Некоторые наиболее часто встречающиеся виды функций, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям.
Л. Эйлер
Цели урока
Ход урока
- Объявление темы урока, его целей, вводная беседа (5-6 минут).
Ребята, занимаем свои места, приступаем к работе.
Вы знаете, недавно мне в руки попала сенсационная секретная информация. Это был репортаж о запуске космического корабля, не вышедший, к сожалению, в эфир. Послушайте запись этого репортажа.
Звучит магнитная запись (приложение 1).
“22 ноября 2003 года в 10 часов 20 минут по московскому времени с космодрома “Плесецк” стартовал космический корабль “Русь–2”. Цель экспедиции: установить причины отсутствия связи с космической станцией “Русь–1”, работающей на планете Кармен. После стыковки космонавты обнаружили погибший экипаж станции. Капитан корабля, летчик-космонавт Игнатьев решил исследовать биосферу планеты. Исследования показали, что в верхнем слое грунта наблюдается необычайно быстрый рост числа колоний живых организмов (бактерий), что поставило под угрозу жизнь экипажа и грозит катастрофой планете. Как нормализовать ситуацию и предотвратить катастрофу?”
Итак, первая экспедиция погибла от неизвестных бактерий.
Ученые установили, что рост числа бактерий происходил по такой зависимости:
, где
– время
размножения,
–
число колоний бактерий (приложение
2,сл №1).
Подсчитайте, как изменится число
колоний бактерий за 2 секунды? (увеличится до ). За 3 секунды?
(увеличится до
)
(слайд №2). Т.е. каждому моменту времени
соответствует свое определенное число бактерий.
Я предлагаю вам исследовать эту зависимость. А к проблеме экспедиции мы вернемся в конце урока.
Зависимость между двумя переменными такого типа была замечена не только в процессе роста числа микроорганизмов, но и, например, в спорте – зависимость длины прыжка спортсмена с трамплина от начальной скорости полета, в медицине – способность почек выводить из крови радиоактивные изотопы, в предвыборных кампаниях. В рамках предвыборной кампании каждый кандидат выбирает себе в помощники двух доверенных лиц (слайд №3). Каждый из доверенных лиц в течение следующего дня, проводя агитационную работу, привлекает в команду этого кандидата еще по одному человеку. На следующий день агитационная работа проводится уже командой в 4 человека. Что произойдет с командой кандидата, если эту работу продолжить по той же схеме? Если эту работу продолжить, то команда кандидата будет очень быстро расти.
Для данного вида зависимостей ученые
составили следующую математическую модель: (слайд №4).
Что представляет из себя правая часть формулы? (Степень).
Чему равно основание степени?
(Основание равно ).
А что такое х? (показатель степени)
Поэтому эту функцию назвали.… Как вы думаете, как? (Показательной функцией) А почему?
Именно потому, что аргумент находится в показателе степени, она носит название показательной функции.
Попробуйте сформулировать тему урока. (“Показательная функция”)
Эта функция обладает одним замечательным свойством: скорость роста пропорциональна значению самой функции. Она как костер, который, чем больше разгорается, тем больше в него надо подкладывать дров.
Изучением этой функции мы и займемся сегодня на уроке.
Что значит “Изучить функцию”? (Дать определение, сформулировать свойства и построить график)
Следовательно, целями урока являются…(сформулировать определение, рассмотреть свойства и построить график показательной функции). А поможет нам в достижении целей – составление опорного конспекта (см. приложение 3), который лежит перед вами на столах (слайд №5).
Запишите тему урока в опорном конспекте.
Прежде чем говорить о показательной функции и ее свойствах, вспомните план исследования любой функции.
План исследования функции.
- Область определения функции.
- Четность (нечетность).
- Периодичность.
- Точки пересечения с осями координат, промежутки знакопостоянства.
- Производная и критические точки.
- Монотонность и экстремумы.
- График функции.
- Множество значений функции (слайд №6).
Сегодня на уроке мы рассмотрим только некоторые из свойств.
Посмотрите на экран, здесь изображены графики двух функций, для каждой из которых необходимо найти:
а) область определения функции;
б) множество значений функции;
в) точки пересечения графиков с осями координат;
г) промежутки монотонности;
д) наибольшее и наименьшее значения функции.
Ребята, работаем с графиком функции (слайд №7).
а) ; б)
; в)
;
г) возрастает на , убывает на
и
; д)
.
Рассматриваем график функции :
а) ;
б)
; в)
;
г) возрастает на ; д)
и
нет.
- Изучение нового материала (18 – 20 минут).
Ребята, вернемся к изучаемой нами
сегодня функции
(слайд №8).
Какое значение может принимать
основание ? (
и
).
Найдите значение (–7)1/2 (не
имеет смысла), значит, договариваемся, что берем только
положительное, т.е.
.
А если ? (
)
А ? (не
имеет смысла.), т.е.
.
Если взять , то…(получаем всегда 1). Рассматривать
это значение в данном случае не будем, т.е.
.
Итак, при каких же значениях будем
рассматривать функцию
? (
и
).
Теперь попробуйте сами сформулировать
определение показательной функции (Функция вида , где
,
называется показательной функцией с
основанием
) (слайд
№9).
Учитель сам проговаривает еще раз.
Запишите определение в опорном конспекте.
Приведите примеры показательных функций: (слайд №10).
Изучили вы много функций:
Квадратичную и линейную,
Степенную и тригонометрические,
А теперь слушайте внимательно:
И тогда признаете обязательно,
Что одна из важнейших – показательная!
Т.к. по определению показательной
функции, основание и
, то,
каким двум промежуткам должно принадлежать
значение
? (
или
.)(слайд №11)
Выбрав из каждого промежутка, например,
(из первого
промежутка) и
(из второго), рассмотрим две показательные
функции
и
.
Построим графики этих функций.
Что нужно сделать для того, чтобы построить график функции?
Найти значения функций в некоторых точках.
Верно, найдем значения функций при .
Первый вариант делает расчеты для
функции , а
второй вариант – для
, а потом проверим.
Зафиксируйте все найденные значения в опорных конспектах. В это время на экране появляются таблицы (слайд №12).
Давайте построим графики этих функций,
вы выполняете это задание у себя в конспектах
(первый вариант строит график функции , второй вариант –
график функции
),
а по одному представителю от каждого варианта
предлагаю выйти к доске и продемонстрировать
построение графиков.
Т.к.
(по определению), то функция
принимает только положительные
значения.
Итак, мы с вами сформулировали определение показательной функции, построили график, исходя из графика, сформулируем свойства функции, и все наши рассуждения зафиксируем в таблице (слайд №13).
1. Область определения |
||
2. Множество значений |
||
3. Пересечение с осью OY |
при x = 0, y = 1 |
при x = 0, y = 1 |
4. Монотонность | Функция убывает на всей числовой прямой, т.е. если
|
Функция возрастает на всей числовой прямой, т.е. если
|
5. Наибольшее и наименьшее значения функции |
Не существует |
Не существует |
- Какова область определения функции? (Вся
числовая прямая, т.е.
)
- Найдите множество значений функции (все
положительные числа, т.е.
).
- Назовите точки пересечения графика с осями
координат(с осью Ох точек пересечения нет, с осью
Оу точка
, т.е. при х=0, у=1).
- Найдите промежутки монотонности функции
(Функция убывает на всей числовой прямой, т.е.
большему значению аргумента из ее области
определения соответствует меньшее значение
функции, или если
, то
. Функция возрастает на всей числовой прямой, т.е. если
, то
).
- Назовите наибольшее и наименьшее значения функции (нет).
Значит, если основание , то показательная функция
монотонно убывает на всей
области определения, а, если
, то монотонно возрастает.
Хоть нет названья линии ее,
И нет, как у параболы ветвей,
Но – положительна! И это всем вам видно
И жмется к оси Ох одним концом безобидно,
Вторым концом стремится ввысь!
А, ну-ка, степенная, попробуй, доберись!
Ребята, посмотрите на экран, здесь схематически изображен график показательной функции. (Характерным свойством является то, что график показательной функции с любым основанием проходит через точку (0; 1)) (слайд №14).
Есть точка нуль и единица.
И хоть график функции быстро вверх (вниз) стремится,
В любом он случае через эту точку проходит –
Она все графики в пучок единый сводит!
А свойство монотонности показательной функции используется при решении многих задач.
Например: 1) Сравнить числа, и
.
Рассмотрим функцию , т.к. основание
, а
, то она монотонно убывает, сравниваем
показатели: – 2 < 2, значит,
.
2) Сравнить числа и
.
Т.к. функция возрастает (основание больше единицы) и
–2 < 2, то
<
.
Я предлагаю вам выполнить несколько заданий, чтобы проверить, как вы усвоили новый материал.
- Обучающая самостоятельная работа (4 минуты).
- Подведение итогов. Задание на дом (1-2 минуты).
На листочках заранее написаны задания самостоятельной работы (см. приложение 4), необходимо только указать ответ, время для работы 4 минуты.
По истечении указанного времени:
Ребята, обменяйтесь листочками, проверьте правильность выполнения работы с помощью слайда, учитывая критерии, оцените работу товарища (правильные ответы проецируются на экран) (слайд №15).
После взаимопроверки, ученики возвращают свои работы. Кто получил сегодня “5”, “4”, “3”? Итак, “5” получили… человек, “4” – …, “3” – … Молодцы!!!
Я проанализирую ваши решения, и на следующем уроке объявлю вам результаты.
Что нового вы сегодня узнали на уроке? (дали определение, сформулировали свойства и построили график показательной функции.)
Достигли ли мы поставленных целей (слайд №15)?
Ребята, вернемся к той проблеме, с которой мы начали урок. Скорее всего, космонавты второй экспедиции смогли без риска для жизни выполнить намеченную работу и вернуться на Землю, только применяя все полученные знания о показательной функции.
Кто сегодня хорошо поработал? Кого мы можем отметить? Как каждый из вас оценивает свою работу?
Запишите домашнее задание: § 10, п. 35 (стр. 216 – 219), опорный конспект, пример.
К следующему уроку попытайтесь найти пример применения показательной функции в окружающей нас жизни, а возможно, и составить функциональную зависимость, описывающую этот пример.
Искренне благодарю вас за урок (звучит песня “Школьный роман” в исполнении Н. Штурм).
Дополнительно: Задача. Период
полураспада плутония равен 140 суткам. Сколько
плутония останется через 10 лет, если его
начальная масса 8 г ? ( радиоактивный распад
описывается формулой , где Т – период полураспада, т.е.
промежуток времени, за который первоначальное
количество вещества уменьшается вдвое).
Решение.
- Т.к. в году 365 дней, то t=365*10=3650 (дней). 2) По условию
Т=140 суток, значит
. 3) Т.к. начальная масса плутония
= 8 г, то
(г).
|