Цель:
- Закрепить правописание гласных в приставках пре-при;
- Обогащать словарный запас, учить работать с толковым словарем, развивать речь;
- Воспитывать любовь чтению, к родной литературе, творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: мультимедийная доска, толковые словари.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, запишем число, классная работа и тему урока «Правописание гласных в приставках пре- и при-». (На доске) Сегодня мы обобщим полученные знания, и поможет нам А.С.Пушкин. В канун юбилейного года очень кстати обратиться к наследию писателя и посмотреть, как работает наше родное слово.
Введение в тему.
- Предлагаю начать урок с крылатой строки А.С.Пушкина и записать в тетрадь как ведущую идею урока:
(над доской висит высказывание)
«Друзья мои! Прекрасен наш союз!»
- Стихотворение посвящено лицею, в котором он учился, и его друзьям. Эта строчка стала крылатой, она о дружбе.
- Есть ли в предложении изученная орфограмма? Объясните правописание приставки пре-.
- В каких случаях пишется при-?
3. Проверка домашнего задания.
«Сочини сказку о пре-и при-». (2-3 ученика зачитывают)
4. Объяснительная работа. Выборочный диктант.
- Правило повторили. Обратимся к практике и выпишем слова на данное правило с объяснением из произведений А.С.Пушкина.
- Кто-то терем прибирал (неполнота) да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
- Еще ты дремлешь , друг прелестн.ый.(очень лестный, очень хороший, льстивый) (Из стихотворения «Зимнее утро».)
- Там о заре прихлынут (приближение) волны на брег песчаный и пустой. («Сказка о царе Салтане».)
- Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся (пере) бегу нетерпеливого коня.(«Зимнее утро»)
- 30 витязей прекрасных (очень) чредой из вод выходят ясных. («Сказка о царе Салтане»)
- А сидит в нем царь Гвидон; он прислал (присоединение) тебе поклон. (« Сказка о царе Салтане».)
- В тереме меж тем одна приберет (неполнота) и приготовит (запомнить) Им она не прекословит (пере- Лексическое значение? Не перечит.) («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
5. Самостоятельная работа. Буквенный диктант с взаимопроверкой (работа в паре).
Учитель читает.
Пр.касаться | пр.увеличит | |
Пр.винтить | пр.городный | |
Пр.градить | пр.бить | |
Пр.старелый | пр.мчаться |
- А теперь работаем самостоятельно и быстро.
(Затем появляется слайд с правильными ответами)
Прикасаться | преувеличит | |
Привинтить | пригородный | |
Преградить | прибить | |
Престарелый | примчаться |
- Ваша задача: записывать одни буквы.
Физминутка.
Не топнуть, а (притопнуть),
Не хлопнуть, а (прихлопнуть),
Не гнуться, а (пригнуться),
Не сесть, а (присесть).
- Все глаголы какую имеют приставку? Она с каким значением? (неполнота действия).
6. Работа со словарем.
- Как быть со словами, в которых пре-при не является приставкой? (Запомнить правописание, узнать его лексическое значение.)
- Знакомимся с новыми словами: приоритет, привилегия.
- Можете ли объяснить значение этих слов?
- Пусть Ваня и Лена обратятся к толковым словарям, а мы вспомним уже пройденные слова.
(1-2 ученика смотрят в Толковых словарях)
- Остальные работают устно – проверяют себя.
- Объяснить значение слова, их правописание, сравнить с правильным ответом на интерактивной доске.
1) пр зидент
Президент-это руководитель, глава государства, а также научных учреждений или деловых компаний.
2) пр зидиум
Президиум- это название руководящего органа собрания.
3) пр мьера
Премьера – это первое представление театральной пьесы.
4) пр тензия
Претензия – это притязание, заявление права на обладание чего-либо; поведение того, кто добивается признания за ним каких-нибудь достоинств, которые он себе приписывает.
5) пр митивный
Примитивный – это простейший и грубый по выполнению; недостаточно глубокий, слишком упрощенный.
6) пр ключение
Приключение –это происшествие, неожиданный случай в жизни.
-Что же мы узнали о новых словах?
Приоритет – это первенство по времени в открытии, в изобретении чего-нибудь ( быть первым).
Привилегия – преимущественное право, льгота.
-Можно ли сказать? Почему?
1. Унего был первый приоритет перед соперниками.
2. Первая премьера спектакля состоялась.
- Придумайте предложение со словом «привилегия».(Устно.)
- Придумайте предложение со словом «премьера», используя что-нибудь из творчества А.С.Пушкина.( Премьера оперы «Дубровский» в Большом театре состоялась.) Запишем предложение.
7. Работа с текстом.
( На интерактивной доска появляется текст.)
Прог.лодавшегося медведя запрут в пустой комнате, пр.вязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была дл.ною почти во всю комнату, только противоположный угол мог быть безопасным. Пр.водили обыкновенно н.вичка к двери этой комнаты, вталкивали его к медведю, двери зап.рались.
- Прочитаем предложения. Можно ли эти предложения назвать текстом?
(Да, все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.)
- Из какого произведения взят этот отрывок? Кто автор? (А.С.Пушкин. «Дубровский».)
- Какое название вы бы предложили? (Забавы русского барина.)
- Каков стиль: разговорный, художественный, научный, официально-деловой?
- Почему художественный стиль?
- Есть ли слова на изученные орфограммы? (привязав, приводили)
- Какие другие орфограммы вы могли бы назвать?
- А теперь самостоятельная работа.
- Далее самопроверка : на доске правильный текст или слова с пропущенными буквами.
8. Вывод.
- А теперь еще раз вспомним правило: когда пишем при-,пре-, с неясным значением? (Отвечают по очереди.) На интерактивной доске появляется правило.
- Что нового узнали? Строчки из произведений А.С.Пушкина показали, что приставки при- и пре- очень часто употребляются в нашей речи. И знать это правило нам необходимо.
9. Подведение итогов. Оценки.
10. Задание на дом. (На выбор.)
Творческая работа : написать сочинение-миниатюру со словами из рамочек или упражнение из учебника № 161, повторить параграф №32.
Приложение 1