Цели урока: изучить прием вычитания однозначных чисел с переходом через десяток «по частям»; повторить зависимость между компонентами и результатами действий сложения и вычитания; закрепить изученные приемы сложения и вычитания, решения задачи уравнений; развитие мышления, памяти и познавательных интересов.
1. Орг. момент
2. Выполнение теста, который включает упражнения, направленные на актуализацию тех знаний, которые необходимы для усвоения нового (см. Приложение 1)
3. Решите «круговые» примеры:
5+6=
11+34=
45-30=
15-8= ? проблема
4. Знакомство с приемом вычитания с переходом через десяток «по частям» (Приложение 2, презентация).
5. Решение выражений по алгоритму:
Алгоритм вычитания «по частям».
- Пример…
- Число единиц уменьшаемого - …
- Поэтому вычитаемое … разбиваем на части … и …
- Вычитаем из … сначала … единиц, получаем 10 единиц, а потом из 10 вычитаем оставшиеся … единиц. Получаем …
- Ответ …
14-7=
12-8=
11-3=
16-9=
Формулируем правило вычитания «по частям».
6. Составьте задачу, решением которой будет являться выражение 16-9=7
7. Решение задачи: Один мешок картофеля весит 32кг, а другой весит на 14кг больше. Сколько весит второй мешок?
— Чтение задачи про себя.
— Во фронтальной беседе составляем в тетради в клеточку схему к задаче. Такая же схема строится на доске.
Схему «одеваем» по ходу обсуждения задачи.
- Что известно в задачи? Что нужно найти?
- Что обозначает на схеме первый отрезок?
- Что обозначает второй отрезок?
- Что обозначает часть этого отрезка?
- Сколько вопросов в задаче? (Один)
- Можем ли мы ответить на вопрос задачи? (Да, мы можем ответить, так как надо найти целое, части которого даны.)
— Самостоятельно записываем решение задачи.
— Проверяем фронтально.
8. Самостоятельная работа по группам
Решите уравнение:
I группа: 15-Х= 9
II группа: Х+5=13
III группа: Х -7=7
9. Проверка решения уравнения
I группа: Х=6
II группа: Х=8
III группа: Х=14
— Что в них интересного? (Сумма корней уравнений I и II группы равна корню III группы)
10.Составь все возможные равенства из чисел:
6+8=14
8+6=14
14-6=8
14-8=6
11. Итог урока.
Тест — Приложение 1, презентация — Приложение 2.