Цели:
- Ознакомить с написанием суффикса перед – л – в глаголах прошедшего времени;
- Закреплять знания об особенностях глаголах, употребляемых в прошедшем времени;
- Развивать логическое мышление, память учащихся.
- Воспитывать уважение и любовь к природе, людям.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
---|---|
1. Организационный момент |
|
2. Чистописание |
|
жсжлжожвжажржьж - Посмотрите внимательно, какое слово я спрятала? - Что оно обозначает? |
Слово - словарь По словарю Ожегова, словарь – собрание слов, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. |
3. Словарный диктант |
|
(учитель показывает ребусы) |
(1 ученик у доски) |
- Задание: поставить ударение, выделить орфограмму. |
Желать, жёлтый, заяц, пенал, женщина. |
- На какие группы можно разделить эти слова? |
На части речи. |
- С какой частью речи мы с вами работаем сейчас? |
С глаголом |
- Что знаете о глаголе? |
(правило о глаголах) |
- Желать – желал, желала, желало, желали. - Что общего у этих слов? |
Корень, суффикс -л- |
- В чём различие? |
В окончаниях |
4. Сообщение темы урока |
|
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? |
По родам, числам (правило) |
5. Письмо по памяти |
|
Прошли д.жди, апрель т.плеет, Всю ночь – туман, а поутру Весе.ий воздух точно млеет И мя.кой дымкою с.неет В д.лёких просеках в б.ру. |
|
- Почитайте про себя, вслух. О каком времени года говорится в отрывке? |
О весне. |
- Как понимаете « воздух точно млеет» ? (повторное чтение, разбор орфограмм, запоминание учащимися отрывка) Учитель убирает слова: апрель теплее, поутру, точно млеет, дымкою, просеках. (запись отрывка) |
Млеть – замирать, просеки – полоса в лесу очищенная от деревьев. (работа со словарями) |
- Проверьте друг у друга работы. |
(взаимная проверка работ) |
- Найдите глаголы и определите время глаголов. |
(самостоятельная работа, с последующей проверкой) |
- Как определить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем и будущим времени? |
По вопросу, по окончанию. |
6. Физкультминутка |
|
7. Творческая работа по учебнику |
|
- Задание: спишите те предложения, в которых говорится о весне, определите время глагола, дополните 2 – 3 предложения. |
(самостоятельная работа учащихся) |
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? |
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам. |
-Как определить род глагола в прошедшем времени? |
По вопросу и по окончанию. |
8. Работа по схемам (выборочная работа) |
|
- Выпишите слова, подходящие по схемам. 1 вариант: (приставка, корень, два суффикса, окончание нулевое) 2 вариант:( приставка, корень, два суффикса, окончание -а-) |
( 2 ученика у доски) 1 вариант: прилетел, заходил, побежал. 2 вариант: пролежала, перебежала, съехала. |
- Как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом – л – в глаголах прошедшего времени? |
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс, что и перед -ть- в неопределённой форме ( слушать – слушал) |
- Прочитайте правило вслух. |
(Чтение правила хором) |
9. Работа с пословицами |
|
- Задание: соедините две половинки, поставьте глаголы в прошедшее время. (заметить) чужую ошибку, … … а, тем, что уже ( кончить) Хвались не тем, что (начать) делать, … … умей увидеть и свою. Слово не воробей, … - Что получилось? - Последнюю докончите сами. |
Заметил чужую ошибку, умей увидеть и свою. Хвались не тем, что начал делать, а тем, что уже кончил. Слово не воробей, вылетит не поймаешь. (рассуждения учащихся по пословицам) |
- Как понимаете эти пословицы? |
|
10. Итог урока |
|
- Что нового узнали на уроке? |
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – л – пишется тот же суффикс, что и перед – ть в неопределённой форме. |
- Что понравилось на уроке? |
Творческая работа: разгадывание ребусов, письмо по памяти, работа со схемами, работа с пословицами. |
(Выставление оценок за работу на уроке, домашнее задание) |
|