Организация проблемного обучения включает в себя мероприятия, направленные на решение собственных проблем каждого ученика, включая самые незначительные (на первый взгляд) – как держать ручку, где писать, что читать и т.д. Особый вид проблем – учебные, связанные с усвоением учебного материала.
Каждому учителю приходиться сталкиваться с учащимися, которые испытывают немалые трудности при усвоении учебного материала. При нормальном интеллектуальном развитии дети “группы риска” на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных знаний и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичного отставания в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях обучения и развития. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти, мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный низкой учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивая и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, неустойчивое внимание. Помочь таким детям можно только после выявления причин трудностей, которые носят и психологический, и физиологический характер, причем основное число носят именно психологические причины.
Несомненно, многообразие психических и физиологических причин. В одних случаях в основе одной какой-либо трудности в учебной работе может быть одна и та же причина. Например, трудности, связанные с каллиграфией могут быть, в одном случае, следствием несформированности координации движения, в другом – результатом незаинтересованности этим видом деятельности, в третьем – отсутствием аккуратности и т.д. В основе же таких проблем, как неумение выделить главное, перенести полученные знания в новые условия, низкий уровень запоминания, может лежать причина несформированности аналитического мышления.
Исходя их вышесказанного, следует вывод: если к учащимся, испытывающим трудности в учебе, применять традиционные методы (многократное повторение, дополнительное объяснение и др.), то добиться успеха в большинстве случаев невозможно; достигается лишь обратный результат. Учитель изо дня в день занимается со слабоуспевающим, а успехов не видно, ученик только получает негативные эмоции от таких занятий, начинает ненавидеть школу.
Поэтому на дополнительных занятиях следует начинать с диагностических заданий неучебного характера. В будущем подобные задания помогут скорректировать недостатки.
Для осуществления такой работы учителю следует: во-первых, выявить характер причин, а затем и сами причины возникновения трудностей, во-вторых, систематизировать эти причины, а, как правило, причин может быть несколько, в-третьих, подобрать материал для занятий, исходя из выявленных причин, с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся.
В качестве примера – работа с учащимся начальной школы Петром Ф., испытывающим трудности в усвоении навыков письма и чтения.
Выявление причин трудностей
- Знакомство с анамнезом мальчика (по школьной медицинской карте). Диагноз при рождении – ПЭП (перинатальная энцефалопатия) и, как следствие, ребенок поздно начал ходить, говорить (возможна задержка психического развития конституционного варианта); несколько перенесенных операций (под наркозом).
- Логопедическое обследование показало повышенную саливацию (слюнотечение), снижение тонуса лицевых мышц, слабость мелкой мускулатуры кистей рук, дислалию (нарушение произношения некоторых звуков речи), ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие).
- Беседа с родителями показала, что ребенок длительное время (пять месяцев) до школы пребывал в деревне, где был предоставлен сам себе. В остальное время посещал детский сад.
- Беседа с ребенком. В ходе беседы выяснилось, что мальчик знает много интересного в различных областях знаний, речь развита в соответствии с возрастом, высокая (для его возраста) учебная мотивация, и, что самое главное, понимает свою ущербность: “Я и в саду был самым последним”, очень переживает по этому поводу. Мальчик леворукий.
Систематизация трудностей и их причин
- Заниженная самооценка – снижение познавательной активности по мере получения новых знаний, снижение общей успеваемости.
- Несовершенство мелкой мускулатуры рук – невозможность достаточно крепко удержать ручку при письме – невозможность правильного воспроизведения графического образа буквы.
- пространственные нарушения, несформированность зрительно- двигательной координации – трудность написания букв – медленно начинает писать, т.к. не может сориентироваться и сосредоточиться на строчке, медленный темп письма.
- ФФН – ошибки при письме носят не только орфографический, но и фонематический характер: уголе (уголь) нетро (метро) второг (творог) капет (пакет)
- Сниженный тонус лицевой мускулатуры – нечеткость произношения согласных звуков при правильных артикуляционных укладах, снижение произвольного внимания – трудности при чтении слогов, слов, предложений, текстов, непонимание или частичное непонимание прочитанного.
Упражнения, направленные на коррекцию недостатков
Для того, чтобы повысить самооценку ученика, специальные упражнения не применялись, но достаточно щедро, на первых порах, использовалась похвала, как на уроках, так и на дополнительных занятиях (с учителем и логопедом). Важно было найти в ребенке то, что у него получается особенно удачно, выделить это, подчеркнуть успех (особенно при одноклассниках).
1-я группа упражнений. Несовершенство мелкой мускулатуры рук:
– собирание рассыпанной крупы – гороха, гречки, пшена – по зернышку;
– упражнения с резиновым кольцом-эспандером;
– зарядка для мелкой мускулатуры рук (считалочки-упражнения с привлечением пальцев рук);
– работа с различными конструкторами, лепка из пластилина, теста, вырезание мелких деталей, бисероплетение, вышивка и т.д.;
– штриховка мелких фигур в различных направлениях;
– обводка элементов букв, слогов, слов по готовому образцу.
2-я группа упражнений. Пространственные нарушения:
– графические диктанты для коррекции пространственной ориентировки (справа, слева, сверху, снизу, по диагонали);
– упражнения на развитие умения ориентироваться по описанию (“Накрой стол для завтрака” – справа поставь чайник, слева – сахарницу и т.д.);
– упражнения на сравнение предметов по высоте, ширине, размеру, цвету и т.д.
3-я группа упражнений. Несформированность произвольного внимания.
– переписать следующие строчки: оппороппо манамманна строструстра и т.д.;
– корректурные пробы: например, подчеркнуть одной чертой букву А, двумя букву Д и т.д.
А М О М В А Т Д Г К А С С А О Т О Ь
Л Р Д И Т Д Ь Ч В У К П Р А О А А Д О
В А П К А Д О Д Д Ч В А Р Т Ц У А Р О
4-я группа упражнений. ФФН (занятия с учителем, логопедом):
– упражнения, направленные на развитие умения на слух определять правильный вариант фонемы: например, “у меня болит зуб – у меня болит суп”, “это моя суба – это моя шуба”, я ем кашу из мишки – я ем кашу из миски” и т.д.;
– упражнения, направленные на развитие умения правильно определять место звука в слове (назови в слове дом первый звук, второй согласный, какой звук произносится перед [м] и т.д.);
– упражнения, направленные на развитие умения дифференцировать речевые звуки:
выделить звук [щ]: к ш ц щ с ц щ ш ф п ц т щ с
выделить слог со: са су ца со та со шо цу чо то со
– упражнения, направленные на развитие умения различать слова-паронимы:
точка – дочка, бочка – почка, угол – уголь, миска – мишка;
– упражнения, направленные на развитие умения определять количество букв, звуков и слогов в слове.
5-я группа упражнений. Дислалия, дислексия, в т.ч. повышенная саливация (занятия с учителем и логопедом).
– укрепляющий массаж лицевых мышц, языка;
– артикуляционная гимнастика;
– упражнения, направленные на автоматизацию четкого звукопроизношения в связной речи;
– упражнения в чтении слогов, слов, предложений, с использованием различных по размеру и форме шрифтов;
– чтение с использованием рамки, уголка. Чтение таким способом позволяет на начальном этапе видеть только слова, читаемые в данный момент (слияние, слияние + примыкание), на втором – добавляется видение прочитанного, на третьем – непрочитанного.
6-я группа упражнений. Медленный темп письма.
– “Змейка”. На листе бумаги – рисунок извилистой двойной линии. Ученик должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри данной, не коснувшись стенок. Сначала расстояние между готовыми линиями 1,5 см, затем 1см, затем 0,5 см.
– “Палочки”. Ученику предлагается продолжить ряд:
// // // // // // | // /// / // /// / // /// / | // /// // //// // /// // //// |
Построенная таким образом работа с Петром Ф. позволила добиться положительных результатов. К концу второго класса мальчик смог догнать класс по чтению и русскому языку. Огромную помощь оказали родители – упражнения первой группы выполнялись ежедневно дома. Родителей удалось убедить, что их сын мало отличается от других детей, так же, как у других, у него есть свои особенности и только; Петру нужно внимание родителей и заинтересованность его проблемами. Родители научились радоваться, а потом научили радоваться и Петра любым успехам, не огорчаться неудачам, а трудиться, преодолевая эти неудачи. Все реже от мальчика можно было услышать слова “я хуже всех”, потом он вовсе забыл эти слова.
Что касается отметок, важно настроить детей и родителей на то, что отметка – это не награда или наказание, а оценка его работы, его умений и знаний. Если ученик, часто получающих неудовлетворительные отметки, получил “тройку”, необходимо похвалить его, вселить надежду на то, что в следующий раз он сможет получить “четверку”, а потом и “пятерку”. Самое трудное убедить в этом родителей.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, начиная работу со слабоуспевающим учеником, в первую очередь необходимо выяснить причину неуспеваемости. Помочь в этом должны невропатолог, психолог, логопед, учитель и родители. И только после установления причины можно приступать к составлению плана работы с учащимися. Работа эта нелегкая и трудоемкая, но в итоге – еще один ученик перестал быть слабоуспевающим, еще один поверил в свои силы. Не это ли то, к чему стремится любой уважающий себя учитель…
Литература
- Лекции Грибовой О.Е. МИПКРО ф-т олигофренопедагогика, 2000.
- Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию письменной и связной речи. – М. "Аркти", 2000.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М. Ось-89, 2005.