Проект "Наши традиции"

Разделы: Внеклассная работа


«Воспитание – великое дело, им решается участь человека».
В.Г. Белинский
«Воспитание детей есть важная задача государства,
законодатель не должен отводить ему вторичное место».
Платон

Формирование традиций в детском коллективе.

Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации.

Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Принципы формирования традиций.

  • Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
  • Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  • Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
  • Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
  • Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
  • Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
  • Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка:

  • знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают.
  • разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
  • совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например,
    1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
    2. Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
    3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
    4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
    5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
    6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Традиции класса.

В классе учитель вместе с родителями может формировать самые различные традиции. Например,

  • традиция работы с дневниками учащихся;
  • презентация книги классных достижений;
  • поддержка ребят, которые часто болеют;
  • традиция «тёплых писем»;
  • традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе;
  • сменная выставка лучших творческих работ учащихся.

Традиционными могут быть различные мероприятия:

  • Праздник рождения класса;
  • День именинника и т. д.

Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Проект «ТРАДИЦИЯ».

Базовые ценности:

  1. Традиционные праздники на Руси.
  2. Школьные традиции (традиционные мероприятия).
  3. Традиционное поведение

Цели проекта:

  1. На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории  сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
  2. Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа.
  3. Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.

Задачи проекта:

  1. Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
  2. Социализация учащихся, подготовка их к жизни.
  3. Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности.
  4. Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству.
  5. Формирование социально-нормативных навыков поведения;
  6. Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;
  7. Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.

В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:

1. В школе как в образовательной системе:

  • разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;
  • приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;
  • вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

  • Способность к самореализации. Формирование созидательной нравственной позиции

Деятельность по реализации проекта:

  • Система «Тематические классные часы».
  • Учебная деятельность через предметы.
  • Работа школьных кружков, секций и факультативов.
  • Концерты и народные праздники (игры, посиделки).
  •  Конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы.
  • Система мероприятий через школьную библиотеку.
  • Традиционные школьные мероприятия.
  • Тематические недели начальной школы.
  • Выставки творческих работ.
  • Видеолекторий.
  • Экскурсии.
  • Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)
  • Участие в городских мероприятиях.

Система классных часов.

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов.

Формы проведения классных часов

Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий.

В начальной школе можно использовать следующие формы классных часов:

  • беседа (этическая, нравственная);
  • дискуссия (в 4 классе);
  • инсценированный час;
  • литературный час (по творчеству писателя, поэта);
  • музыкальный час;
  • литературно – музыкальный час;
  • игровой час (экономическая игра, интерактивная игра);
  • музыкально – спортивный час;
  • театрализованный классный час;
  • час развлечения на прогулке;
  • встречи с интересными людьми;
  • викторины по различным областям знаний;
  • КВНы;
  • час – тренинг;
  • читательские конференции;
  • устный журнал;
  • час вопросов и ответов;
  • час – сказка;
  • час – путешествие;
  • час – практикум.

Система мероприятий через школьную библиотеку.

  • Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир».
  • Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам.
  • Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этическо-нравственного направления.
  • Встречи с писателями Твери и тверской области.
  • Привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе.
  • Литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам

Тематические недели начальной школы.

Уже много лет тематические недели являются традиционными.

В 2006 – 2007 году проходили тематические недели, посвящённые осени:

«Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка».

В рамках недели проводились:

  • конкурс стихов по параллелям;
  • конкурс сочинений на тему: «Прекрасная пора, очей очарованье»;
  • выставка творческих работ учащихся из природного материала;
  • открытые мероприятия (утренники, праздники, осенины)
  • конкурс газет на осеннюю тему;
  • заключительный отчётный концерт начальной школы, подведение итогов всех конкурсов.

Экскурсии.

Тверь и Тверской край. 

Тверь. Тверские музеи.
«Обзорная экскурсия по Твери».
«История древнего города».
«Сады и парки Твери».
«Тверской Кремль.
Князь Михаил Тверской».
«Тверь православная»
«Тверь литературная».
«Калинин в годы ВОВ».
«Пушкин и Крылов».
«А.С. Пушкин в Твери».
«Современная Тверь»
(с посещением объектов индустрии)
Краеведческий музей.
Картинная галерея.
Музей Тверского быта.
Фабрика игрушек.
Музей связи.
Музей железнодорожников.
Музей Калининского фронта.
Ботанический сад.
Медицинский музей.

Древний Торжок:

  • Музей вертолётов.
  • Музей золотого шитья.
  • Музей деревянного зодчества: «Василёво».
  • Музей им. А. С. Пушкина.
  • Фабрика «Торжокские золотошвеи».

Осташков – Нилова Пустынь – Исток Волги

Медное:

  • Мемориальный комлекс жертвам репрессий.
  • Фермерское хозяйство.

Клин:

  • фабрика ёлочных игрушек
  • музей Д. Менделеева
  • музей А. Гайдара
  • музей П. И. Чайковского.

Музеи Москвы.

Домотканово: усадьба В. Серова.

 Экскурсии в Москве.

Ржев: музей ВОВ, мемориал Воинской Славы.

Традиции школы.

1. Культурно-исторические традиции.

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания: Рождество Христово, Святки, Масленица.

Историко-патриотические: встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), концерты и музыкально – литературные композиции к Дню освобождения Твери ( декабрь) и ко Дню Защитника Отечества» (февраль),конкурс военной песни, конкурс «А ну – ка парни», «Салют, Победа!» (май), экскурсии по боевым и памятным местам Твери, области, Москвы.

Семейные: круг семейного чтения, деревенские посиделки, участие родителей в классных и школьных мероприятиях.

(см. Приложение 1)

2. Школьные традиции

Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

День Знаний, посвящение в первоклассники, осенний праздник, тематические недели начальной школы, прощание с Азбукой, интеллектуальные марафоны, конкурсы и игры, конкурс «Класс года», библиотечные часы, участие в школьных и городских олимпиадах, бал «Прощание с начальной школой», познавательные, краеведческие, исторические экскурсии.

(см. Приложение 2)

3. Традиции преемственности (детский сад – начальная школа – выпускники школы).

Цель: построение модели непрерывного образования.

Концерты, посвящённые «Дню Учителя», «Международному женскому дню», новогодний утренник, участие в летнем оздоровительном школьном лагере

(см. Приложение 3)

4. Спортивно-оздоровительные традиции.

Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.

Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивной игре «Зарничка», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы», походы, летний оздоровительный лагерь.

Заключение.

Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.