Урок-обобщение по теме "Гласные в приставках -пре- и -при-"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Закрепить правописание гласных в приставках пре-при;
  • Обогащать словарный запас, учить работать с толковым словарем, развивать речь;
  • Воспитывать любовь чтению, к родной литературе, творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование: мультимедийная доска, толковые словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, запишем число, классная работа и тему урока «Правописание гласных в приставках пре- и при-». (На доске) Сегодня мы обобщим полученные знания, и поможет нам А.С.Пушкин. В канун юбилейного года очень кстати обратиться к наследию писателя и посмотреть, как работает наше родное слово.

Введение в тему.

- Предлагаю начать урок с крылатой строки А.С.Пушкина и записать в тетрадь как ведущую идею урока:
(над доской висит высказывание)

«Друзья мои! Прекрасен наш союз!»

- Стихотворение посвящено лицею, в котором он учился, и его друзьям. Эта строчка стала крылатой, она о дружбе.
- Есть ли в предложении изученная орфограмма? Объясните правописание приставки пре-.
- В каких случаях пишется при-?

3. Проверка домашнего задания.

«Сочини сказку о пре-и при-». (2-3 ученика зачитывают)

4. Объяснительная работа. Выборочный диктант.

- Правило повторили. Обратимся к практике и выпишем слова на данное правило с объяснением из произведений А.С.Пушкина.

  1. Кто-то терем прибирал (неполнота) да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
  2. Еще ты дремлешь , друг прелестн.ый.(очень лестный, очень хороший, льстивый) (Из стихотворения «Зимнее утро».)
  3. Там о заре прихлынут (приближение) волны на брег песчаный и пустой. («Сказка о царе Салтане».)
  4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся (пере) бегу нетерпеливого коня.(«Зимнее утро»)
  5. 30 витязей прекрасных (очень) чредой из вод выходят ясных. («Сказка о царе Салтане»)
  6. А сидит в нем царь Гвидон; он прислал (присоединение) тебе поклон. (« Сказка о царе Салтане».)
  7. В тереме меж тем одна приберет (неполнота) и приготовит (запомнить) Им она не прекословит (пере- Лексическое значение? Не перечит.) («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

5. Самостоятельная работа. Буквенный диктант с взаимопроверкой (работа в паре).

Учитель читает.

Пр.касатьсяпр.увеличит
Пр.винтитьпр.городный
Пр.градитьпр.бить
Пр.старелыйпр.мчаться

- А теперь работаем самостоятельно и быстро.
(Затем появляется слайд с правильными ответами)

Прикасатьсяпреувеличит
Привинтитьпригородный
Преградитьприбить
Престарелыйпримчаться

- Ваша задача: записывать одни буквы.

Физминутка.

Не топнуть, а (притопнуть),
Не хлопнуть, а (прихлопнуть),
Не гнуться, а (пригнуться),
Не сесть, а (присесть).

- Все глаголы какую имеют приставку? Она с каким значением? (неполнота действия).

6. Работа со словарем.

- Как быть со словами, в которых пре-при не является приставкой? (Запомнить правописание, узнать его лексическое значение.)
- Знакомимся с новыми словами: приоритет, привилегия.
- Можете ли объяснить значение этих слов?
- Пусть Ваня и Лена обратятся к толковым словарям, а мы вспомним уже пройденные слова.
(1-2 ученика смотрят в Толковых словарях)
- Остальные работают устно – проверяют себя.
- Объяснить значение слова, их правописание, сравнить с правильным ответом на интерактивной доске.

1) пр зидент
Президент-это руководитель, глава государства, а также научных учреждений или деловых компаний.

2) пр зидиум
Президиум- это название руководящего органа собрания.

3) пр мьера
Премьера – это первое представление театральной пьесы.

4) пр тензия
Претензия – это притязание, заявление права на обладание чего-либо; поведение того, кто добивается признания за ним каких-нибудь достоинств, которые он себе приписывает.

5) пр митивный
Примитивный – это простейший и грубый по выполнению; недостаточно глубокий, слишком упрощенный.

6) пр ключение
Приключение –это происшествие, неожиданный случай в жизни.

-Что же мы узнали о новых словах?

Приоритет – это первенство по времени в открытии, в изобретении чего-нибудь ( быть первым).
Привилегия – преимущественное право, льгота.

-Можно ли сказать? Почему?

1. Унего был первый приоритет перед соперниками.
2. Первая премьера спектакля состоялась.

- Придумайте предложение со словом «привилегия».(Устно.)
- Придумайте предложение со словом «премьера», используя что-нибудь из творчества А.С.Пушкина.( Премьера оперы «Дубровский» в Большом театре состоялась.) Запишем предложение.

7. Работа с текстом.

( На интерактивной доска появляется текст.)

Прог.лодавшегося медведя запрут в пустой комнате, пр.вязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была дл.ною почти во всю комнату, только противоположный угол мог быть безопасным. Пр.водили обыкновенно н.вичка к двери этой комнаты, вталкивали его к медведю, двери зап.рались.

- Прочитаем предложения. Можно ли эти предложения назвать текстом?
(Да, все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.)
- Из какого произведения взят этот отрывок? Кто автор? (А.С.Пушкин. «Дубровский».)
- Какое название вы бы предложили? (Забавы русского барина.)
- Каков стиль: разговорный, художественный, научный, официально-деловой?
- Почему художественный стиль?
- Есть ли слова на изученные орфограммы? (привязав, приводили)
- Какие другие орфограммы вы могли бы назвать?
- А теперь самостоятельная работа.
- Далее самопроверка : на доске правильный текст или слова с пропущенными буквами.

8. Вывод.

- А теперь еще раз вспомним правило: когда пишем при-,пре-, с неясным значением? (Отвечают по очереди.) На интерактивной доске появляется правило.
- Что нового узнали? Строчки из произведений А.С.Пушкина показали, что приставки при- и пре- очень часто употребляются в нашей речи. И знать это правило нам необходимо.

9. Подведение итогов. Оценки.

10. Задание на дом. (На выбор.)

Творческая работа : написать сочинение-миниатюру со словами из рамочек или упражнение из учебника № 161, повторить параграф №32.

Приложение 1