Методическая разработка урока-зачёта по теме "Альдегиды и карбоновые кислоты"

Разделы: Химия


Цель урока: Осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых в процессе изучения данной темы.

Задачи:

- Развивать умения осуществлять анализ и синтез учебного материала, интерес к точным наукам, познавательный интерес, творческие способности, развивать умение работать самостоятельно и в группах, навыки само- и взаимоконтроля; формировать чувство ответственности.

- Выявить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути их ликвидации.

Методические рекомендации.

Для проведения зачёта провожу большую предварительную работу: для каждого ученика готовлю две карточки – задания (письменные упражнения, расчётная или экспериментальная задача). Перед зачётом на рабочее место каждого ученика кладу карточки с заданиями и чистые листки бумаги для выполнения письменных заданий, а также тетрадь для контрольных работ.

Зачёт состоит из 5 заданий.

1 задание – программированный контроль: в течение 3 – 5 минут учащиеся дают ответы на 3 – 5 вопросов. (два варианта). Ответ заключается в написании буквы, которая является шифром правильного ответа. После окончания этого вида работы учитель или ученики – консультанты собирают листочки с ответами, проверяют и ставят оценки.

2 и 3 задания - теоретические вопросы и письменные задания проводятся одновременно.

Одна группа учащихся (1 вариант) отвечают устно на теоретические вопросы (перечень их вывешивается на стенд в начале изучения темы), другая группа учащихся (2 вариант) выполняют письменные задания. На этот вид работы отводится 20 – 25 минут. Устные ответы оценивает учитель, они должны быть лаконичными, чёткими, выражать главное. В случае не знания или неправильного ответа другие учащиеся могут исправить, дополнить ответ. Как только учащиеся

1 варианта закончат отвечать на устные вопросы, происходит смена вида деятельности: учащиеся 2 варианта отвечают на устные вопросы, а остальные – на письменные. Письменные задания проверяются учениками – консультантами и анализируются учителем после урока.

4 задание – химический диктант. В течение 5 минут все учащиеся под диктовку выполняют задание. Учитель называет химическое понятие, учащиеся дают письменный краткий ответ. Задание проверяется учениками – консультантами.

5 задание – решение расчётной или экспериментальной задачи. Задачи подбираются такого типа, что отрабатывались во время изучения данной темы.

Итоги зачёта подводятся на следующем уроке. Оценки за каждое задание выставляются в специальную ведомость (Приложение №1) и вывешиваются на стенд.

Такая форма контроля позволяет проверить знания всех учащихся за один – два урока, организовать самостоятельную работу каждого ученика на уроке, рационально использовать рабочее время урока, выяснить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути их ликвидации.

 Содержание урока.

1 задание – программированный контроль.

  1. Какие из следующих соединений относятся к дикарбоновым кислотам:
  2. А) СН2= СН - СООН

    Б) НООС – СООН

    В) СН3 – СООН

    Г) НООС – СН = СН – СООН

  3. Как называется кислота следующего строения:

    А) 1,2 – диметилбутановая кислота,

    Б) 2,3 – диметилбутановая кислота,

    В) 2,3 – диметилгексановая кислота,

    Г) изокапроновая кислота.

  1. Найдите формулу 2 – метилбутаналя:

2 задание – теоретические вопросы.

  1. Что такое карбонильные соединения?
  2. Какую общую формулу имеют насыщенные альдегиды?
  3. Какие виды изомерии возможны для альдегидов?
  4. Охарактеризуйте физические свойства альдегидов?
  5. Какие реакции наиболее характерны для альдегидов?
  6. Какие важнейшие способы получения альдегидов вы знаете?
  7. Как классифицируют кислоты по строению углеводородного радикала?
  8. Каковы физические свойства предельных монокарбоновых кислот?
  9. В каких реакциях проявляются кислотные свойства предельных одноосновных кислот?
  10. Каковы особенности строения и свойств муравьиной кислоты?

3 задание – письменные задания по карточкам.

1. Напишите структурные формулы следующих веществ: 2 – метилпентаналя,

2 – метилпентановая кислота, 3,4 – диметилпентановая кислота.

2. Назовите вещества:

СН3 – СН2 – СН2 – СНО, СН3 –СН2 –СООН, СН2Сl – CH2 – CООН

  1. Осуществите цепочку превращений:

уксусный альдегид ---- этанол --- этилен ---- ацетилен ---- уксусный альдегид --- этановая кислота.

4 задание –химический диктант.

1 вариант.

  1. муравьиная кислота
  2. валериановая кислота
  3. масляная кислота
  4. стеариновая кислота
  5. линолевая кислота

2 вариант.

1.уксусная кислота

2. масляная кислота

3. капроновая кислота

4. пальмитиновая кислота

5. олеиновая кислота

5 задание – решение расчётных задач.

1. При сгорании 4,2 г. вещества образуется 13,2 г. оксида углерода (/У) и 5,4 г. воды.

Плотность этого вещества по воздуху составляет 29. Определите состав молекулы и молекулярную формулу этого вещества.

2. Выведите молекулярную формулу вещества, если его состав следующий: С – 39,97%,

Н – 6,73%, О – 53,3%.

На зачёте учащиеся демонстрируют перед учителем свои знания, умения и навыки. Такая проверка объективно и правильно помогает выявить и оценить степень овладения системой знаний и комплексом усвоения навыков и умений, готовность учащихся успешно применять полученные знания на практике, т.е. соответствует истинному уровню успеваемости учащихся, даёт возможность управлять процессом усвоения знаний, умений и навыков.

Стараюсь, тщательно готовиться к проведению тематического зачёта: разрабатываю вопросы теоретического и практического характера, подготавливаю кабинет (эксперимент, таблицы, схемы, модели, коллекции). Считаю, что проведение зачёта вырабатывает у учащихся ответственное отношение к учебно–воспитательному процессу, формирует навыки самообразовательной работы, готовит учащихся к сдаче экзамена.  

Приложение № 1.

Зачётная ведомость учащихся 10 класса по теме: “Альдегиды и карбоновые кислоты.”

Фамилия, имя учащегося 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание Итоговая оценка