Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся (с применением разноуровневых заданий).
Этапы урока: |
I. Проверка выполнения домашнего задания |
II. Подготовка к основному этапу занятий |
|
III. Проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков |
|
IV.Подведение итогов занятия |
|
V. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению |
I этап.
Цель: установить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и откорректировать их; развивать умение осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности.
УВМ 1
Задача: выявить наличие ошибок в домашнем задании и их причины.
Метод обучения (МО): частично-поисковый (конструктивный).
Форма организации познавательной деятельности (ФОПД): индивидуальная
Содержание деятельности ученика: проверка домашнего задания осуществляется с помощью ЭВМ. Компьютер позволяет познакомить учащихся с таблицей результатов (ответов) каждого из заданий. В случае несовпадения ответа, полученного учеником, в тетради и на экране компьютера, ученик имеет возможность, открыв гиперссылку, познакомиться с ходом выполнения задания. Находится причина допущенной ошибки (какой шаг неверно выполнен, пропущен; вычислительные ошибки; ошибка в применении правила и так далее). Причина ошибки фиксируется в Листе Контроля (см. Приложение 1) в графе “Умение”.
Содержание деятельности учителя: помощь учителя оказывается по запросу учащихся. Учитель выявляет типичную ошибку.
Итог этапа: выявление наличия/отсутствия ошибок учащихся в умениях: умножать одночлены; возводить одночлены в степень.
II этап.
Цель: актуализировать опорные знания и умения.
УВМ 2
Задача: организовать формулировку учащимися цели урока в дидактическом аспекте.
МО: беседа.
ФОПД: фронтальная.
СУМ. Структурно-логическая схема (СЛС), составленная учителем – см. приложение 2.
Содержание деятельности ученика: формулирует цели деятельности на уроке в аспектах “знать” и “уметь” с опорой на СЛС, позволяющей организовать целостное восприятие учебного материала, осознать цели и задачи в овладении учебным материалом. (Знать: правила умножения степеней с одинаковыми основаниями, деления степеней с одинаковыми основаниями; правило возведения степени в степень. Уметь: умножать и делить одночлены; возводить одночлен в степень).
Содержание деятельности учителя: организует осмысление сформулированной педагогом развивающей цели урока: совершенствовать умение анализировать условие задания, умение прогнозировать результат учебной деятельности.
Итог УВМ: ТЦУ (триединая цель урока).
УВМ 3
Задача: повторить правило умножения степеней с одинаковыми основаниями и правило деления степеней с одинаковыми основаниями.
МО: работа по образцу (репродуктивный).
ФОПД: фронтальная
СУМ. Выполнение действия:
3ху·2х3у; 3ху4·2/3х2у6; (16а4b3):(8а2b)
Итог УВМ: правило умножения степеней с одинаковыми основаниями; правило деления степеней с одинаковыми основаниями; алгоритм умножения одночленов.
УВМ 4
Задача: повторить правило возведения степени в степень.
МО: применение образца деятельности в измененной ситуации (конструктивный).
ФОПД: фронтальная.
СУМ. Представьте выражение в виде квадрата или куба: а9х3; 27у6; 64х12.
Итог УВМ: правило возведения степени в степень.
УВМ 5
Задача: совершенствовать умение анализировать условие задания.
МО: поиск образца деятельности и его применения (эвристический).
ФОПД: фронтальная.
СУМ. При каком условии:
а) сумма квадратов двух чисел ровна
нулю;
б) квадрат суммы двух чисел равен нулю?
Итог:
а) аz + bz = 0, если а =b =0.
б) (а + b)2 = 0, если а =b =0 или а = -b.
Содержание деятельности учителя: организует осмысление учащимся степени уверенности/неуверенности в овладении алгоритмом учебных действий по каждому из умений: умножать одночлены, делить одночлены, возводить одночлены в степень. Ученик заносит условные обозначения по ходу выполнения заданий в специальную форму (см. приложение 3).
Содержание деятельности ученика: по ходу фронтального выполнения каждого из заданий учащиеся ставят условные обозначения (+; -), отражающие степень их уверенности в овладении тем или иным умением.
Итог этапа: учитель выявляет по заполненным формам учащихся наличие/отсутствие умений, вызывающих наибольшую неуверенность у учащихся класса.
III этап.
Цель: проверить, оценить знания, умения и навыки учащихся; умение осуществлять: самоконтроль результатов учебной деятельности, прогнозирование результатов учебной деятельности, самооценивание.
УВМ 6
Задача: организовать осмысление учащимися: цели этапа; ожидаемых результатов учебной деятельности (по таблице прогнозов).
МО: объяснение учителя.
ФОПД: фронтальная.
СУМ. Таблица прогнозов результатов учебной деятельности (см. приложение 4).
Содержание деятельности учителя: организует ознакомление с таблицей прогнозов результатов (составленной педагогом) выполнения заданий (см. приложение 4). В таблице указано количество учащихся, ожидаемое учителем.
УВМ 7
Задача: выявить умение безошибочно применять правила умножения степеней с одинаковыми основаниями, деления степеней с одинаковыми основаниями, возведения степени в степень при умножении одночленов, деления одночленов, возведения одночленов в степень.
МО: самостоятельная работа учащихся с учебным материалом на трех условиях сложности (репродуктивный, конструктивный, творческий).
ФОПД: индивидуальная.
СУМ. Текст самостоятельной работы (см. приложение 5).
Содержание деятельности ученика:
- ученик выбирает уровень сложности
предстоящей самостоятельной работы. Выполняет
задание.
- перед проверкой по “ключу” (см. приложение
6), предлагаемым учителем, ставит
прогнозируемую им самим оценку за каждое из
заданий в Лист Контроля, в колонку “прогноз” (см.
приложение 1).
- после проверки ставит фактическую оценку в
колонку “факт”.
- заносит с помощью условных обозначений (+; -)
результат каждого из выполненных им заданий на
контроль умения 2.9; 2.10 (см. приложения
2, приложение 7).
Итог этапа: выявленные умения учащихся, которые подлежат коррекции.
IV этап.
Цель: подвести итоги урока.
УВМ 8
Задача: выявить процентное соотношение учащихся успешно/неуспешно выполнивших задания на контроль предметных умений в ходе урока
МО: объяснительно-иллюстрированный.
ФОПД: фронтальная.
СУМ. Таблицы (см. приложения 4, приложение 7). Диаграмма (см. приложение 8).
Содержание деятельности учителя: обобщение результатов овладения учениками класса умениями (2.9, 2.10 – см. СЛС); заполнение таблицы – сколько учащихся выполнили безошибочно разноуровневую самостоятельную работу на репродуктивном, конструктивном, творческом уровнях фактически (см. приложение 4); составление диаграммы, отражающей степень овладения умениями: красный цвет – количество учащихся, в высшей степени успешно овладевших умением; желтый - количество учащихся, успешно овладевших умением; зеленый – количество учащихся, не овладевших умением.
Итог этапа: распределение по уровням овладения умениями умножать одночлены, возводить одночлен в степень, отраженных в круговой диаграмме.
V этап.
Цель: организация осмысления содержания домашнего задания
МО: объяснение учителя.
ФОПД: фронтальная
СУМ. Текст домашней работы в трех уровнях (см. приложение 9).