Цели урока:
Задачи урока:
- Изучить теорему о сумме углов треугольника.
- Тренировать коммуникативные навыки (работу учащихся в группах, взаимопомощь, взаимоконтроль).
Содержание урока
I. Подготовительные упражнения:
1. Проверяется домашнее задание: начертить треугольник и найти сумму его углов, измерив их транспортиром.
2. Учитель с помощью ножниц отрезает углы треугольника и показывает, что сумма его углов составляет развернутый угол (разместить демонстрационный материал на магнитной доске).
3. Задача по готовому рисунку (рис.1).
Дано: BD¦AC.
Найти сумму углов треугольника ABC.
4. Вопрос: случайно ли сумма углов данных треугольников оказалась равной ста восьмидесяти градусам или этим свойством обладает любой треугольник?
II. Изучение нового материала:
1. Историческая справка учителя: теорема о сумме углов треугольника – одна из важнейших теорем геометрии. Её доказательство приписывается древнегреческому математику Пифагору, который жил в 580-500 годах V века до н. э. Один из способов доказательства предложен в учебнике геометрии.
2. Ученикам предлагается ознакомиться по учебнику с доказательством теоремы о сумме углов треугольника, затем сделать рисунок в тетради и записать условие (дано) и заключение (что нужно доказать) теоремы.
3.Тем, кто справился с заданием, предложить доказать эту теорему по новому рисунку ( рис.2).
4. Историческая справка: доказательство теоремы по рисунку № 2 излагает древнегреческий ученый Евклид (III век до н. э.) в своей первой книге “Начала” (всего у Евклида 13 книг по геометрии).
III. Закрепление: решение задач по готовым рисункам.
1. Найти угол 1 по рисункам 3-10.
2. Верно ли расставлены числовые данные на рисунках 11-14?
3. Какой вывод можно сделать по рис. 8-9 о величине углов равнобедренного треугольника?
4. Какие замечания можно сделать по рис. 15-16?
IV.Решение задачи № 229
(см. выходные данные учебника в домашнем задании):1) анализ задачи;
2) план решения;
3) запись решения в тетради.
V. Домашнее задание:
№ 226, № 228; вопрос 1 – стр. 89 [Геометрия (учебник для 7-9-х классов общеобразовательных учреждений). Москва, “Просвещение”, издание 14-е, 2004 год. Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдин (под научным руководством академика А. Н. Тихонова)].
VI. 3акрепление (работа в группах):
дифференцированная самостоятельная работа обучающего характера.
Оборудование:
1) цветные карточки, покрытые прозрачной плёнкой, с заданиями в трёх вариантах (белые, зеленые, красные);
2) слайды с правильными решениями.
Выполнение работы:
I уровень (базовый) – карточка белого цвета:
II уровень (средний) – карточка зеленого цвета.
Задание: вычисли все неизвестные углы на карточках 1-5.
III уровень (выше среднего) – карточка красного цвета.
Задание: вычисли все неизвестные углы на последующих ниже карточках 1-3.
Дополнительное задание:
После решения заданий в группах ученики сравнивают свои решения с решениями, представленными на слайдах, обсуждают их, оценивают работу каждого ученика в своей группе.
VI. Итоговые вопросы по уроку:
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Какие важные выводы были сделаны?