Сценарий урока с использованием компьютера
Тип урока: комбинированный
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные
Методы: словесный, наглядный, самостоятельная работа
Авторский медиапродукт – наглядная презентация учебного материала
12 слайдов (среда Power Point, Word)
Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word
Структура презентации:
№п/п |
Структурные элементы |
Временная реализация |
№ слайда |
1 |
Титульный лист |
3 секунд |
№1 |
2 |
Введение в тему |
2 минуты |
№ 2, №3 |
3 |
Актуализация опорных знаний |
30 минуты |
№4-№9 |
4 |
Краткое обобщение, выводы |
5 минут | №10 |
5 |
Тестовое задание. Взаимопроверка. |
3 минут | № 11 |
7 |
Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия. Литература |
5 минуты |
№ 12, №13 №14 |
Содержание кадров:
1. Титульный лист.
2. Содержание
3. Тема урока
4. Что такое лес?
5. Какие деревья растут в лесу. Схема.
6. Загадки о хвойных деревьях.
7. Лиственница.
8. Лиственные деревья.
9. Животные леса.
10. Стихотворение о лесе.
11. Игра. Викторина.
12. Домашнее задание. Рефлексия.
13. “Спасибо за урок!”
14. Список литературы.
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
1.Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет использования информационно-коммуникационных технологий во время закрепления изученного материала.
2.Снижение нагрузки на учащихся за счет разнообразия видов деятельности на уроке, предупреждение утомляемости.
3.Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
4.Повышение интенсивности учебно-воспитательного процесса за счет использования информационно-коммуникационных технологий.
План урока:
№п/п |
Структурные элементы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Временная реализация |
1 |
Организационный момент, объявление темы урока |
Проверка готовности учащихся. Мотивация |
Обсуждение |
1 минуты |
2 |
Целевая установка |
Разъяснение целей урока |
Восприятие разъяснений учителя |
2 минуты |
3 |
Актуализация опорных знаний. Физминутка |
Лекция – беседа: развивать коммуникативные компетенции учащихся: умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения |
Восприятие разъяснений учителя |
30 минуты |
4 |
Игра. Викторина |
Наблюдение |
Восприятие |
6 минут |
5 |
Задание на дом. Итог урока. Рефлексия |
Разъяснение |
Восприятие |
6 минут |
Задачи урока:
Дидактическая – создать условия для обобщения изученного учебного материала, используя методы активного обучения.
Образовательная – актуализировать знания учащихся о взаимосвязи леса и человека.
Развивающая – Развивать коммуникативные компетенции учащихся: умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относиться к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; память, внимание, логическое мышление.
Воспитательная – формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; вовлечь учащихся в состояние переживания и осмыслении природы.
Оборудование: Федотова О.Н. Учебник "Окружающий мир", часть 1. Издательство Академкнига/учебник, Москва 2007г., тетрадь для самостоятельных работ для 3 класса, карта Томской области, муляжи грибов, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступление (слайд №1).
– Как вы думаете, на уроке будет интересно? Почему?
-В какой области мы живем? Чем богата Томская область?
-Об одном из этих богатств мы и будем сегодня говорить.
2. Введение в тему. Целевая установка (слайд №2).
– Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой. Что это? (Лес.)
Выразительное чтение стихотворения на слайде.
-Что значит “дремучий” (темный, страшный, как в сказке)?
– Мы должны привести в систему знания о лесе, которыми вы обогатились на предыдущих уроках.
3 Актуализация опорных знаний.
– Что такое лес (слайд №3)?
Сказка о художнике, который решил нарисовать лес. [2]
– Что такое лес?– размышлял он.– Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели и сосны, осины, дубы, липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка– лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы. – Это не лес!– послышался голос старичка–лесовичка из угла картины. Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
- – А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Птицы нужны, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
- Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
- Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
– Как вы думаете, почему лес называют природным сообществом?
– Посмотрите на карту Томской области. В Томской области леса есть везде: на севере области, в средней ее части и на юге. Большую часть лесов Томской области занимает тайга. В этих лесах произрастают: пихта, ель, кедр, сосна, береза, осина. На песчаной почве растут чистые сосновые леса, много березовых лесов.
– Каким одним словом можем назвать ель, сосну, кедр (хвойные деревья)? (слайд №4)
– А лес (хвойный)?
– Каким словом назовем березу, дуб, клен, рябину? (лиственные деревья)
– А лес (лиственный)?
– А если в лесу и хвойные и лиственные деревья растут (смешанный лес)?
– Про какие деревья загадки? (слайд №5)
-Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год (ель, сосна).
-У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту (сосна).
Выступления учеников с докладами.
– Послушаем сообщения наших учеников о хвойных деревьях [1].
Сосна и ель – хвойные деревья. Их листочки – хвоинки. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.
Ель влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.
Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека.
Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было еще на земле зеленых лиственных лесов. Недаром жесткой хвоею сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых бревен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору.
Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с темной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.
Загадки (слайд №6) [3]
Вроде сосен, вроде елок, но зимою без иголок (лиственница).
– И еще об одном дереве мы поведем разговор. Выступление ученика.
Это не совсем обычное дерево – лиственница. Она отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. В каждом пучке 20-60 хвоинок.
Поговорили о хвойных деревьях, теперь вспомним о лиственных деревьях. [2(слайд №7)
Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой, стоит под горой. (береза)
– Как отличить березу от других деревьев? Какие песни о березе знаете?
– Весной на березе, еще до первых листочков, появляются длинные сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Древесину березы используют для изготовления лыж.
-Я из крошки– бочки вылез, корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
– Дуб – это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветках осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит поблекшими темно-коричневыми листьями.
О чем идет речь в загадке?
-С колпачком на голове, будто в путь готовый,
Он скрывается в листве дуба золотого (желудь).
-Желуди – это семена дуба.
Физкультминутка: “Мы словно деревья”.
– Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей (слайд №8).
После каждой загадки идет сообщение учащихся о животных. [1]
И по соснам, и по елям, быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели, где грибная целина (белка).
Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он,
Видно желуди искал. Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан, очень грозен был (кабан).
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут ее (лиса).
Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы – уши больше головы (заяц).
Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).
– А какие загадки о животных леса знаете вы?
Работа с карточками, в группах.
– Разложить картинки грибов: съедобные, ядовитые.
Собери в лукошко съедобные грибы! [3]
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, называются лисички.
Не спорю– не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще. Подберезовик.
Растут на опушке рыжие подружки. Волнушки.
А вот кто – то важный на беленькой ножке,
Он с красною шляпкой, на шляпке горошки. мухомор.
Я в красной шапочке расту, среди корней
осиновых,
Меня узнаешь за версту, зовусь я подосиновик
Наша природа настоящее богатство!
Может ли человек обойтись без леса? Почему?
Вывод: Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли, лекарственные растения используют в медицине. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно дышать лесным воздухом. В лесу очень красиво.
Лес столько много дает человеку, поэтому надо беречь лес и его жителей.
Лес – природное сообщество. Его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.
4. Игра, викторина (слайд №9, 10).
Стихотворение.
Любите природу!
Храните природу!
Игра “ Хорошо– плохо”
в лесу | дети |
1 Много грибов, ягод | хорошо |
2 Может возникнуть пожар | плохо |
3 Могут прятаться звери, люди, птицы в непогоду | хорошо |
4 Когда сплавляют бревна, тонет много леса | плохо |
5 Можно послушать пение птиц | хорошо |
6 Много нового можно услышать и увидеть | хорошо |
Викторина
1. Какое хвойное дерево осенью теряет иголки? Лиственница
2. Какой лес шумит, а какой шелестит? Лиственный шелестит, а сосновый шумит
3. Из древесины какого дерева делают карандаш? Кедр.
4. Что за дерево такое: никто ее не пугает, а она вся дрожит? Осина
5. Какое дерево боятся насекомые? Черемуху.
5. Итог урока. Рефлексия (слайд № 11, №12).
– Сделайте вывод о взаимосвязи леса и человека.
– О чем должны помнить люди, приходя в лес?
– За что ты можешь себя похвалить?
– Зачем нам нужен был этот урок?
Дома нарисовать лесного жителя.
– Спасибо за сотрудничество!
Литература
1. Куровский В.Н. Элементы экологии на уроках в начальной школе.-ЗАТО Северск, 2005.
2. Петросова Р.А. Природоведение. – Москва, 1998 г.
3.Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. -Санкт-Петербург, 2005 г.