Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление, необходимое для развития гармоничной личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Демографическая ситуация в Российской Федерации является одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности: ежегодно население в России сокращается примерно на 700-800 тыс. человек. Поэтому очень важным событием в жизни страны было принятие национального проекта “Здоровье”.

Здоровье подрастающего поколения является в настоящее время вопросом государственной важности. Особенно остро стоит проблема здоровья среди учащихся школ третьей ступени и колледжей. Эффективность воспитания и обучения подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития молодого организма. Основными причинами ухудшения состояния здоровья является низкий уровень жизни, безответственное отношение к своему здоровью, низкое материальное обеспечение учреждений здравоохранения, спортивных и учебных заведений.

В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности - ее физическое и духовное здоровье. Активно внедряются в массовую школу новые средства и технологии обучения. Исследователями отмечается, что на всех уровнях образования молодежи отсутствует обучение здоровому образу жизни, выработки навыков его соблюдения, снижена мотивация к адекватному поведению.

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя “…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием. Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем. Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным”.

Французский философ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: “Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству”

Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек, главным образом, должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в XVIII веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний. Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении, включение молодых людей в трудовую деятельность.

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным”

Ученые-медики (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагоги (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у подростков. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Пролема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”

И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как “способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями. Эти потребности являются механизмом развития человека, и обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
  2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения. Сегодня физиологами и гигиенистами основным фактором риска нарушения здоровья детей и подростков в школе признается стресс, который переживают учащиеся. При этом необходимо ясно осознавать, что вреден не сам по себе стресс, а неспособность учащегося позитивно пережить отрицательные эмоции. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных патологий, особенно если учащийся страдает хроническими заболеваниями. Другое свойство негативных эффектных состояний состоит в том , что негативные эмоции могут накапливаться и возможен “аффективный взрыв” из-за повторения травмирующей ситуации или отсутствия внешних раздражителей, на которых негативные эмоции могут получить разрядку.
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Каким же должно быть учебное учреждение со здоровьесберегающей средой? Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни ученика, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровье сберегающую деятельность. Способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях. Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся.

Можно считать, что критериями здоровья являются:

  1. Соматическое и физическое - "я могу";
  2. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом;
  3. Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции;
  4. Психическое здоровье - " я хочу";
  5. Нравственное здоровье – " я должен".

Основная цель “Территории Здоровья” образовательного учреждения - обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основополагающие приоритеты:

  1. Здоровый ученик – практически достижимая норма развития.
  2. Оздоровление – не только совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей молодежи.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное свойство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Для реализации данных целей и задач необходимо осуществлять следующие направления деятельности:

  1. Обеспечение гигиенических условий учебного процесса;
  2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса;
  3. Здоровьесберегающие образовательные технологии;
  4. Мониторинг состояния здоровья учащихся;
  5. Создание здоровьесберегающего пространства;
  6. Обеспечение безопасности учащихся;
  7. Формирование культуры здоровья школьников;
  8. Психологическое и нравственное благополучие и здоровье учителя.

Мероприятия, направленные на создание здоровьесберегающей среды.

Содержание работы
  Оформление сменных уголков здоровья в кабинетах
  Проведение “Недель здоровья”
  Тематически классные часы и работа с родителями по вопросам сохранения здоровья
  Проведение физкультминуток во время уроков
  Мероприятия по профилактике наркомании
  Спортивно-оздоровительная работа (кружки, секции, турпоходы, внеклассная работа, занятие в тренажерном зале)
  Медицинский осмотр детей, выявление детей из “Группы риска”, длительно и часто болеющих, стоящих на диспансерном учете
  Исследование адаптации к школе
  Исследования здоровья детей с помощью анкетирования
  Исследование стилей педагогического общения педагогов
  Анализ уроков по здоровьесберегающим позициям.
  Введение модульных вставок по сохранению здоровья учащихся
  Работа по контролю за санитарным состоянием кабинетов, соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом труда и отдыха, второй обувью, чистотой рук в столовой, работа с курильщиками
  Беседы на тему “Если хочешь быть здоров”
  Беседы о значении санитарно-гигиенических норм и необходимости их соблюдения
  Проведение коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы
  Контроль за дозировкой д/з
  Контроль за соблюдением норм СаНпина, состоянием отопительной системы
  Анкетирование родителей о состоянии здоровья детей
  Просветительская работа с учителями по теме “Техника педагогического общения”
  Составление рекомендаций для детей по оздоровлению в домашних условиях
  Профилактика близорукости на уроках
  Родительское собрание “Методы оздоровления детей в условиях школы”
  Витаминотерапия, ее значение для здоровья учащихся
  Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей на уроках
  Профориентационная работа по курсу Е.Н. Прощицкой “Практикум по выбору профессии” с учетом состояния здоровья
  Ведение внеклассной работы по курсу “Самосовершенствование личности” Г.К. Селевко
  Психолого-педагогическое сопровождение личности каждого учащегося

Учитывая вышеизложенное, и используя в своей работе, здоровьесберегающие технологии, мы будем способствовать развитию и укреплению самого дорогого, что у нас есть – это здоровья подрастающего поколения. Каждый ученик требует индивидуального подхода в развитии здоровья и его сохранении на протяжении всего обучения. Развивая умственную деятельность, и укрепляя здоровье молодежи, мы способствуем развитию гармоничной личности,

Список используемой литературы

  1. Айдаркин Е.К. Интегральная оценка уровня здоровья человека на основе технологии индивидуальных психофизиологических портретов // Здоровьесберегающие технологии – основа качества образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.К. Айдаркина, Л.Н. Иваницкой. М.,2006. С.12-14.
  2. Дмитриев А.А. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии. Проблемы педагогической валеологии: Сб. науч. трудов / Под ред. В.В.Колбанова. СПб., 1997. С15-17.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.,2004. С37-39.
  4. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования // Перемены, 2000.№2, С.148-149
  5. Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей: Учеб.- метод. пособие. Ярославль, 2000.
  6. Коломинский Я.Л. Человек среди людей: Кн. для старшеклассников. — Мн.: Нар. асвета, 1987. — 239 с.
  7. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 288 с.