Информационные технологии на уроке по окружающему миу в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Сценарий урока с использованием компьютера

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные

Методы: словесный, наглядный, самостоятельная работа

Авторский медиапродуктнаглядная презентация учебного материала

12 слайдов (среда Power Point, Word)

Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word

Структура презентации:

№п/п

Структурные элементы

Временная реализация

№ слайда

1

Титульный лист

3 секунд

№1

2

Введение в тему

2 минуты

№ 2, №3

3

Актуализация опорных знаний

30 минуты

№4-№9

4

Краткое обобщение, выводы

5 минут

№10

5

Тестовое задание. Взаимопроверка.

3 минут

№ 11

7

Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия. Литература

5 минуты

№ 12, №13

№14

Содержание кадров:

1. Титульный лист.

2. Содержание

3. Тема урока

4. Что такое лес?

5. Какие деревья растут в лесу. Схема.

6. Загадки о хвойных деревьях.

7. Лиственница.

8. Лиственные деревья.

9. Животные леса.

10. Стихотворение о лесе.

11. Игра. Викторина.

12. Домашнее задание. Рефлексия.

13. “Спасибо за урок!”

14. Список литературы.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

1.Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет использования информационно-коммуникационных технологий во время закрепления изученного материала.

2.Снижение нагрузки на учащихся за счет разнообразия видов деятельности на уроке, предупреждение утомляемости.

3.Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

4.Повышение интенсивности учебно-воспитательного процесса за счет использования информационно-коммуникационных технологий.

План урока:

№п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

1

Организационный момент, объявление темы урока

Проверка готовности учащихся. Мотивация

Обсуждение

1 минуты

2

Целевая установка

Разъяснение целей урока

Восприятие разъяснений учителя

2 минуты

3

Актуализация опорных знаний.

Физминутка

Лекция – беседа:

развивать коммуникативные компетенции учащихся: умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения

Восприятие разъяснений учителя

30 минуты

4

Игра. Викторина

Наблюдение

Восприятие

6 минут

5

Задание на дом. Итог урока. Рефлексия

Разъяснение

Восприятие

6 минут

Задачи урока:

Дидактическая – создать условия для обобщения изученного учебного материала, используя методы активного обучения.

Образовательная – актуализировать знания учащихся о взаимосвязи леса и человека.

Развивающая – Развивать коммуникативные компетенции учащихся: умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относиться к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; память, внимание, логическое мышление.

Воспитательная – формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; вовлечь учащихся в состояние переживания и осмыслении природы.

Оборудование: Федотова О.Н. Учебник "Окружающий мир", часть 1. Издательство Академкнига/учебник, Москва 2007г., тетрадь для самостоятельных работ для 3 класса, карта Томской области, муляжи грибов, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступление (слайд №1).

– Как вы думаете, на уроке будет интересно? Почему?

-В какой области мы живем? Чем богата Томская область?

-Об одном из этих богатств мы и будем сегодня говорить.

2. Введение в тему. Целевая установка (слайд №2).

– Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой. Что это? (Лес.)

Выразительное чтение стихотворения на слайде.

-Что значит “дремучий” (темный, страшный, как в сказке)?

– Мы должны привести в систему знания о лесе, которыми вы обогатились на предыдущих уроках.

3 Актуализация опорных знаний.

Что такое лес (слайд №3)?

Сказка о художнике, который решил нарисовать лес. [2]

– Что такое лес?– размышлял он.– Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели и сосны, осины, дубы, липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка– лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы. – Это не лес!– послышался голос старичка–лесовичка из угла картины. Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

  • – А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

  • Птицы нужны, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

  • Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
  • Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

  • Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

– Как вы думаете, почему лес называют природным сообществом?

– Посмотрите на карту Томской области. В Томской области леса есть везде: на севере области, в средней ее части и на юге. Большую часть лесов Томской области занимает тайга. В этих лесах произрастают: пихта, ель, кедр, сосна, береза, осина. На песчаной почве растут чистые сосновые леса, много березовых лесов.

– Каким одним словом можем назвать ель, сосну, кедр (хвойные деревья)? (слайд №4)

– А лес (хвойный)?

– Каким словом назовем березу, дуб, клен, рябину? (лиственные деревья)

– А лес (лиственный)?

– А если в лесу и хвойные и лиственные деревья растут (смешанный лес)?

– Про какие деревья загадки? (слайд №5)

-Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год (ель, сосна).

-У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту (сосна).

Выступления учеников с докладами.

– Послушаем сообщения наших учеников о хвойных деревьях [1].

Сосна и ель – хвойные деревья. Их листочки – хвоинки. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.

Ель влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.

Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека.

Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было еще на земле зеленых лиственных лесов. Недаром жесткой хвоею сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых бревен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору.

Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с темной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

Загадки (слайд №6) [3]

Вроде сосен, вроде елок, но зимою без иголок (лиственница).

– И еще об одном дереве мы поведем разговор. Выступление ученика.

Это не совсем обычное дерево – лиственница. Она отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. В каждом пучке 20-60 хвоинок.

Поговорили о хвойных деревьях, теперь вспомним о лиственных деревьях. [2(слайд №7)

Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой, стоит под горой. (береза)

– Как отличить березу от других деревьев? Какие песни о березе знаете?

– Весной на березе, еще до первых листочков, появляются длинные сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Древесину березы используют для изготовления лыж.

-Я из крошки– бочки вылез, корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Дуб – это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветках осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит поблекшими темно-коричневыми листьями.

О чем идет речь в загадке?

-С колпачком на голове, будто в путь готовый,
Он скрывается в листве дуба золотого (желудь).

-Желуди – это семена дуба.

Физкультминутка: “Мы словно деревья”.

– Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей (слайд №8).

После каждой загадки идет сообщение учащихся о животных. [1]

И по соснам, и по елям, быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели, где грибная целина (белка).

Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он,
Видно желуди искал. Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан, очень грозен был (кабан).

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут ее (лиса).

Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы – уши больше головы (заяц).

Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).

– А какие загадки о животных леса знаете вы?

Работа с карточками, в группах.

– Разложить картинки грибов: съедобные, ядовитые.

Собери в лукошко съедобные грибы! [3]

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, называются лисички.

Не спорю– не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще. Подберезовик.

Растут на опушке рыжие подружки. Волнушки.

А вот кто – то важный на беленькой ножке,
Он с красною шляпкой, на шляпке горошки. мухомор.

Я в красной шапочке расту, среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту, зовусь я подосиновик

Наша природа настоящее богатство!

Может ли человек обойтись без леса? Почему?

Вывод: Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли, лекарственные растения используют в медицине. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно дышать лесным воздухом. В лесу очень красиво.

Лес столько много дает человеку, поэтому надо беречь лес и его жителей.

Лес – природное сообщество. Его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

4. Игра, викторина (слайд №9, 10).

Стихотворение.

Любите природу!
Храните природу!

Игра “ Хорошо– плохо”

в лесу дети
1 Много грибов, ягод хорошо
2 Может возникнуть пожар плохо
3 Могут прятаться звери, люди, птицы в непогоду хорошо
4 Когда сплавляют бревна, тонет много леса плохо
5 Можно послушать пение птиц хорошо
6 Много нового можно услышать и увидеть хорошо

Викторина

1. Какое хвойное дерево осенью теряет иголки? Лиственница

2. Какой лес шумит, а какой шелестит? Лиственный шелестит, а сосновый шумит

3. Из древесины какого дерева делают карандаш? Кедр.

4. Что за дерево такое: никто ее не пугает, а она вся дрожит? Осина

5. Какое дерево боятся насекомые? Черемуху.

5. Итог урока. Рефлексия (слайд № 11, №12).

– Сделайте вывод о взаимосвязи леса и человека.

– О чем должны помнить люди, приходя в лес?

– За что ты можешь себя похвалить?

– Зачем нам нужен был этот урок?

Дома нарисовать лесного жителя.

– Спасибо за сотрудничество!

Литература

1. Куровский В.Н. Элементы экологии на уроках в начальной школе.-ЗАТО Северск, 2005.

2. Петросова Р.А. Природоведение. – Москва, 1998 г.

3.Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. -Санкт-Петербург, 2005 г.