Урок геометрии в 7-м классе "Сумма углов треугольника"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Отрабатывать навык в применении полученных знаний.
  2. Развивать творческое математическое мышление.

Задачи урока:

  1. Изучить теорему о сумме углов треугольника.
  2. Тренировать коммуникативные навыки (работу учащихся в группах, взаимопомощь, взаимоконтроль).

Содержание урока

I. Подготовительные упражнения:

1. Проверяется домашнее задание: начертить треугольник и найти сумму его углов, измерив их транспортиром.

2. Учитель с помощью ножниц отрезает углы треугольника и показывает, что сумма его углов составляет развернутый угол (разместить демонстрационный материал на магнитной доске).

3. Задача по готовому рисунку (рис.1).

Дано: BD¦AC.

Найти сумму углов треугольника ABC.

4. Вопрос: случайно ли сумма углов данных треугольников оказалась равной ста восьмидесяти градусам или этим свойством обладает любой треугольник?

II. Изучение нового материала:

1. Историческая справка учителя: теорема о сумме углов треугольника – одна из важнейших теорем геометрии. Её доказательство приписывается древнегреческому математику Пифагору, который жил в 580-500 годах V века до н. э. Один из способов доказательства предложен в учебнике геометрии.

2. Ученикам предлагается ознакомиться по учебнику с доказательством теоремы о сумме углов треугольника, затем сделать рисунок в тетради и записать условие (дано) и заключение (что нужно доказать) теоремы.

3.Тем, кто справился с заданием, предложить доказать эту теорему по новому рисунку ( рис.2).

4. Историческая справка: доказательство теоремы по рисунку № 2 излагает древнегреческий ученый Евклид (III век до н. э.) в своей первой книге “Начала” (всего у Евклида 13 книг по геометрии).

III. Закрепление: решение задач по готовым рисункам.

1. Найти угол 1 по рисункам 3-10.

  

2. Верно ли расставлены числовые данные на рисунках 11-14?

3. Какой вывод можно сделать по рис. 8-9 о величине углов равнобедренного треугольника?

4. Какие замечания можно сделать по рис. 15-16?

IV.Решение задачи № 229 (см. выходные данные учебника в домашнем задании):

1) анализ задачи;

2) план решения;

3) запись решения в тетради.

V. Домашнее задание:

№ 226, № 228; вопрос 1 – стр. 89 [Геометрия (учебник для 7-9-х классов общеобразовательных учреждений). Москва, “Просвещение”, издание 14-е, 2004 год. Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдин (под научным руководством академика А. Н. Тихонова)].

VI. 3акрепление (работа в группах):

 дифференцированная самостоятельная работа обучающего характера.

Оборудование:

1) цветные карточки, покрытые прозрачной плёнкой, с заданиями в трёх вариантах (белые, зеленые, красные);

2) слайды с правильными решениями.

 Выполнение работы:

I уровень (базовый) – карточка белого цвета:

II уровень (средний) – карточка зеленого цвета.

Задание: вычисли все неизвестные углы на карточках 1-5.

img5.jpg (19725 bytes)

III уровень (выше среднего) – карточка красного цвета.

Задание: вычисли все неизвестные углы на последующих ниже карточках 1-3.

Дополнительное задание:

После решения заданий в группах ученики сравнивают свои решения с решениями, представленными на слайдах, обсуждают их, оценивают работу каждого ученика в своей группе.

VI. Итоговые вопросы по уроку:

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Какие важные выводы были сделаны?