Хоровой класс в системе общеобразовательной школы

Разделы: Музыка


Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение. Нет более верного пути для приобщения людей к западноевропейским и русским сокровищам духовной, классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и современного.

Подлинное приобщение к миру хоровой музыки - непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена. Однако в каждом времени этому виду искусства отводилась то большая, то меньшая значимость. В современной жизни, хоровое искусство в общеобразовательной школе, постигают лишь те дети, которым это интересно.

Отношение к фактору интереса в психолого-педагогической литературе весьма различно. Например, в своих высказываниях, научный деятель XIX века Д.И. Писарев говорил: «что одним из важных средств активизации любой деятельности человека является интерес, который появиться только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Без вдохновения и интереса любая деятельность превращается в тягость» (40, с. 109).

Каждому ребенку свойственно желание быть умнее и лучше, догадливей, и всесторонне развитей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение (11, с.5).

В своей книге «Школьный хор» Г.А.Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности (52, с.25).

Ученик, не испытывающий интереса к определенному предмету, усваивает лишь 10-15% всей информации. Особенно важно вызвать интерес у подростков, так как в переходный возраст общий интерес к учебе у них падает. Руководителю хора важно открыть в детях те или иные способности, особенно если они пришли впервые на хоровые занятия, не погасить у них ранее приобретенный интерес к хоровому пению и развивать его дальше.

Способности детей развиваются только в деятельности, и наиболее плодотворное их развитие происходит в деятельности интересной, поглощающей все мысли, чувства и волю, в деятельности любимой, желанной, наполненной радостью глубоких раздумий, поисков, дерзновенных замыслов и завершенной успешным результатом.

Интерес — это не только стимул деятельности, учебной, творческой, физической, в том числе и приобщение к музыке, это и стимул развития личности, так как ищущий человек всю свою жизнь совершенствуется и обогащает себя как личность.

Интерес - способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьника. Поэтому в ряду острых проблем современной школьной "музыкальной педагогики" проблема формирования и развития интереса к музыке в музыкальном воспитании, развитии и обучении подростков является, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных.

Сегодня, когда общество придает наибольшее значение передачам увеселительной формы, когда наши дети по теле и радио передачам слышат лишь эстрадную, часто упрощенную музыку, всестороннее музыкальное воспитание на примерах классической музыки приобретает все большую значимость. Потребность в гармонически развитой личности, в современном обществе усиливается. Именно учитель может пробудить у школьников постоянную потребность в общении с высокохудожественной музыкой. Развитию интереса к хоровому пению у детей - как многовековой традиции русского народа, будут способствовать хоровой репертуар и различные творческие ситуации на хоровых занятиях. Они помогут вывести детское мышление на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиции, которое мы называем общечеловеческими ценностями.

1. Значение хорового класса в системе общеобразовательной школы

Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

В первые годы Советской власти, когда музыкальное воспитание в общеобразовательной школе становится массовым, понадобилась целая армия музыкальных работников. Однако не только специалистов по детскому голосу было мало, но и учителей, сколько-нибудь разбирающихся в этом виде искусства.

В1921 году появились программы и планы по музыке в советской школе. В связи с нехваткой квалифицированных школьных учителей в 30-60 е.г. уроки музыки вели несведущие люди. Стало снижение уровня преподавания, сказалось и на отношении к самому музыкальному общему образованию, в частности к хоровому пению. Уроки стали развлечением. Создавшиеся школьные хоры не только не приобщали детей к искусству, а во многих случаях сформировали негативное представление о хоровом творчестве.

Новые оттенки в русскую хоровую культуру 60х. Годов XX века вносятся с началом деятельности Всероссийского хорового общества (ВХО) учрежденного в 1958г. И на протяжении последующего десятилетия все более активно - организованно и творчески - вторгающегося в разные сферы культуры: исполнительство, педагогику, музыкальную пропаганду и т.д.

Одной из проблем, которая обсуждалась, на объединенном пленуме союза композиторов (СК) РСФСР и ВХО в 1964г., оставалась проблема всеобщего об- разования и детского хорового пения, как основы воспитания будущих певческих кадров и слушателей. Недостатки подрастающего поколения, сказывались и на состоянии массовой культуры взрослых. Массовость как одна из характерных черт хорового творчества помогала решать проблему коллективного воспитания. Достижения научно-технического прогресса позволило рассмотреть воздействие хорового пения на развитие многогранности личности ребенка с совершенно новой научной стороны. Возникновение в 96х.г. в альтернативных школах с углубленным изучением музыкального искусства позволило решать поставленную задачу массового музыкального образования на совершенно новом качественном уровне.

Тенденции в развитии детского хорового воспитания привели к трансформации методов обучения. Наряду с существованием и использованием традиционной абсолютной сольмизации стали разрабатываться новые приемы и методы ознакомления с нотной грамотой и овладения закономерностями музыкальной речи на материале народного и профессионального творчества. Хоровая миссионерская деятельность В.Г. Соколова (1908—1993), B.C. Локтева (1911 —1968) и многих других дирижеров детских хоров послужила импульсом для возникновения новой формы организации хорового воспитания детей — детских хоровых студий. В дальнейшем хоровые студии стали массовым явлением: «Пионерия» (Г.Струве), «Весна» (А.Пономарев), «Веснянка» (Е.Свешникова), «Радость» (Т.Жданова) « Журавушка» (Чипкайло), и многие другие.

На период 1970—1980 гг. пришелся расцвет замечательного коллектива — Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, руководимого В.С.Поповым.

Привлечение в общеобразовательные школы опытных музыкантов-хоровиков было определено существующими в те годы условиями — заинтересованностью школьного управленческого аппарата в наличии хоровых коллективов в школах, системой жесткого распределения специалистов по окончании учебного заведения и закреплением на одном рабочем месте, зависимостью хорового пения от партийно-идеологической направленности (календарных и советских праздников, участия в массовых торжествах) и т.д. В XX столетии проблематика работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований, осуществленных известными деятелями музыкального искусства: К.Б. Птица, П.Г.Чесноков, В.И. Краснощекое, П.П. Левандо, Г.А. Дмитревский, К.К. Пигров, В.Г. Соколов, Д.Л. Локшин, B.C. Попов, А.А. Егоров, В.Л. Живов, Г.А. Струве, Г.П. Стулова, Л.М. Абелян, Ю.Б. Алиев-О.А. Апраксина, Л.Б. Бартенева, Л.М. Жарова, К.Ф. Никольская-Береговская, Т.Н. Овчинникова, В.И. Сафонов, и др. В публикациях освещались проблемы вокальной работы с детской хоровой аудиторией и организации музыкального образования. Многие издания зафиксировали результаты экспериментальных исследований, проведенных на различных возрастных уровнях с привлечением смежных наук — эстетики, педагогики, физиологии, психологии и акустики например, работы Г. П. Стуловой «Хоровой класс» (52, с. 100) и «Теория и практика работы в детском хоре» (52, с. 100). Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда было обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне существует возможность целенаправленного музыкального воспитания детей с одновременным решением задач эстетического развития человека.

В ряду проблем современной школьной музыкальной педагогики наиболее актуальной можно считать проблему формирования и развития интереса подростков к репертуару, который предлагается в каждой из учебных программ школьного музыкального воспитания. Если у детей нет интереса к тому, что звучит на хоровом занятии, если оно проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, то ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

Известно, что в целом ряде общеобразовательных школ Российской Федерации хоровых коллективов нет. Однако, без хоров сегодня школе не обойтись — так, во всяком случае, утверждает подавляющее большинство школьной администрации, руководители Главного управления дополнительного образования и воспитания Министерства образования Российской Федерации, где активно разрабатываются вопросы активизации хоровой культуры в наших школах.

В школьном хоре могут органически сочетаться как фронтальное воздействие руководителя на учащихся, так и индивидуальный подход, влияние на каждого участника коллектива. В условиях коллективного исполнения у школьников, особенно у подростков, развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе хоровых занятий от вклада каждого зависит общий успех. То, что участник школьного хора, возможно, не сделал бы ради себя, он будет рад сделать для всех. В процессе хоровых занятий можно показать на конкретном примере лучших участников хора. Участие в хоровом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников; обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика (в особенности подростка) и| коллектива. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально исполнительской деятельности.

Известен опыт использования хорового пения для приобщения к основам наук. Вспомним, например, хоровые песенки о правилах правописания из передач «Радио-няни», песенку из давнишнего индийского кинофильма «Бродяга», раскрывающую правила арифметики. Известный методист-физик Н. М. Шахмаев рассказывал об опыте преподавания русского языка в одной из привилегированных американских школ, чему он был свидетелем. Наряду с другими методами там широко применялся метод хорового пропевания русских предложений, использования массового пения песен на русском языке.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового школьника. Есть основание считать пение первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности. Недаром и при обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как начале всякого серьезного музыкального образования. Известный пианист и педагог К.Н. Игумнов называл хоровое пение «жизненной основой музыки». Современный методист В. Л. Михелис рекомендует в начальный период обучения игре на фортепиано использовать ансамблевое пение, так как это, по его мнению, является залогом успешной работы в дальнейшем 1, с.6).

Мысли о хоровом пении как основе музыкального воспитания высказывались и в дореволюционных пособиях, рассматривающих вопросы приобщения детей к музыке. Так, например, Г.Рукавишников писал: «...по многочисленным наблюдениям, дети, которые сначала учились петь, а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились» (12, с.9).

Исключительно важное место хоровому пению придавал Р. Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов», где указывал на необходимость живого, многостороннего музыкального обучения (8, с.80).

Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.

Именно на эту, сторону хорового пения как формы музыкальной деятельности обращал внимание известный дореволюционный методист А. Карасев: «Пению, по моему мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом, потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие...» (17, с. 19-21).

Как коллективная форма музыкального исполнительства, хоровое пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкально-эстетического и воспитательного порядка. В исследовании методиста С.Д. Кулиева особо подчеркивается активизирующая роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств. «Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников» (18, с.7).

Хор - такой вид исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор дает возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность — гармонический слух, выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися характера музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения еще недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то и исполнение будет поверхностным, неглубоким. И наоборот - четкость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передается и исполнению. Оно становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека — учителя.А в хоровом коллективе ребенок, подросток, юноша чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объек- том педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Коллективная форма хорового исполнения, как мы уже имели возможность убедиться, делает его ценным средством общего воспитания школьников. На это обращал особое внимание наш великий педагог - К. Д. Ушинский. Хочется остановиться на некоторых его высказываниях о воспитательном значении хорового пения. К сожалению, большинству из нас хорошо известен лишь лозунг, который якобы принадлежит Ушинскому: «Запоет школа — запоет народ!» Однако историкам педагогики хорошо известно, что ничего подобного Ушинский не говорил. По отношению к хоровому пению он высказывался гораздо тоньше и содержательнее. Он говорил о хоровом пении как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному хорошему делу (58, с.3-9).

Высоко оценивал значение хорового пения как средства музыкального развития школьников академик Б. Асафьев. В статье «Хоровое пение в школе» он отмечал, что «...школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными». Он считал, что «принципиально все учащиеся составляют хор», но всегда есть более и менее поющие. И потому «центральная хоровая организация будет в основе своей поддерживаться природное музыкально способными людьми, и эта «обязательная служба» для них будет являться более длительной и более интенсивной. Это неизбежно. Но, вместе с тем, такого рода «ставка» на даровитость никоим образом не должна сводить на нет принципа общеобязательной хоровой повинности. Наоборот, она должна сугубо поддерживаться потому, что твердая база не исключает, а обусловливает возможности прикрепления к ней и вокруг нее учащихся менее сильных в музыкальном отношении» (7, с. 10).

Ратовал за школьное хоровое пение и Д.Б.Кабалевский, утверждавший, что «...постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. «Каждый класс - хор! - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» (52, с. 140). Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой - способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности.

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

  • в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;
  • участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
  • работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;
  • хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
  • в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;
  • в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться, какие мотивы определяют поведение «верховодов» и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;
  • в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

Итак, хоровое пение детей — одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника.

Детские хоры организуются в школах, дворцах детского творчества в детских клубах при домовых комитетах. Большое распространение получила форма хоровой работы с детьми - хоровая студия, где учащиеся, кроме занятий хоровым пением, овладевают игрой на музыкальных инструментах, занимаются сольфеджио, музлитературой.

Хоровое пение как наиболее действенный вид массового музицирования на протяжении столетий является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа. Большое внимание в русской хоровой культуре прошлого уделялось хоровому образованию с детских лет. Передовые русские музыканты и педагоги: В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, Н.А. Римский - Корсаков, П.И. Чайковский, К.Д. Ушинский придавали огромное значение хоровому пению в общеобразовательных школах, учитывая его роль в формировании эстетических и моральных качеств учащихся. В настоящее время, когда в обществе происходит переосмысление нравственных и культурных ценностей, традиций, проблема формирования гармонически развитого подрастающего поколения становится особенно актуально (12, с.20).

В последнее время появляются все новые концептуальные идеи реформирования школьного образования, в котором значительное место отводится задачам повышения роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мышления ребенка. Осознание социальных, эстетических и нравственных функций хорового искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного хорового воспитания в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями.

Известно, что хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения. Хоровые занятия в общеобразовательной школе влияют на формирование гармонически развитой личности школьника. Формируются такие качества как:

  • эмоциональность
  • коммуникабельность
  • инициативность
  • ответственность
  • организованность
  • коллективизм
  • трудолюбие
  • креативность

Развиваются познавательные процессы:

  • ощущение, восприятие
  • внимание, память
  • воображение, мышление
  • воля

Развиваются специальные умения и навыки:

  • сценическая культура
  • эстетический вкус
  • творческие способности
  • певческие навыки
  • музыкальная грамотность
  • ораторское искусство.

Хор интегрирует с другими школьными предметами:

  • русский язык
  • литература
  • анатомия
  • физика
  • история
  • ин.яз.
  • психология
  • мировая художественная культура (мхк)

Хоровые занятия развивают психические способности школьника:

  • эмоции, чувства — восприятия, ощущения
  • память( эмоциональная, образная, слуховая, механическая, логическая, двигательная)
  • сознание
  • воля
  • внимание
  • сосредоточенность
  • воображение
  • мышление
  • речь

Занятия хоровым пением предполагают развитие психологических процессов и их автоматизацию. Работая над вокальной техники нельзя ни оценить фактор сознания. На первых этапах обучения дирижер пользуется методом копирования «Пой, как я», но постепенно нужно добиваться осознанного отношения к выполнению вокально-хоровых упражнений.

Начальный период организации навыков. Память, как и все др. психические процессы тренируется во время занятий хоровым пением. Все виды памяти имеют большое значение в развитии вокально-технических навыков, но особую роль играют слуховая и двигательная.

Двигательная память - хорошо развивает на технических упражнениях, что способствует выработке механической памяти.

Смысловая память необходима и в распевании, и при освоении технических приемов пения. Хоровое пение - лучший способ развития памяти во всех ее видах. Словесно - логическая память проявляется при работе с поэтическими текстами. В вопросе воспитания памяти важную роль играет внимание и сосредоточенность, а сосредоточенное внимание стимулирует память.

Поэтому получасовая работа в хоровом классе с максимальной концентрацией внимания может принести больше пользы, чем несколько часов полупассивных, невнимательных занятий. Во время занятий пением активно развивается сосредоточенное внимание, без которого невозможен творческий процесс. Сосредоточенное внимание закрепляется в систематических занятиях.

Развитие внимания неразрывно связанно с волей. На фоне сосредоточенного внимания развивается воображение, особенность которого состоит в том, что оно соединяет различные впечатления в образы и картины, преобразовывая действительность.

Вдохновение, по определению психологов, это особое состояние, выражающееся в полном сосредоточении всех умственных сил, способностей и чувств на предмете творчества. Важная сторона в певческом процессе — мышление. Во время пения мыслительный процесс развивается интенсивно через освоение логики литературных текстов. Поэтому - хоровое пение - это соединение мысли и чувства, рассудка и вдохновения, сознания и творческой интуиции.

Наиболее непосредственно хоровое пение влияет на те сферы психики, которые связаны с образной и эмоциональной восприимчивостью. Поэтому, занятия хоровым пением - являются школой восприятия, воображения и чувств.

Речь и пение - две удивительные функции голосового аппарата человека, которыми его наградила природа.

Занятие хора - комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Хоровое пение - единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей.

Пение — психофизиологический процесс, а потому управлять своим голосом дети учатся на основе осознанных мышечных ощущений. Эффективность звукообразования в хоре напрямую зависит от знаний анатомического строения дыхательной системы, голосового аппарата человека и пр. при пении необходимо учитывать акустические законы звуковой волны для нахождения лучшего звучания певческого голоса. При знакомстве с хоровым произведением необходимо учитывать исторический период, в котором оно было написано. Эпоха, стиль -важно для интерпретации хорового произведения. Все это, вместе взятое, ведет к формированию художественно - эстетического вкуса.

Проследив межпредметные связи хора, следует сказать, что подобная интеграция должна сказываться благотворно только на качественных сторонах личности учащихся, но и непременно влиять на успеваемость в целом.

Выявления отношения детей к хоровым занятиям, через применения различных форм тестирования, анкетирования, особо важно для руководителя школьным хоровым коллективом, для дальнейшей перспективы работы хора.

Хоровые занятия имеют особое значение т.к. проявляется коллективная форма занятия. Благодаря коллективному труду и личному общению детей получается разностороннее выражение: формируется позиция субъекта общения, в котором утверждается свое « я», открывается мир социальных отношений, регулируются психическая жизнь детей. Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном и в нравственном воспитании школьников.

2. Роль хормейстера как генератора интереса на занятиях школьного хора старшего подросткового возраста

«Воспитатель не должен забывать,то учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения...убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет. Учение - это серьезный труд, требующий волевых усилий, но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным».

К.Д. Ушинский. Как быстро пролетело занятие! Не правда ли как приятно услышать эту фразу учителю после репетиции. Значит, хоровое занятие прошло интересно и плодотворно. Каждый хормейстер хотел бы проводить уроки интересно, чтобы ребята хотели приходить на занятия вновь. Конечно, не каждому удается проводить репетиции на должном уровне. У одних хормейстеров на хоре царит скука и уныние либо безобразная дисциплина, а у других учителей и дисциплина в порядке, и лица у детей вдохновенные и процесс обучения идет бойко.

Активное и заинтересованное отношение учащихся к хоровой музыке всецело зависит от метода работы педагога, понимания коммуникативных явлений, осуществляющихся в процессе музыкально-коллективного исполнительства.

Профессиональные навыки хормейстера, требуют от него наличия индивидуальных качеств, пригодных для управления и дирижирования хором. Профессия дирижера включает в себя целый ряд важнейших компонентов, среди которых наиболее характерны следующие:

  • дирижер-художник мастерство и дарование которого способны объединить и увлечь коллектив на создание подлинно художественной интерпретации произведения;
  • дирижер-учитель и воспитатель своего коллектива, способный организовать его репетиционную работу и всю деятельность таким образом, чтобы усилия всех детей, их способности и индивидуальное мастерство были направлены на создание целостной исполнительской концепции;
  • дирижер-пропагандист всего лучшего, что создано великими композиторами прошлого и настоящего, своей музыкально-исполнительской деятельностью способствующий появлению новых талантливых сочинений современных авторов, возрождению на концертной эстраде незаслуженно забытых произведений.

Дирижер А. Пазовский, формулируя многогранный комплекс интеллектуальных, художественно-творческих, профессиональных и чисто человеческих качеств дирижера, отмечает его врожденные задатки, то, что принято называть талантом: музыкальный слух, память, темперамент, воображение, чувство музыкальной формы и ансамбля, интонационную чуткость, природную эластичность рук и лица — основных выразительных средств, с помощью которых дирижер передает свои требования певцам (15,с.2).

Дирижер постоянно выступает в роли педагога, наставника, старшего и более мудрого советника, занимается просветительным музыкальным воспитанием своих подопечных. И эта функция обязательна, она входит в перечень необходимых качеств дирижера.

Коммуникативные условия коллективного исполнительства складываются из многих факторов (психологического, педагогического и др.), постоянно встречающихся в активном процессе как репетиционной, так и концертной вокально-хоровой работы. Дирижер воздействует на творческую волю детей, вызывает в них художественную самоотдачу, выстраивает при этом стратегическую линию исполнительского процесса вообще. К примеру, аналогичные функции управления находятся в руках театрального режиссера. Но в отличие от дирижера режиссер, осуществляя постановку спектакля в соответствии с собственной «актерско-сценической партитурой», не в силах вмешиваться в игру актера в ходе спектакля. Тогда как дирижер — и «режиссирует» музыкальное произведение, определяя важные драматургические и формообразующие моменты, и является активным соисполнителем во время звучания этого произведения. В этом смысле дирижерская и режиссерская (педагогическая) функции одновременно и единообразны (схожи) и различны. При этом надо отметить, что в каждом большом мастере — дирижере, хормейстере — эти функции присутствуют.

Готовясь к занятиям, хормейстер всегда думает, используя театральную лексику, о его сценарии, разрабатывает «мизансцены», планирует кульминацию занятия и другие компоненты, чтобы занятие прошло интересно.

Близость труда хормейстера, работающего с детьми, и актера как бы очевидна. Этот тезис практически не нуждается в доказательстве. И потому представляется более существенным выяснить, что же в ходе создания хорового занятия сближает, а что различает работу хормейстера-художника и актера.

Труд и актера, и преподавателя художественных дисциплин подвижен, изменчив, тот и другой работают с людьми, имеют общую задачу: посредством занятий художественным творчеством разбудить чувства и мысли других людей (в нашем случае - учеников). Работа того и другого - творческий акт, искусство.

Сопоставление этих профессий высокого искусства показывает, однако, что труд хормейстера сложнее актерского и режиссерского. Режиссер - в не сцены, он не властен, что-либо изменить в ходе спектакля. Актер - лишь часть спектакля. Как любой хороший актер, владеющий отличной, понятной дикцией, хормейстер должен проводить свои занятия на доступном, понятном языке. Замысловатые фразы никчему, ведь интересно, значит все понятно. Хормейстер же «един Бог в трех лицах»: он, по словам прекрасного педагога Ю. Львовой сам создает сценарий репетиции, и режиссер (а каждое занятие это в чем-то премьера), и исполнитель главной роли, и при этом он сам себя одевает, причесывает на свой вкус. Он же - главный блюститель порядка (14, с.32).

Обобщив научные доводы музыкальных психологов, педагогов и физиологов нашего времени, можно сказать: профессиональный хормейстер- это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание прекрасного у детей. В современном обществе хормейстер является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди любых педагогов оказывались люди, наиболее подготовленные интеллектуально и морально к работе с детьми разного возраста, особенно подростков.

К личности хормейстера предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без которых невозможно стать высококвалифицированным хормейстером, и второстепенные, соответствие которых не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и заинтересовать к творчеству другую личность.

Главным требованием является любовь к детям, к профессии, наличие знаний в хоровом искусстве, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др. Например, в процессе разучивания много разных ситуаций, когда нужно ребенка раскрепостить. Значит, придется, и посмешить его и подурачиться, передразнить, т.е. надеть маску клоуна. Или наоборот придать строгость хоровому произведению. Это и есть искусство. Все перечисленные качества в совокупности составляют индивидуальность педагога и своеобразность личности.

Немаловажным моментом в работе с детским хоровым коллективом играет стиль методы руководства и самоуправления.

Практически организуя или продолжая работу хоровых коллективов, хормейстер должен преследовать следующие цели:

  • научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности. Например, староста хора, трудовой сектор, ответственный за партию в хоре и т.д.
  • научить детей быть руководителями в групповой деятельности. Напри
    мер, президент хора, министр культуры, труда и т.д.
  • научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями. Например, подчиняться уставу хора.
  • научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.
  • научить детей создавать в хоре эмоционально благоприятные личные взаимоотношения. (Дружба, доверительные отношения между хористами.)
  • научить каждого ребенка быть независимым в хоровом коллективе, т.е. уметь исполнять хоровую партию сольно.
  • научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.
  • научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.

Обучение правильному распределению обязанностей предполагает проведение систематической разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллективная деятельность, построенная на основе разделения функций. Это происходит тогда, коллектив не доминирует над личностью, не ущемляет ее интересов и не подавляет ее. Результатом такой работы должно стать научение детей самостоятельному распределению обязанностей в хоре.

Подростковый возраст можно рассматривать как время окончательного оформления коммуникативных умений и навыков. В эти годы перед детьми необходимо ставить настоящие деловые задачи. Руководить хоровым коллективом в старшем школьном возрасте, должны наиболее опытные, психологически компетентные учителя, хорошо владеющие методикой общения с подростками.

Как совместить общие требования к музыкально - педагогической деятельности и педагогических способностей, которыми должен обладать каждый хормейстер? Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

  • в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
  • в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
  • в выборе методов обучения;
  • в подборе средств воспитания;
  • в стиле педагогического общения;
  • в реагировании на действия и поступки детей;
  • в манере поведения;
  • в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
  • в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности.

Хормейстеры, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и музыкальных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, хормейстер должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т.е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения подростков хоровому искусству, на основе заимствования передового педагогического опыта. Интересный, творческий хормейстер это всегда индивидуальность.

Чтобы удовлетворить потребность ребенка в проявлении его личности, качеств лидера, хормейстер может использовать в своей работе метод Г.Струве хоровая студия «Пионерия». Он разрешает каждому ребенку, в день своего рождения, провести распевку вместо дирижера, что вызывает огромный интерес у поющих.

Немаловажную роль в развитии интереса к хоровым занятиям играет эстетический вид аудитории. Красиво оформленные наглядные пособия: исторические фотографии, стенды, современная техническая оснащенность (аудио и видео техника), красочные плакаты о правилах пения, голосообразования, плакаты композиторов, цветы, картины, веселые шторы, хорошо настроенный инструмент, подборка ударных инструментов красиво расставленных в шкафу, правильно построенный амфитеатром класс, в который хочется приходить вновь и вновь. Все это, вызывает желание у подростков ходить на хоровые занятия. В подростковом возрасте, привлечь внимание к творчеству очень трудно и поэтому, хормейстер может создать атмосферу «теплого класса», в котором будет уютно, интересно и заманчиво.

Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, хоровой коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. Например, кроме хоровых репетиций в хор. классе, проводить творческие встречи с интересными людьми, выпускниками, устраивать совместные праздники с чаепитием, участвовать в районных и городских школьных конкурсах и концертах, выезжать на гастроли.

Важным и интересным для детей оказывается понимание дирижером методологии репетиционного процесса как последовательного изучения музыкально-хорового произведения и раскрытия в нем сущности художественного образа.

Работа над текущим репертуаром наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть хорового занятия. Руководитель должен держать хор в состоянии активности, волевого напряжения и в тоже время в любой момент переключиться на шутку, юмор.

Большое значение имеет тонус репетиции. В начале необходимо собрать внимание детей, и направить на разучивание хорового произведения.

Показ, нового хорового произведения, должен быть эмоциональным и образным. Между показом и его воплощением, не должно быть большой паузы. Жест и тон дирижера -требовательный, доброжелательный.

«Атмосфера концертного исполнения создается постепенно, на репетиции», — говорил известный дирижер Игорь Маркевич, вкладывая в этот афоризм главное, что входит в единство двух процессов — репетиционного и собственно концертного, показательного (34, с.22).

Музыка как вид искусства отличается от других видов, наверное, прежде всего тем, что живет в строго ограниченном («отмеренным» автором) времени и вне этого времени существовать просто не может. Репетиционное, «режиссерское» (по словам А. Свешникова), становление музыкально звучащего образа — долгий процесс, наполненный поисками в уравновешенности различных компонентов, составляющих единое интерпретационное целое (21, с. 17). Раскрытие музыкального звучащего образа в условиях коллективного творчества — сущность процесса дирижерского исполнительства, самая трудная его задача. Формирование навыков управления этой задачей — проблема, которая не решается в одночасье. Хормейстеру, выходящему на репетицию с детским хором, приходится учитывать невероятное количество сопутствующих музыкальному исполнительству моментов психологического и педагогического, этико-нравственного порядка, для проведения интересного хорового занятия.

Подбор хорового репертуара, очень важный и сложный процесс, для хормейстера.

Приведем основные принципы подбора репертуара:

  • доступность восприятия в исполнении;
  • направлен на формирование нравственных качеств личности, учет возрастных особенностей;
  • направлен на формирование вокально-хоровых навыков;
  • разнообразен по тематике, жанрам, стилистическим особенностям, средствам музыкального языка;
  • от простого к сложному;

Известно, что в подростковом возрасте наблюдается тяга к песням лирического жанра, особенно таким, где яркость, красочность мелодии сочетается с высокохудожественным текстом, повествующим о сильных человеческих чувствах, о любви. Каждая сколько-нибудь заметная песня, предназначенная для взрослых, немедленно подхватывается подростками. Этот интерес к «музыке взрослых» учитывается в большинстве программ, в них представлен ряд песен, рекомендованных для исполнения молодежью. Хорошо воспринимаются подростками, например, такие песни, как «Ты погоди» П. Адоницкого на слова И. Шаферана, «А будет это так» Ю. Визбора, и др. С интересом разучивают они произведения, в которых поднимаются темы любви, мужества, отношения к важным событиям современности.

Квалифицированный хормейстер, владеющий своей профессией не только с музыкальной стороны, но и знающий различные науки, способствующие общению с детьми, конечно же, имеет в своей профессиональной «копилке» несколько интересных и эффективных методик для работы с хористами. Интересный репертуар это не только понятный текст, красивая мелодия и сопровождение. Подросткам очень нравятся эффектные приемы в песне, это и игра на ударных инструментах (бубен, маракасы, металлофон, треугольник), сонорные эффекты (хлопки, щелчки,возгласы). Хоровое произведение зазвучит более колоритно и насыщенно, если подключить ударные музыкальные инструмент. Например, хоровое произведение Хромушина «Зачем остывать костру». Для создания атмосферы сказочного леса, хормейстеры используют ударные музыкальные инструменты: треугольники, металлофон, водяные свистульки, свирель. Задействовав несколько человек, песня звучит красиво и красочно, а хормейстер вызвал огромный интерес у ребенка, к хоровому искусству.

Переключение внимания детей на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. Приведем несколько интересных методик в работе над песней.

В первый час обычно идет разучивание по голосам, тщательно выстраиваются многоголосные фрагменты. При этом процесс разучивания ни в коем случае не должен походить на «натаскивание». Только сознательное пение может быть действительно художественным и выразительным. Вспомним высказывание руководителя детского хора «Бодра смяна» народного артиста Болгарии Бончо Бо-чева: «При музыкальной работе с детьми эмоциональное и сознательное начало является основным решающим фактором» (2, с Л 67).

Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара. Идет отработка общего звучания. В какой-то момент можно соединить все голоса в единый хор, а далее снова возвратиться к разучиванию и пропеванию по партиям. В это время особенно полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого. Обычно после прослушивания одного певца следует краткий разбор звучания его голоса, замеченных достоинств и недостатков исполнения. В разговоре активное участие призваны принимать и сами учащиеся. Можно записать на магнитофон индивидуальное звучание, какого - либо голоса певца и дать ему эту запись на «саморецензию». Замечено, что данный прием заметно оживляет занятие, активизирует вокальный слух учащихся.

Если ведется работа сразу над несколькими и довольно сложными произведениями, то в плане занятий мы предусматриваем некоторую «разрядку», каковой может быть прослушивание записи хорошо звучащего детского хора, просмотр интересных фрагментов хоровых занятий ведущих современных хоровых коллективов, иле же провести не сложные музыкальные игры. Например, хормейстер может предложить ребятам поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Дирижер, под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки различного настроения, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного-двух тактов, пропетых хормейстером, его мелодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить ученики. Игра в эхо происходит так: хормейстер поет два такта, затем, не прекращяя аккомпанемента, замолкает, давая учащимся, возможность повторить то, что только что было им пропето. Затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют ребята, и т.д. вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо-импровизации.

Еще одна игра: хормейстер (сам или поручив сделать это ученику) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в хоровом классе. По ритму дети пытаются определить, какая песня задумана.

Работа над ритмом сопровождения, над интонированием, активизирует внимание. Ритмические сложности, вызывают огромный интерес. Например, хор делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а ее общее исполнение обогащается новой «краской». Особенно хорошо удается исполнять хоровые песни маршевого и плясового характера.

На одном из семинаров в хоровой студии «Пионерия» (руководитель студии — народный артист России Г. А. Струве) слушатели были очарованы игровым приемом, значительно улучшающим певческое интонирование. Его предложил известный педагог-вокалист В. В. Емельянов. Суть этого игрового приема заключается в том, что в процессе хорового пения руководитель хора командует: «Уши — назад!» По этой команде участники хора прикладывают к ушам спереди плотно сжатые ладошки. В результате этого они начинают лучше слышать пение товарищей, сидящих сзади. И удивительное дело — общее звучание и интонация хорового коллектива при этом значительно улучшаются.

Пением под фонограмму сегодня никого не удивишь. Учитывая эту особенность современного музицирования, наш прием заключается в следующем. На магнитофон записывается аккомпанемент песни вместе с хоровой партией подголоска. Учащиеся под этот аккомпанемент поют основную мелодию, проверяя уровень своего гармонического слуха. Метод особенно актуален в подготовительный период перехода от унисона к многоголосному пению.

Детей любого возраста надо обучать слушать, слышать и исполнять многоголосие. Необходимо ставить перед ними задачи и всячески стимулировать у них собственно полифоническое восприятие музыки.

В нашей стране проблема полифонического воспитания остается по прежнему актуальной, так как пока не разработаны и не внедрены общие положения, методы и приемы современной музыкальной педагогики по использованию полифонических элементов в курсе сольфеджио в детских музыкальных школах, ни тем более в курсе хорового занятия в общеобразовательных школах.

Одной из главных форм музыкального образования в нашей стране является хоровое пение. Полифоническая хоровая музыка всегда оказывала большое влияние на рост исполнительской культуры учащихся.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели значение интереса как главный стимул успешной деятельности обучающихся на хоровых занятиях в общеобразовательной школе.

Интерес-это главный фактор учебного роста детей, без которого все виды творческой деятельности для учащихся протекают однообразно.

Любая активная деятельность человека проявляется через интерес. Без этого своеобразного сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, вдохновения и творческой активности быть не может. Удержать детское внимание можно лишь через активное, познавательное отношение к предмету. Понятие «интереса» как научной категории, рассматривается в общественной научной сфере, поэтому изучение интереса не может проходить без таких наук, как соционика, психология, обществознание, психофизиология, педагогика. Знание человеческой натуры, характеров, социальной и общественной жизни подростков поможет любому хормейстеру понять сущность интереса у учащихся и механизмы их поддержания.

Задача хормейстера вовремя учесть психологические настроения и физическое состояние детей. Одного надо подбодрить, сгладить не очень удачные моменты выступления, что-то не заметить, другого не тревожить, оставить в покое на время. Лишь интересный во всех планах хормейстер способен привлечь внимание подростка. Игровая форма на хоровом занятии, в подростковом возрасте, как и в младшем, не теряет своей актуальности, только ее доля уменьшается. Например, использование ударных инструментов на занятиях соло, использование сонорных эффектов, интересного ритмического сопровождения, создают условия к более полному самовыражению. Концертная деятельность, встречи с хоровыми коллективами, с интересными творческими личностями повышает познавательную и творческую активность детей. Диффиринцированное отношение к учебе и к предметам в этом возрасте у подростков составляет определенную трудность в обучении. Хоровые занятия — это взаимосвязь многих общеобразовательных дисциплин, истории, литературы, ИЗО и т.д. Они создают условия для гармонического развития личности подростка.

Музыка - один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над нами.

Хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Как известно, основой музыкальной культуры русского народа, было хоровое пение. Задача взрослых людей, приобщить подростков к хоровому пению. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека, особенно подростку, жаждущему проявить качества лидера. Ребенку можно предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на ударном инструменте или быть ведущим концерта, дать продирижировать хором.

Постепенное развитие детского хорового воспитания не раз приводило к трансформации методов обучения. Многие дирижеры детских хоров, способствовали возникновению общешкольных хоровых коллективов. Ведь межпредметные связи, существующие в хоровом творчестве, целенаправленно воспитывают гармонически развитую личность. Учеными XX го века доказано, что хоровое пение приобщает детей к основам разных гуманитарных наук: искусствоведения, филологии, социологии, психологии и т.д. Кроме того, специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства способствует развитию хороших человеческих качеств: уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, ответственность, справедливость, дружелюбие. Хоровое творчество - это тот идеальный фактор развития, к которому должно быть направленно внимание подростков со стороны взрослых.

Приобщить к хоровому искусству любовь и интерес у детей, способен только высококвалифицированный специалист. Его мастерство способно на многое. Хормейстер должен приложить все усилия, чтобы заинтересовать ученика через свою личность. Профессиональные качества хормейстера помогают не только заинтересовать подростков в посещении хоровых занятий, но и развить в них творческие способности, воспитать личность. Умение жить дружно и сплоченно в хоровом коллективе, быть организованным и ответственным, поможет в дальнейшей жизни подростка, его адаптации в трудовом коллективе.

Список литературы

  1. Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хор. Класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак.педвузов.-М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-416с.
  2. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: метод .пособ. для учит.общеобр. шк.-М.: Просвещение, 1978.- 175 с, нот.
  3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-336 с: ноты.
  4. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М.,1983.
  5. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве.Л., Музыка 1980.
  6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
  7. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики. М., Музгиз 1956.
  8. Безруков B.C. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344 с.
  9. Большой энциклопедический словарь по философии. М., 2000.
  10. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, в 2-х т., т. 2, т. 12, 1991.- 768 с.
  11. П.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Институт психологии РАН 1997.
  12. Брайнин В.О. О музыкальном языке и музыкальном образовании. Ис-во в школе. 1996.
  13. Брунин Дж. Психология познания. М., 1977.
  14. Бурая Л. В содружестве искусств // Музыка в школе, №3, 1988.- 32-34 с.
  15. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора «Аврора». Екатеринбург 2000г.- 29с.
  16. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе, №3. 1994.- 19-21 с.
  17. Вендрова Т. Раскрывать музыку как саму жизнь! // Музыка в школе, № 3, 1988.-22-28 с.
  18. Соловейчик С.Л. От интересов к способностям. - М.: Знамя, 1968.-94 с.
  19. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. - М: Просвещение, 1993.- 240 с.
  20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа, 1988.-272 с.
  21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие. - М.: Академия, 1998.-288 с.
  22. Тарасова М. Интегрированный подход к уроку музыки // Искусство в школе, №4, 2001.-12 с.
  23. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский. - М: Ин-фра-М, 1997.-576 с.
  24. Чич-Головина И. Размышления на тему... // Искусство в школе, № 5, 2002.- 3-9 с.
  25. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.-352 с.