Цели: повторить правила дорожного движения, дорожные знаки; развивать внимание, память; воспитывать чувство дисциплинированности, ответственности за соблюдение правил безопасного поведения на дорогах.
Ведущий: Ребята вы знаете буквы, умеете писать и читать. Вам, как и всем, ясно, что в наше время нельзя быть неграмотным. Но есть и другая грамота, которая тоже необходима людям. Это дорожная грамота. Вы каждый день ходите в школу, ходите в гости, кино, театр, магазин. Чтобы при этом не попасть в беду, вы должны знать правила уличного движения, уметь «грамотно» ходить по улице, дороге. Об этом мы с вами сегодня и поговорим. А пока… Все вы любите сказки? Не хотите ли заглянуть в одну из них? Жили-были в лесу звери. Разные звери: большие и маленькие, сильные и слабые, храбрые и трусливые. Тихо было в лесу. Тихо и спокойно до той поры, пока не прилетела Сорока.
Сорока-почтальон: Шустрик! Шустрик! Тебе телеграмма из города. Муха Цокотуха прислала. Она приглашает тебя на день рождения!
Звери: Читай, читай скорее!
Шустрик: (читает) Приезжай ко мне на день рождения. Будет, Шустрик, у меня праздник и веселье!
Звери: Счастливый ты!
Шустрик: А как же я доберусь до нее? Она живет далеко, в городе. Пешком идти не хочется. Поеду-ка, я на велосипеде.
Звери: (по очереди) Смотри, Шустрик! Будь осторожен на улицах города. Ты попадешь на день рождения только в том случае, если будешь соблюдать правила дорожного движения.
Ведущий: Ребята, давайте с весёлой песней поедем в город встречать зайчишку.
Песня «Мы едем, едем, едем» (Приложение 1) [3]
Ученик 1: Ой, Шустрик, здравствуй! А мы тебя встречать приехали!
Шустрик:
Здравствуйте, ребята!
На двух колёсах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперёд
И вижу – скоро поворот.
Сколько знаков вдоль дорог –
Можно растеряться.
Как мне к Мухе Цокотухе
Поскорей добраться.
Ученик 2:
Выбирай короче путь,
Избегай кружение
И при этом не забудь
Азбуку движения!
Ученик 3: А еще лучше, поставь велосипед на стоянку и пойдём пешком.
Шустрик: А с какой стороны можно ходить по дороге?
Учитель: Ходить по дороге нельзя, ходить можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
4:
Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
Учитель: Ходить и останавливаться на тротуаре большими группами нельзя, так как это задерживает движение.
5:
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя – тротуар!
Учитель: Переходить надо только в тех местах, где имеются дорожка пешехода или указатели перехода.
6:
Иди через улицу там пешеход
Где знаком указан тебе «переход»!
Песня «Пешеходы» (Приложение 1) [3]
Учитель: При переходе улицы с односторонним движением сначала посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
7:
Где улицу надо тебе перейти –
О правиле помни простом:
Внимательно налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
Учитель: Шустрик, а вот этот знак висит около школ, он предупреждает водителей о том, что ребята идут в школу. Он так и называется «Осторожно, дети!»
Песня «Осторожно, дети!» (Приложение 1) [3]
Учитель: Шустрик, у меня к тебе такой вопрос, играть на мостовой можно?
Шустрик: Смотря во что. В шахматы – нельзя. Машины все фигуры посбивают. А в мяч можно. Ещё как!
Учитель: Ребята, вы согласны с Шустриком?
Дети: Нет.
Учитель: Вы должны знать, что играть на тротуаре или на проезжей части нельзя. Это может окончиться несчастьем.
8:
Глупый утёнок играет в футбол,
Хочется очень забить ему гол,
Гонит по улице мяч со двора…
Разве для улицы эта игра?
Здесь не футбольное поле с травой.
Мчатся машины по мостовой:
Красный автобус, такси, грузовик –
Тут под машиной очутишься вмиг.
Слушай, утёнок, себя береги,
С улицы шумной скорее беги.
Сразу за домом, рядом со школой,
Есть у ребят уголок для футбола.
Там целый день, хоть вприпрыжку, хоть вскачь,
Будешь гонять в безопасности мяч!
Песня «Играть на дороге опасно» (Приложение 1) [3]
Учитель: Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом, помните, что транспорт сразу остановить нельзя.
9:
Глупо думать: «Как-нибудь
Проскочу трамвайный путь!»
Никогда не забывай,
Что быстрей тебя трамвай!
Учитель: Шустрик, а тебе такой вопрос. Как нужно обходить автобус, троллейбус, трамвай?
Шустрик: А зачем их обходить? Можно и перепрыгнуть. У меня ведь ноги длинные. А еще проще – пролезть между колёсами.
Учитель: Шустрик, ты совсем запутался. Входить и выходить из трамвая, троллейбуса и автобуса надо только на остановке. А обходить остановившийся трамвай надо спереди, а автобус, троллейбус – сзади.
10:
С площадки трамвая сходя, не забудь
Направо взглянуть: безопасен ли путь.
Трамвай ты сзади не перебегай,
Легко под встречный попасть трамвай.
Учитель: Иногда ребята катаются на велосипеде, цепляясь за машины. Это очень опасно.
11:
Видит мартышка, родителей нет,
Вмиг оседлала велосипед.
Только сверкнули на солнышке спицы,
Решила к машине она прицепиться.
Ехал по улице грузовик,
Мартышка за борт ухватилась вмиг.
Страшно прохожим смотреть на мартышку:
Может попасть под машину глупышка.
Всюду машины: и слева, и справа.
Очень опасна такая забава.
Учитель: Выезжать на улицу, где движутся автомашины, троллейбусы, автобусы опасно. Никогда не забывайте об этом, ребята!
Песня «Велосипедное движение запрещено» (Приложение 1) [3]
Игра «Не играй на мостовой!» (Приложение 2)
Учитель:
Ребята, кто из вас до сих пор не знает,
Кто нам на дороге светит и мигает?
Дети: Светофор.
(Входит Светофор Светофорович)
Светофор:
Чтоб вам помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зелёный, жёлтый, красный.
Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешёл ты,
Слушай наш совет.
Жди, увидишь скоро жёлтый
В середине свет.
А за ним – зелёныё свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело в путь иди!»
Песня светофора и пешеходов (Приложение 1) [3]
12: Светофор Светофорович, а что случится, если ты заболеешь? Кто будет регулировать движение на дороге?
Светофор: А это не беда, ребята. У меня есть помощник – постовой.
13:
Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали, вы видали?
Все машины сразу встали,
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идёт.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
Постовой:
Бежит ли время, длится ли –
Всегда я на посту!
Мой брат – сержант милиции,
А я пока расту.
Вот скоро год закончится,
Пойду я в пятый класс,
Мне автоинспектором
Стать хочется сейчас.
Чтоб в городе моём
Сказали без прикрас:
- Шинель родной милиции
С погонами, с петлицами
К лицу и в самый раз!
Учитель: Ребята, давайте с постовым поиграем в игру, которая называется «Разрешается- запрещается»
Игра «Запрещается – разрешается», проводит постовой
Постовой:
И проспекты и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны
Тут шалить, мешать народу…
Дети: Запрещается! (хором)
Постовой: Быть примерным пешеходом…
Дети: Разрешается!
Постовой:
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперёд.
Ехать зайцем, как известно,
Дети: Запрещается!
Уступить старушке место –
Дети: Разрешается!
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете…
Дети: Запрещается!
Постовой: При зелёном свете…
Дети: Разрешается!
Учитель:
А теперь, ребятки, навострите ушки,
Мы сейчас для вас споём полезные частушки.
Частушки: (Приложение 1)
Учитель: А теперь хочу проверить, хорошо вы уяснили, для чего светит каждый глаз светофора.
Игра «Светофор» (Приложение 2)
Учитель: Шустрик, я думаю, пришла пора тебя проверить, как ты запомнил дорожные знаки.
Шустрик: Ребята, вы мне поможете справиться с этим экзаменом?
(Ведущий показывает знаки)
Шустрик: Ребята, как называется этот знак? Я уже не помню, что он обозначает.
14:
Если в красный треугольник
Помещён крутой зигзаг,
-Это, - скажет даже школьник, -
Не какой-нибудь пустяк,
А, скорей, наоборот…
Дети: Здесь опасный поворот!
Шустрик: А здесь кто-то меня нарисовал, только без ушей.
15:
Нет, Шустрик!
Если в знаке пешеход,
То – дорожный переход.
Шустрик: Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход.
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От беды тебя спасёт!
Учитель: Молодец, Шустрик!
16:
Что написано на знаке
На латинском языке?
И машины все при этом
Тормозят невдалеке
Не проехать быстро чтоб,
Просят всех нас знаком….
Дети: Стоп!
17:
Если в красном круге видишь
Просто белое пятно,
Здесь движение, конечно….
Дети: Вообще запрещено!
Шустрик: А это что за кирпич?
18: Ой, Шустрик, какой же ты, неграмотный! Это не кирпич, это тоже дорожный знак!
19:
Если в том же круге красном
Белый минус помещён,
При движении опасном….
Дети: Въезд здесь строго запрещён!
20:
Ну, а если в красном круге
Перечёркнут пешеход,
Значит, где-нибудь в округе
Поищи-ка переход!
21:
Ну, а в красный треугольник
Помещён велосипед –
Может ли при этом Шустрик
Ехать смело или нет?
Дети: Нет!
Шустрик:
С велосипедом в круге синем
Симпатизирует мне знак.
И потому, что он красивый,
И что движению не враг.
Постовой: Молодцы, и ребята, и Шустрик.
Песенка дорожных знаков (Приложение 1) [3]
Игра «Островки безопасности» (Приложение 2)
22: Шустрик, вот уже виден дом Мухи Цокотухи. Посмотри, она тебя встречает.
Муха Цокотуха: Здравствуй, Шустрик! Как я рада, что ты пришёл ко мне. А это твои друзья?
Шустрик: Да. Без них я бы никогда к тебе не добрался! Это они помогли мне разобраться в правилах дорожного движения.
Постовой:
Делаем мы Шустрику предостережение:
Выучи ты срочно правила движения.
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.
Муха Цокотуха:
Место, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, над головой,
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам с тобою урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Песня «Школа пешехода» (Приложение 1) [3]
23:
Люба с Лёшей ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай!
24:
Футбол – хорошая игра.
На стадионе, детвора!
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой!
25:
Цепляют крючком машины борт –
Опасный и ненужный спорт.
Щади здоровье, жизнь щади
И за движением следи.
26:
Как дважды два, как трижды пять
В таблице умножения,
Ты должен знать и соблюдать
Все правила движения.
27:
Не будем плакать и стонать
От нестерпимой боли,
Если почаще вспоминать,
Чему учили в школе.
Светофор:
Экзамены важного значения
Держи по Правилам движения.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твёрдо запомните правила эти!
Песня «Помни!» (Приложение 1) [3]
Список литературы:
- Внеклассные мероприятия в начальной школе, выпуск 5. Автор-составитель И.Н.Корбакова, Волгоград: Учитель, 2007
- Внеклассные мероприятия в начальной школе, выпуск 4. Автор-составитель Н.В.Лободина, Волгоград: Учитель, 2007.
- Музыка 3 класс: поурочные планы. Автор-составитель Т.С.Максимова, Волгоград: Учитель, 2006.
Песенки и частушки — Приложение 1, игры — Приложение 2.