Цель: усовершенствование процесса обучения на уроках производственного обучения по профессии “Оператор ЭВМ”.
Задачи:
- формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
- создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций обучающегося;
- создание методических разработок в помощь учащимся.
Принцип: учет индивидуальных особенностей обучающихся.
В процессе обучения учащихся практические задания должны выполняться поэтапно с последовательной многократной отработкой постепенно усложняющихся действий и приемов, составляющих комплекс навыков и умений, определяющих квалификацию. Они должны освоить наиболее характерные для данной профессии сочетания приемов и операций. При разнообразии индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся для эффективного обучения состав группы должен быть немногочисленным, что невозможно. Я считаю, что уже в начале обучения мы могли бы в некотором смысле скорректировать индивидуальные качества и характеристики учащихся. Не все конечно, но кое-что, я думаю по силам сделать за короткое время.
Мы можем вселить уверенность в тех, кто сомневается, что сможет освоить профессию “Оператор ЭВМ”, поддержать их, объяснить, что эти знания доступны, нужно лишь быть усердным и внимательным. Излишне самоуверенных и легкомысленных нужно вернуть к реальности, показать, что работа на компьютере – это достаточно сложный и продолжительный процесс, и нужно приложить усилия и старания для освоения данной профессии.
Умственные способности, конечно, не можем восполнить при их недостаточном развитии, но возможно создать условия, при которых более “сильному” учащемуся мы даем возможность быстрее пройти курс обучения и дать ему дополнительные знания в освободившееся времени. А “слабые” учащиеся будут заниматься постепенно и за отведенный срок обучения освоят знания в достаточной степени.
Учащиеся должны в совершенстве управлять манипулятором “мышь”, иначе практическая работа будет затруднена. Помочь “поставить руку” необходимо специальными упражнениями, которые использую на занятиях. Например: театр теней, “пальцы здороваются”, “большая волна”, “маленькая волна”, все виды ручного труда и т.д. Можно использовать различные тренажеры мыши – игры с использованием обоих кнопок, и наиболее, по-моему, рациональный вариант – работа с графическим редактором Paint – учимся управлять мышью и заодно осваиваем графический редактор.
Прежде чем начать выполнять практические задания, учащиеся должны получить необходимые теоретические сведения. Только в этом случае будет успешной овладение практическими навыками работы, что особенно необходимо в профессии “Оператор ЭВМ”.
Теперь, когда наши учащиеся адаптировались, мы начинаем их обучать. Для этого нужно применять различные методы. Можно вести обучение с помощью мультимедийного проектора, объясняя и показывая ход работы. У данного варианта есть очень существенный недостаток – учащиеся должны иметь очень сильное зрение, чтоб разглядеть детали на мультимедийном экране. Современная молодежь в большинстве имеет слабое зрение. Если еще прибавить к этому, что качественные мультимедийные проекторы стоят очень дорого, порядка 2-3 тыс. долларов, то можно сделать вывод о недоступности этого варианта обучения. Можно применять электронные учебники, созданные в виде презентации. Я считаю, этот вариант удобен при проведении теоретических занятий, но не на занятиях по производственному обучению. При работе с электронным учебником учащиеся не могут работать с программой сами. Переключившись на самостоятельную работу с программой, они забывают пройденный материал и теряются. Им приходиться снова открывать электронный учебник, что отвлекает их от работы. Апробировав различные варианты обучения работы на компьютере, я пришел к выводу, что лучше всего, когда учащийся сидит за компьютером и у него на столе имеется методическое пособие, составленное мною. В этом методическом пособии описаны конкретные этапы выполнения работ по теме занятия с подробным описанием всех действий, которые должен проделать учащийся для освоения данной темы. В начале методического пособия кратко представлены теоретические сведения, необходимые для освоения данной темы.
При проведении занятия с использование методичек “сильные учащиеся” освоят курс за более короткое время. В освободившиеся часы им можно уже дать более сложный и расширенный материал, затронуть другие темы, не включенные в программу. А слабые учащиеся постепенно будут осваивать тему за темой. Главное для них – доступность и подробность изложенного материала. Положительным моментом является то, что такая форма проведения занятий развивает самостоятельность, которая поможет им в дальнейшей учебе.
Контроль знаний осуществляется в три этапа:
- после освоения темы по методическому пособию выполняется контрольное задание для проверки усвоения данного материала;
- после прохождения раздела выполняется комплексное задание по данному разделу;
- после прохождения нескольких разделов учащиеся получают проектное задание, при выполнении которого они должны будут применить все полученные знания и дополнительно получить новые знания. При выполнении проектного задания учащийся должен проявить творческий подход и фантазию.