золотого шитья.
- Музей деревянного зодчества: «Василёво».
- Музей им. А. С. Пушкина.
- Фабрика «Торжокские золотошвеи».
Осташков – Нилова Пустынь – Исток Волги
Медное:
- Мемориальный комлекс жертвам репрессий.
- Фермерское хозяйство.
Клин:
- фабрика ёлочных игрушек
- музей Д. Менделеева
- музей А. Гайдара
- музей П. И. Чайковского.
Музеи Москвы.
Домотканово: усадьба В. Серова.
Экскурсии в Москве.
Ржев: музей ВОВ, мемориал Воинской Славы.
Традиции школы.
1. Культурно-исторические традиции.
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания: Рождество Христово, Святки, Масленица.
Историко-патриотические: встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), концерты и музыкально – литературные композиции к Дню освобождения Твери ( декабрь) и ко Дню Защитника Отечества» (февраль),конкурс военной песни, конкурс «А ну – ка парни», «Салют, Победа!» (май), экскурсии по боевым и памятным местам Твери, области, Москвы.
Семейные: круг семейного чтения, деревенские посиделки, участие родителей в классных и школьных мероприятиях.
2. Школьные традиции
Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
День Знаний, посвящение в первоклассники, осенний праздник, тематические недели начальной школы, прощание с Азбукой, интеллектуальные марафоны, конкурсы и игры, конкурс «Класс года», библиотечные часы, участие в школьных и городских олимпиадах, бал «Прощание с начальной школой», познавательные, краеведческие, исторические экскурсии.
3. Традиции преемственности (детский сад – начальная школа – выпускники школы).
Цель: построение модели непрерывного образования.
Концерты, посвящённые «Дню Учителя», «Международному женскому дню», новогодний утренник, участие в летнем оздоровительном школьном лагере
4. Спортивно-оздоровительные традиции.
Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.
Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивной игре «Зарничка», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы», походы, летний оздоровительный лагерь.
Заключение.
Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.