Цель урока: Осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых в процессе изучения данной темы.
Задачи:
- Развивать умения осуществлять анализ и синтез учебного материала, интерес к точным наукам, познавательный интерес, творческие способности, развивать умение работать самостоятельно и в группах, навыки само- и взаимоконтроля; формировать чувство ответственности.
- Выявить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути их ликвидации.
Методические рекомендации.
Для проведения зачёта провожу большую предварительную работу: для каждого ученика готовлю две карточки – задания (письменные упражнения, расчётная или экспериментальная задача). Перед зачётом на рабочее место каждого ученика кладу карточки с заданиями и чистые листки бумаги для выполнения письменных заданий, а также тетрадь для контрольных работ.
Зачёт состоит из 5 заданий.
1 задание – программированный контроль: в течение 3 – 5 минут учащиеся дают ответы на 3 – 5 вопросов. (два варианта). Ответ заключается в написании буквы, которая является шифром правильного ответа. После окончания этого вида работы учитель или ученики – консультанты собирают листочки с ответами, проверяют и ставят оценки.
2 и 3 задания - теоретические вопросы и письменные задания проводятся одновременно.
Одна группа учащихся (1 вариант) отвечают устно на теоретические вопросы (перечень их вывешивается на стенд в начале изучения темы), другая группа учащихся (2 вариант) выполняют письменные задания. На этот вид работы отводится 20 – 25 минут. Устные ответы оценивает учитель, они должны быть лаконичными, чёткими, выражать главное. В случае не знания или неправильного ответа другие учащиеся могут исправить, дополнить ответ. Как только учащиеся
1 варианта закончат отвечать на устные вопросы, происходит смена вида деятельности: учащиеся 2 варианта отвечают на устные вопросы, а остальные – на письменные. Письменные задания проверяются учениками – консультантами и анализируются учителем после урока.
4 задание – химический диктант. В течение 5 минут все учащиеся под диктовку выполняют задание. Учитель называет химическое понятие, учащиеся дают письменный краткий ответ. Задание проверяется учениками – консультантами.
5 задание – решение расчётной или экспериментальной задачи. Задачи подбираются такого типа, что отрабатывались во время изучения данной темы.
Итоги зачёта подводятся на следующем уроке. Оценки за каждое задание выставляются в специальную ведомость (Приложение №1) и вывешиваются на стенд.
Такая форма контроля позволяет проверить знания всех учащихся за один – два урока, организовать самостоятельную работу каждого ученика на уроке, рационально использовать рабочее время урока, выяснить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути их ликвидации.
Содержание урока.
1 задание – программированный контроль.
- Какие из следующих соединений относятся к дикарбоновым кислотам:
- Как называется кислота следующего строения:
А) СН2= СН - СООН
Б) НООС – СООН
В) СН3 – СООН
Г) НООС – СН = СН – СООН
- Найдите формулу 2 – метилбутаналя:
А) 1,2 – диметилбутановая кислота,
Б) 2,3 – диметилбутановая кислота,
В) 2,3 – диметилгексановая кислота,
Г) изокапроновая кислота.
2 задание – теоретические вопросы.
- Что такое карбонильные соединения?
- Какую общую формулу имеют насыщенные альдегиды?
- Какие виды изомерии возможны для альдегидов?
- Охарактеризуйте физические свойства альдегидов?
- Какие реакции наиболее характерны для альдегидов?
- Какие важнейшие способы получения альдегидов вы знаете?
- Как классифицируют кислоты по строению углеводородного радикала?
- Каковы физические свойства предельных монокарбоновых кислот?
- В каких реакциях проявляются кислотные свойства предельных одноосновных кислот?
- Каковы особенности строения и свойств муравьиной кислоты?
3 задание – письменные задания по карточкам.
1. Напишите структурные формулы следующих веществ: 2 – метилпентаналя,
2 – метилпентановая кислота, 3,4 – диметилпентановая кислота.
2. Назовите вещества:
СН3 – СН2 – СН2 – СНО, СН3 –СН2 –СООН, СН2Сl – CH2 – CООН
- Осуществите цепочку превращений:
уксусный альдегид ---- этанол --- этилен ---- ацетилен ---- уксусный альдегид --- этановая кислота.
4 задание –химический диктант.
1 вариант.
- муравьиная кислота
- валериановая кислота
- масляная кислота
- стеариновая кислота
- линолевая кислота
2 вариант.
1.уксусная кислота
2. масляная кислота
3. капроновая кислота
4. пальмитиновая кислота
5. олеиновая кислота
5 задание – решение расчётных задач.
1. При сгорании 4,2 г. вещества образуется 13,2 г. оксида углерода (/У) и 5,4 г. воды.
Плотность этого вещества по воздуху составляет 29. Определите состав молекулы и молекулярную формулу этого вещества.
2. Выведите молекулярную формулу вещества, если его состав следующий: С – 39,97%,
Н – 6,73%, О – 53,3%.
На зачёте учащиеся демонстрируют перед учителем свои знания, умения и навыки. Такая проверка объективно и правильно помогает выявить и оценить степень овладения системой знаний и комплексом усвоения навыков и умений, готовность учащихся успешно применять полученные знания на практике, т.е. соответствует истинному уровню успеваемости учащихся, даёт возможность управлять процессом усвоения знаний, умений и навыков.
Стараюсь, тщательно готовиться к проведению тематического зачёта: разрабатываю вопросы теоретического и практического характера, подготавливаю кабинет (эксперимент, таблицы, схемы, модели, коллекции). Считаю, что проведение зачёта вырабатывает у учащихся ответственное отношение к учебно–воспитательному процессу, формирует навыки самообразовательной работы, готовит учащихся к сдаче экзамена.
Приложение № 1.
Зачётная ведомость учащихся 10 класса по теме: “Альдегиды и карбоновые кислоты.”
Фамилия, имя учащегося | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | Итоговая оценка |