Игровая форма представления задания при изучении темы "Создание гипертекстового документа в текстовом редакторе"

Разделы: Информатика


Важным моментом при проведении любого занятия является создание положительного эмоционального фона, обеспечивающего познавательный интерес к изучению предложенной темы. Использование игровой компоненты позволяет рассмотреть учебную информацию на фоне игрового сюжета, что обеспечивает мотивацию к обучению и повышает работоспособность обучаемого. Интерес к изучению материала может быть обеспечен занимательностью содержания задания и занимательностью формы представления задания.

Основная образовательная задача урока по теме "Создание гипертекстового документа в текстовом редакторе WORD" – научить школьника умению устанавливать смысловые связи между различными фрагментами текстовой и графической информации, создавать гипертекстовые ссылки и закладки внутри одного документа, создавать гипертекстовые ссылки между несколькими документами. При изучении данной темы игровой организационной формой обучения может являться задание по составлению и решению кроссвордов. В качестве темы кроссворда можно предложить "Историю живописи". Выбор темы "История живописи" обусловлен тем, что эта тема вызывает интерес у обучаемых и позволяет естественным образом связать текстовую и графическую информацию. Опыт преподавания информатики в школе позволяет сделать вывод, что наряду с формированием умений использовать компьютерные технологии в различных областях, данный курс должен помочь в реализации межпредметных связей, в том числе и с курсами общекультурной и гуманитарной направленности. В нашем случае такой дисциплиной является "Искусствоведение". Выбор темы позволяет учесть как эргономические, так и эстетические требования, предъявляемые к учебному материалу для обеспечения повышение уровня мотивации обучения, создания положительных стимулов при взаимодействии обучаемого с учебным материалом.

Кратко рассмотрим сценарий урока.

Цель урока – научить учащихся создавать гипертекстовые документы в текстовом редакторе WORD.

Задачи. Образовательные: умение устанавливать смысловые связи между различными фрагментами текстовой и графической информации; умение создавать гипертекстовые ссылки и "закладки" внутри одного документа; умение создавать гипертекстовые ссылки между несколькими документами.

Развивающие: развитие навыков применения компьютерных технологий в различных областях знаний; развитие логического мышления; развитие умений и навыков работы на персональном компьютере.

Воспитательные: привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков в области работы с текстовой и графической информацией.

Планируемый результат – создание каждым обучаемым гипертекстового документа, содержащего информацию по истории живописи.

Тип урока – традиционный с элементами творчества.

Формы работы – самостоятельная, в малых группах.

План проведения занятия

  1. Вводная часть (объявление темы урока, цели и задач урока).
  2. Изложение материала по созданию гипертекстового документа с демонстрацией примера с помощью визуальных средств (медиапроектор).
  3. Выдача индивидуальных (или для малой группы) заданий.
  4. Контроль за поэтапной работой учащихся по созданию гипертекстового документа, консультация по возникающим вопросам.
  5. Подведение итогов работы учащихся.
  6. Домашнее задание по теме "Создание гипертекстового документа".

1. Вводная часть урока. В начале урока учитель объявляет тему урока, цели и задачи. Приводит краткие сведения о гипертексте, гиперсвязях, гиперссылках.

2. Изложение материала по созданию гипертекстового документа с демонстрацией примера с помощью визуальных средств (медиапроектор или компьютер).

Изложение материала по созданию гиперссылки проводится с показом соответствующей экранной формы текстового редактора WORD. Излагается следующая последовательность действий.

Перейдите на вкладку Вставка. Выберите пункт меню Гиперссылка поля Связи (рис. 1).

Рис. 1. Поле Связи (вкладка Вставка)

Откроется диалоговое окно Вставка гиперссылки (Рис. 2).

Рис. 2. Диалоговое окно Вставка гиперссылки

В поле Адрес выберите интересующий Вас файл. Для поиска воспользуйтесь полем Папка. Если хотите набрать текст подсказки, нажмите кнопку Подсказка. Появится диалоговое окно Подсказка для гиперссылки (Рис. 3). Наберите текст необходимой подсказки. Нажмите ОК.

Рис. 3. Диалоговое окно Подсказка для гиперссылки

Если надо сослаться не на весь документ, а на какую-то определенную часть документа, нажмите кнопку Закладка, чтобы выбрать помеченную часть файла. Откроется диалоговое окно Выбор места в документе (Рис. 4). В раскрытом окне выбрать имя нужной закладки в выбранном файле. Нажать кнопку ОК.

Рис. 4. Диалоговое окно Выбор места в документе

Для того чтобы вставить закладку необходимо выделить фрагмент документа, перейти на вкладку Вставка. Выбрать пункт меню Закладка поля Связи (рис. 1). Откроется диалоговое окно Закладка, показанное на рис. 5. В поле Имя закладки ввести имя закладки (имя закладки должно начинаться с буквы, имена закладкам лучше давать смысловые). Станет доступной кнопка Добавить. Нажать эту кнопку, затем кнопку ОК. С помощью этого же окна можно удалить закладку или сделать переход к ней.

Рис. 5. Диалоговое окно Закладка

3. Выдача индивидуальных (или для малой группы) заданий. После изложения материала по созданию гипертекстового документа с демонстрацией примера с помощью медиапроектора учащемуся (или малой группе) выдаются следующие материалы для выполнения задания:

  • инструкция по выполнению задания с кратким изложением технологии создания гиперссылок и закладок. Форма инструкции аналогична материалу, изложенному в п. 2;
  • файл и бумажная копия кроссворда с фрагментами по теме "История живописи", аналогичного представленному на рис. 6;
  • каталог, в котором в табличном виде указаны имена файлов, краткая информация о содержании текстовых файлов, названия и изображения картин, необходимых для решения кроссворда (рис. 7).

Рис. 6. Пример кроссворда

Рис. 7. Фрагмент каталога

В заранее подготовленной папке на диске размещаются электронный вариант кроссворда и все необходимые файлы, перечисленные в каталоге, в которых содержатся биографии художников, истории создания картин, электронные репродукции картин. Учащиеся должны прочесть вопросы кроссворда, определить, в каком файле содержится интересующая информация, ознакомиться с этой информацией, установить необходимые закладки и гиперссылки.

Необходимые текстовые и графические материалы могут быть предложены преподавателем, либо отобраны самими учащимися в процессе предварительного поиска нужного материала в сети Internet. Кроссворды также могут быть подготовлены как преподавателем, так и самими учащимися.

4. Контроль поэтапной работы. В процессе выполнения задания преподаватель осуществляет контроль поэтапной работы учащихся по созданию гипертекстового документа и консультацию по возникающим вопросам.

Учащимся предлагается выполнить следующие действия по созданию гипертекстового документа.

  1. Открыть файл Кроссворд.doc в указанном каталоге.
  2. Внимательно его просмотреть, установить смысловые связи, воспользовавшись таблицей с описанием файлов.
  3. Установить необходимые закладки.
  4. Установить необходимые гиперссылки.
  5. Проверить правильность расстановки гиперссылок. В случае ошибок, исправить их, установив новые гиперссылки.
  6. Сохранить документ в файле Кроссворд.doc в заданном каталоге. Показать результаты работы преподавателю.

5. Подведение итогов работы учащихся. Задание считается выполненным правильно, если по установленным обучаемым гиперссылкам на все вопросы кроссворда получены правильные ответы.

6. Домашнее задание по теме. В качестве домашнего задания можно предложить обучаемому создать аналогичный кроссворд на тему, выбираемую самим учащимся, показать проделанную работу друзьям и предложить им разгадать кроссворд, пользуясь проставленными гиперссылками.

Заключение. Хронометраж урока показывает, что при соответствующей предварительной подготовке тема может быть изучена за два спаренных урока. Кроссворд не должен быть сложным и большим. Использование игровой компоненты в учебном процессе приводит к положительным результатам лишь в том случае, когда игровая компонента не превалирует над учебной и если применение игровой компоненты стимулирует достижение учебной цели.