Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщить и углубить знания учащихся по теме “Десятичные дроби”, способствовать закреплению знаний умений и навыков сравнения, сложения, вычитания и умножения десятичных дробей;
  • развивать любознательность, расширить кругозор учащихся;
  • тренировать внимание, память.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Повторить сравнение дробей;
  2. Повторить сложение и вычитание дробей;
  3. Закрепить умножение десятичных дробей.
  • Развивающие:
  1. Развивать внимание память и сообразительность учащихся;
  2. Развивать трудолюбие, самостоятельность в решении заданий;
  3. Развивать логическое мышление у детей.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать уважение друг к другу, уверенность в себе;
  2. Способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения математики.

Перед началом учитель обращается к учащимся с небольшим вступительным сообщением: “Ребята! Вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счета предметов появились числа 1,2,3 и т.д. – натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями ?, ?(половина, четверть), а затем и наиболее сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10,100,1000 и т.д., то есть записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными.

Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так, как обыкновенные. Например:

3 1/100 = 3,01.

Почему же десятичные дроби изучают специально? Чем заслужили они такое внимание?

Вспомним, что в записи любого натурального числа значение цифры зависит от занимаемого ею места, от ее позиции. Вот натуральное число 6036. Цифра 6 в первом разряде означает шесть единиц, а цифра 6 в четвертом – шесть тысяч единиц.

Если перемещаться по разрядам слева направо, то в записи чисел, которой мы пользуемся, единица каждого следующего разряда в 10 раз меньше единицы предыдущего. По этому же принципу записываются и десятичные дроби. Например, в дроби 6036, 24 единица первого разряда после запятой в 10 раз меньше единицы, взятой из разряда единиц, и т.д.

Разминка

1.Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8?

2.Между числами 3,4 и 3,5 поставьте число, большее 3,4 и меньшее 3,5.

3. Найдите устно сумму 20 чисел 0,1+0,2+0,3+…+1,9+1,9+2

4.Даны числа:0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных действий получилась 1.

5.Найдите устно значение выражения:

(13 – 2,46 : 3,54)• (0,5 – ?)

Докладчик: Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Правила действий тоже мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Дело только в запятой (демонстрирует способ сложения двух десятичных дробей). Умножение десятичных дробей можно свести к умножению натуральных чисел. Здесь нужно только уметь пересчитывать десятичные знаки во множителях и правильно ставить запятую в произведении (демонстрирует способ умножения двух десятичных дробей).

Затем, учащиеся решают примеры, заготовленные на интерактивной доске, и проверяют правильность решения. Правило заполнения клеток состоит в том, что ответ предыдущего действия становится в первую клетку следующего.

Таблица 1

Вариант 1 Вариант 2
1,4 + 0,6 = [ ]

[ ] – 1,7 = [ ]

[ ] • 1,2 = [ ]

[ ] : 9 = [ ]

[ ] + 0,96 = [ ]

[ ] – 0,2 = [ ]

[ ] • 0,5 = [ ]

[ ] : 0,02 = [ ]

2,6 + 0,4 = [ ]

[ ] – 2,8 = [ ]

[ ] • 1,8 =[ ]

[ ] : 12 =[ ]

[ ] + 0,97 =[ ]

[ ] – 0,1 =[ ]

[ ]• 0,5 =[ ]

[ ] : 0,15 =[ ]

Учитель: Большое удобство представляет используемая нами запись десятичных дробей для умножения и деления их на 10,100,1000 и т.д. Вы знаете, что при умножении на эти числа в десятичной дроби надо перенести запятую соответственно вправо на 1,2,3 и т.д. цифры, а при делении – влево на 1,2,3 и т.д. цифры. Посмотрим, как вы научились узнавать, во сколько раз уменьшилось, или увеличилось число от перенесения запятой.

(На интерактивной доске появляется слайд, на котором изображены человечки с колпаками на голове, с написанными на них цифрами. У того человечка, который ниже всех ростом, на колпаке знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду человечков-цифр, а учащиеся называют получившееся число и устанавливают, во сколько раз оно увеличилось или уменьшилось).

Докладчик: Десятичные дроби очень удобны в расчетах. Во-первых, величины, выраженные ими, можно записать с любой степенью точности и, во-вторых, эти величины легко сравнивать. Например: что больше 3/8 или 2/5? В такой форме записи трудно сравнить эти числа, а если их выразить десятичными дробями, то это сделать легко: 0,375 < 0,4

(На интерактивной доске изображена таблица, которая разбита на 9 одинаковых клеток. В каждой клетке написана десятичная дробь. Учащимся предлагается в течение одной минуты рассмотреть числа в таблице, мысленно располагая их в порядке возрастания. По знаку ребята, выстраивают числа в порядке возрастания. Начисление баллов идет по двум критериям: кто быстрее?, кто без ошибок?) Таблица 2

0,3 2,06 5,4
1,48 0,08 0,29
5,39 2,1 1.5

Самостоятельная работа.

(Учащиеся получают карточки с заданиями различного уровня.)

  1. 6,3 • 7 - 10,28 9. 0,271 • 30 + 1,25
  2. 0,7 • 32 + 2,07 10. 28 • 0,28 + 0,15
  3. 4 • 4,38 – 9,72 11. (16,84 – 12,37)• 23
  4. 11,56 + 2,36 • 2 12. (4,8 + 2,6)• 4 – 9,6
  5. 0,9 • 37 + 4,3 • 5 13. 4,8 • 13 – 0,3 • 27
  6. 36 • 0,17 – 2,19 14. 0,548 • 22 + 0,15
  7. 0,271 • 30 + 1,25 15. (14,48 + 3,65) • 20
  8. 3,18 •26 – 7,32 16. (26,35 – 14,45) • 13

В заключении учитель говорит о том, как важна точность в расчетах. Его слова подкрепляют учащиеся строками из стихотворения “Три десятых” В. Лифшица:

Это кто из портфеля швыряет в досаде.

Ненавистный учебник, пенал и тетради?

И сует свой дневник, не краснея при этом,

Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся лишь на три десятых!

Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,

Придирается строгая Марья Петровна.

Если б, строя ваш дом, тот в котором живете,

Архитектор немного ошибся в расчете –

Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?     

Этот дом превратился бы в груду развалин!     

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.     

Если б токарь в работе не очень был точен,     

Совершилось бы, Костя, большое несчастье,     

Разнесло бы турбину на мелкие части.     

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно    

И скажи – не права ль была Марья Петровна?    

Если честно подумаешь, Костя, об этом,   

То недолго лежать дневнику под буфетом!     

Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,

Жертва вечных придирок,- он снова провален.

И шипит, на растрепанный глядя задачник:

- Просто мне не везет!.. Просто я неудачник!.

Три десятых… Скажи про такую ошибку,

И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых… И все же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Три десятых – и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых аптека –

Станет ядом лекарство, убьет человека…

Рефлексия.

Оценка урока учащимися, самооценка, выводы и предложения. Учащийся ставит “+” в какой-то отдел листка рефлексии.

Листок рефлексии:

Резюме: результат рефлексии показал, что 98% учащихся уроком довольны, материал поняли.

Итог урока.