Под инновациями в обучении следует понимать:
- Новые методики преподавания (методика Русской школы, методика Сократа, школа “Диалога культур”, методика “погружения”, Вальдорфская педагогика и другие, о которых можно много и долго рассказывать).
- Новшества в организации содержания образования (интегрированные – межпредметные – программы).
- Новые методы оценивания образовательного результата (рейтинговая оценка, создание портфолио – папки достижений каждого учащегося);
- Новые способы организации занятий:
- проведение мультимедийных уроков и смарт уроков;
- использование компьютерных презентаций и интерактивных программ;
- создание схем сетевого взаимодействия;
- индивидуальные образовательные траектории;
- тьюторство;
- метод проектов, на котором хочется остановиться более подробно.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель и т.д.
Классификация учебных проектов
- По числу участников (личные, парные, групповые);
- По профилю знаний (монопроекты – в рамках одного предмета и межпредметные – по двум или более предметов);
- По характеру результата (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, обзорный, ролевой, проект – инсценировка);
- По продолжительности (краткосрочный – 3–6 уроков, средней продолжительности – 1–2 месяца, долгосрочный – до года).
- По уровню контактов (внутришкольные, региональные, международные).
Основные требования к проекту
- Необходимо наличие социально значимой задачи.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
- Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая будет осмыслена, обработана и представлена участникам проектной группы.
- Результатом работы над проектом, его выходом – является продукт, то, что разработали участники для разрешения поставленной проблемы.
Перечислим некоторые достоинства проектов:
- учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу;
- ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;
- профессиональное самоопределение. Именно при выполнении проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
- при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся;
- развивается социальный аспект личности за счет включения в различные виды деятельности.
Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием.
Тематика проектов может быть довольно разнообразной:
- “Полезная вещь для дома”;
- “Моя родословная”;
- “Профессии наших родителей”;
- “Мой город”;
- “Мальчики и девочки”;
- Моя родословная”;
- “Защита поступка”;
- “Мой город”;
- “Символика нашего класса”;
- “Хлеб – всему голова”;
- “Почему высохла лужа?”
- “Далеко ли от нас до солнца”;
- “Новогодняя красавица”;
- “Осевая симметрия”;
- “Соломенное чудо”;
- “Птицы – наши друзья”;
- “Здоровый образ жизни”;
- “Наш дом. Наш двор”;
- “Праздники моей семьи”, и т.д.
Оформление проекта
Общие требования
Несмотря на разнообразие проектов, все они должны отвечать определенным требованиям.
Паспорт проектной работы
(Как правило, состоит из следующих пунктов, но могут быть внесены разнообразные дополнения и изменения.)
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Консультант(ы) проекта. (1–3 – на титульном листе.)
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
- Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс);
- Тип проекта.
- Заказчик проекта.
- Цель проекта (практическая и педагогическая);
- Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающие);
- Вопросы проекта (3–4 проблемных вопроса по теме, на которые нужно ответить в ходе выполнения);
- Необходимое оборудование.
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы, района, воспитательный момент, краткое содержание);
- Предлагаемые продукты проекта.
- Этапы работы над проектом (для каждого указать форму, продолжительность, содержание работы, выход);
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации ) проекта. Смысл предъявления папки на защите – показать ход работы проектной группы.
В состав проектной папки входят:
- Паспорт проекта.
- Планы выполнения проектов и отдельных этапов.
- Промежуточные отчеты группы.
- Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, фотографии. Распечатки из Интернета.
- Результаты исследований и анализа.
- Записи всех идей, гипотез, решений.
- Отчеты о совещаниях, дискуссиях, “мозговых штурмах”.
- Краткое описание проблем, с которыми столкнулись, пути их преодоления.
- Эскизы, чертежи, наброски продукта.
- Материалы к презентации и черновики.
Защита проекта
1. Общие рекомендации:
- эмоциональное и короткое по времени выступление (не более 15 минут) с использованием интересных примеров;
- логика изложения;
- использование только понятных терминов;
- рассказ, а не чтение текста;
- использование наглядного материала;
2. Техника подготовки:
- предварительный хронометраж;
- детали рабочего места;
- четкий, красочный наглядный материал;
- тренировочное выступление.
3. Рекомендации выступающему:
- начните свое выступление с приветствия;
- огласите название проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы;
- не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления;
- поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя за помощь;
Старайтесь ответить на поставленные вопросы.
Что же такое проект?
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и потому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, поэтому незаменим.
Проект (проектирование) – это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета “Технология”. Проектирование может быть отдельным предметом. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект “ не вписывается” в уроки. Это альтернатива классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.
Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.
Школа будущего – школа проектов.
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
- Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
- Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
- Учитель доверяет ученикам, считает из равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.
- Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
- Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контроллера на позицию помощника и наставника.
- Учитель следит за своей речью (не “Ты сделал неправильно!”, а “Почему ты это сделал так?”).
- Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Советы учителю, работающему по методу проектов
- Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.
- Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения.
- Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на пленку, интервью, короткую пьесу и т.д.)
- Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.
- Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.
- Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.
- Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.
Главные условия организации работы над проектом
- Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.
- Обучение учащихся технологии проектной деятельности., умению четко выполнять спланированную работу.
- Стремление учащихся работать над проектом.
- Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.
- Доступность информации о ходе проекта.
- Доступная ученикам библиотека, медиатека.
- Рабочие уголки групп проекта.
- Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.
- Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.