Цели и задачи:
- формирование представлений о многозначности слов русского языка,
- формирование умения различать синонимы и антонимы, синонимы и родственные слова;
- развитие монологической речи учащихся, интереса к предмету, умения анализировать языковой материал и выделять лишнее;
- воспитание творческого отношения к делу, аккуратности и культуры общения.
Оборудование:
- картины с изображением луны и месяца, таблицы по теме,
- “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
- магнитная азбука;
- учебник “Русский язык” Поляковой А.В. 2 класс.
Ход урока
- Организация класса: С добрым утром!
- Словарная работа.
- Самостоятельная работа.
- Работа над новой темой.
Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснуться и вставать! (С. Михалков)
На доске записаны слова:
Абажур, авария, береза, ванна, кабина, калина.
Инструкция. Запишите слова в тетрадь. Поставьте знак ударения.
Учитель: – Что объединяет эти слова?
Ученики: – Это слова из словарика.
– Это имена существительные.
Учитель: – Найдите лишнее слово.
Ученики: – Лишнее слово абажур, это имя существительное мужского рода.
– А я думаю, что лишнее слово береза, над ним мы не ставим знак ударения.
– А, по-моему, лишнее слово ванна, в нем два слога, а в остальных словах по три.
– У меня два слова лишних. Это абажур и ванна. У остальных слов ударный слог второй.
Учитель: – Составьте повествовательное предложение с любым из этих слов.
Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
– Запишите. Найдите главные члены предложения. Подчеркните основу предложения.
Учитель: – Что обозначает слово “абажур”?
В толковом словаре абажур – колпак для лампы, светильника.
Куда? что сделала? какая? кто?
Сорока, на березу, красивая, села.
Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске.
Инструкция
1. Составить предложение по вопросам.
2. Подчеркнуть главные члены предложения.
Проверка выполнения задания.
- Учитель: – Подберите к слову авария близкое по значению слово.
Ученик: – Катастрофа.
Учитель: – Подберите родственные слова к слову авария.
Ученик: – Аварийный, аварийщик.
2) Учебник стр.13 (А.В.Полякова. Русский язык, часть первая. 2 класс)
Учитель: – Выписать слова, близкие по значению, в один столбик, противоположные по значению в другой столбик. Ученики выполняют работу у доски и в тетрадях. Получается запись:
зима – лето огонь – пламя
конец–начало дело – занятие
грусть– веселье
лентяй – труженик
трусость – смелость
Учитель: – Какие слова вы записали в каждый столбик?
Ученик: – Мы записали близкие по значению слова во второй столбик, а слова противоположные по значению в первый столбик.
Учитель: – Прочитайте правило на стр. 14.
Слова близкие по значению, – это синонимы.
Слова противоположные по значению, – это антонимы.
– Как называются слова каждого столбика? Подпишите самостоятельно.
Ученик: – В первом столбике антонимы, а во втором синонимы.
Учитель: – А чем похожи слова– синонимы?
Ученики:– Они отвечают на один вопрос – что?
Учитель: – А что это значит?
Ученик: – Они относятся к одной части речи. Эти слова – имена существительные.
Учитель: – А как вы думаете, могут ли быть синонимы– глаголы? Синонимы– прилагательные?
Ученики: – Могут. Например, смелый – храбрый, бежать– мчаться…
Учитель: – Синонимы украшают нашу речь, без них она была бы бедной. Было бы скучно, назвать одним словом ЛОШАДЬ и гордого КОНЯ, и быстрого ЖЕРЕБЦА, и старую КОБЫЛУ, и резвую ЛОШАДКУ.
И без антонимов наша речь станет скупой и бесцветной. Сыграем в игру “Наоборот”, чтобы хорошо это понять.
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:……
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:……
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:……
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ………
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: …..
Теперь НАЧАЛО я скажу,-
Ну, отвечай:…..
5. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Лучики лицо согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами уж стали.
Хорошо мы отдохнули!
И на место все вернулись.
Учитель: – Какие слова– антонимы встретили в стихотворении?
Ученики: – Карлики и великаны.
- Упражнение в нахождении синонимов и антонимов.
Упр. 19. 1) Алфавит, абзац, книжка, ученик.
Азбука, школьник, красная строка, книга.
Учитель: – Составьте пары синонимов.
Ученики: – Алфавит– азбука
Абзац – красная строка
Книжка– книга
Ученик – школьник
Учитель: – Какая пара будет лишней?
Ученик: – Книга– книжка. Это родственные слова.
Учитель: – Почему? Что отличает их от синонимов?
Ученики: – У них есть общая часть – корень книг.
– Они обозначают один и тот же предмет, только одно слово употребляется в уменьшительно– ласкательном значении.
– В слове книжка есть суффикс – к-.
2) Подобрать к данным словам антонимы.
Согласный (звук)– гласный (звук)
Мягкий (звук)– ……….
Прописная (буква)– …….
Ударный (слог)– ……..
6. Рефлексия. На доске две картины. Инструкция: найдите синонимы (луна– месяц)
Учитель: Что вы узнали на уроке нового?
7. Домашнее задание: упр. 17.