Урок-обобщение по математике в 4-м классе по теме "Задачи на движение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать условия для активного повторения и закрепления задач на движение;
  • учить решать задачи разными способами;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, рефлексивные способности;
  • воспитывать взаимоуважение, сотрудничество.

Ход работы

1. Организационный этап

2. Мотивационный этап

Учитель читает 4-стишие:

Три пути ведут к знаниям:
Путь размышлениия – самый благодарный.
Путь подражания – самый легкий.
Путь опыта – самый горький.

А какой бы путь выбрали вы и почему? (Путь размышления, т.к. размышляя, мы учимся делать выводы, обобщать, сравнивать, анализировать.)

3. Операционный этап

- Давайте поразмышляем. Рассмотрите записи и определите, какая величина лишняя в каждой строчке:

  1. 7м 5см, 750см, 75дм, 7м 50см;
  2. 5 км\ч, 5 000 м\ч, 50 км/ч;
  3. 125 мин, 1ч 25 мин, 2ч 05 мин.

Вывод:

- Какую величину измеряют мерами длины? (Расстояние)
- Какую величину измеряют мерами 2-й и 3-й строчки? (Скорость, время)
- Где встречаются все эти три величины? (В задачах на движение)
- Исходя из сказанного, сформулируйте тему нашего урока. (Задачи на движение)
- Определите вашу цель на уроке. (1. Отработать умение решать задачи на движение. 2. Повторить и закрепить решение задач на движение)
- Этим мы и займемся сегодня на уроке. И начнем с математического диктанта.

Математический диктант (записывается только решение задачи)

- Записать только решение задачи:

  1. Лыжник шел 2ч со скоростью 9км\ч. Какое расстояние он прошел за это время? (9*2=18 (км))
  2. Турист из города в горы прошел 90км\ч со скоростью 5 км\ч. Сколько времени он затратил на этот путь? (90 :5 = 18(ч))
  3. Велосипедист за 10ч проехал 180км. С какой скоростью он ехал? (180:10=18 (км\ч))

Самопроверка: (с обратной стороны доски). Оценочный лист (приложение 1).

Вывод:

- Какие знания вам помогли справиться с этим заданием? (1. Знания формул нахождения скорости, времени, расстояния 2. Знания связи между данными величинами)
- Что общего в задачах? (Простые, на движение)
- Чем они различаются? (Находили разные величины)
- Послушайте 2-ю простую задачу и составьте составную в группах.

Проверка.

- Какую задачу вы составили? (1) Турист из города вгоры прошел 90км со скоростью 5 км\ч. Сколько времени он затратил бы на этот путь, если бы увеличил свою скорость в 3 раза? )

Решите задачу.

(90:(5*3)=6ч
90:(5+4)=10ч)

Взаимооценивание.

- Чем отличается составная задача от простой? (В ней сразу можно ответить на главный вопрос задачи.)

Решение задачи арифметическим и алгебраическим способом

- Прочитайте текст:

На доске: Из двух городов, расстояние между которыми 840км, навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 6ч. Скорость первого поезда 75км\ч.

- Это задача? Докажите. (Нет, т.к. нет вопроса, т.е. искомого.)
- Подумайте, какой вопрос можно поставить к данному условию? Обговорите в парах.

Проверка: Какой вопрос вы поставили к этому условию? (С какой скоростью шел 2 поезд?)

(Открывается вопрос)

- Какая это задача по структуре?
- Назовите числовые данные?
- Искомое число?
- Рассмотрите чертежи. В парах определите, какой чертеж подходит к данной задаче? Обоснуйте свой выбор.
- Сравните ваши мнения в группе.

Проверка:

- К какому выводу пришли?
- Кто думает по-другому? (К данной задаче подходит 3 чертеж, т.к. по условию 2 поезда идут навстречу друг другу; на 1 чертеже – движение в противоположные стороны; на 2-м – движется 1 предмет.)

- Используя чертеж, запишите решение задачи.

(1сп. – 840 : 6 –75 = 65(км\ч)
2сп. – (840 – 75*6) : 6 = 65 (км\ч))

Взаимопроверка: Обменяйтесь тетрадями и проверьте решение задачи.

( 2 ученика записывают на доске разные способы решения.)

Самооценка.

Вывод:

- Какой из 2-х способов рациональный? Почему? (1-й, в нём всего 2 действия.)
- Кто его выбрал?
- Как называется способ решения задачи выражением и по действиям? (Арифметический или математический.)

- Какой еще способ решения задач вы знаете? (Алгебраический, т.е. с помощью составления уравнения.)
- Что учитывается при составлении уравнения? (Две части равны, левая часть должна быть равна правой.)

- Прочитайте задачу еще раз и в группах составьте к ней уравнение.

Проверка: запись на доске.

1. (Х+75) *6 = 840
2. Х * 6 + 75 * 6 = 840
3. 840 : 6 – Х =75
4. 840 – Х * 6 = 75 * 6

- Есть другие варианты?
- Какое уравнение проще решить? Почему? (1 и 3 – они двушаговые, а остальные – трёхшаговые)
- Решите его.

Взаимопроверка: Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа.

- Какие умения использовалидля выполнения задания? (умения составлять и решать уравнения)

Вывод:

- Что надо было выделить, чтобы составить уравнение? (Равные величины)
- Скажите, зачем надо знать разные способы решения задачи? (По-разному решать ТЗ; находить удобный способ решения; одним способом решить, а другим проверить.)

Решение задачи с оценочного листа на выбор самих учащихся

- Оцените свои возможности по теме. Рассмотрите задачи на карточке и выберите для себя задание. Решите его.

Самопроверка: (по карточке «Контрольный лист»)

  1. 11*2+10*3=52(км) к первой задаче
  2. 360:(75-30)=8(мин) ко второй задаче
  3. 65*5+Х=350 к третьей задаче

325+Х=350
Х=350-325
Х=25 (км)

- Кто выполнял 1-ое задание? Почему?
- Кто выполнял 2-ое задание? Почему?
- Кто выполнял 3-е задание? Почему?

4. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке: если у вас 6 – 8 плюсов – «5», 4 –5 плюсов – «4». Кто набрал меньше 4-х плюсов – не отчаивайтесь.
- Чем вам помог сегодняшний урок?
- Кто считает, что сегодня работал лучше, чем вчера?

5. Итоговая оценка за урок