Цели урока:
- обобщить и углубить знания учащихся по теме “Десятичные дроби”, способствовать закреплению знаний умений и навыков сравнения, сложения, вычитания и умножения десятичных дробей;
- развивать любознательность, расширить кругозор учащихся;
- тренировать внимание, память.
Задачи:
- Образовательные:
- Повторить сравнение дробей;
- Повторить сложение и вычитание дробей;
- Закрепить умножение десятичных дробей.
- Развивающие:
- Развивать внимание память и сообразительность учащихся;
- Развивать трудолюбие, самостоятельность в решении заданий;
- Развивать логическое мышление у детей.
- Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу, уверенность в себе;
- Способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения математики.
Перед началом учитель обращается к учащимся с небольшим вступительным сообщением: “Ребята! Вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счета предметов появились числа 1,2,3 и т.д. – натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями ?, ?(половина, четверть), а затем и наиболее сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10,100,1000 и т.д., то есть записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными.
Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так, как обыкновенные. Например:
3 1/100 = 3,01.
Почему же десятичные дроби изучают специально? Чем заслужили они такое внимание?
Вспомним, что в записи любого натурального числа значение цифры зависит от занимаемого ею места, от ее позиции. Вот натуральное число 6036. Цифра 6 в первом разряде означает шесть единиц, а цифра 6 в четвертом – шесть тысяч единиц.
Если перемещаться по разрядам слева направо, то в записи чисел, которой мы пользуемся, единица каждого следующего разряда в 10 раз меньше единицы предыдущего. По этому же принципу записываются и десятичные дроби. Например, в дроби 6036, 24 единица первого разряда после запятой в 10 раз меньше единицы, взятой из разряда единиц, и т.д.
Разминка
1.Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8?
2.Между числами 3,4 и 3,5 поставьте число, большее 3,4 и меньшее 3,5.
3. Найдите устно сумму 20 чисел 0,1+0,2+0,3+…+1,9+1,9+2
4.Даны числа:0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных действий получилась 1.
5.Найдите устно значение выражения:
(13 – 2,46 : 3,54)• (0,5 – ?)
Докладчик: Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Правила действий тоже мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Дело только в запятой (демонстрирует способ сложения двух десятичных дробей). Умножение десятичных дробей можно свести к умножению натуральных чисел. Здесь нужно только уметь пересчитывать десятичные знаки во множителях и правильно ставить запятую в произведении (демонстрирует способ умножения двух десятичных дробей).
Затем, учащиеся решают примеры, заготовленные на интерактивной доске, и проверяют правильность решения. Правило заполнения клеток состоит в том, что ответ предыдущего действия становится в первую клетку следующего.
Таблица 1
Вариант 1 | Вариант 2 |
1,4 + 0,6 = [ ] [ ] – 1,7 = [ ] [ ] • 1,2 = [ ] [ ] : 9 = [ ] [ ] + 0,96 = [ ] [ ] – 0,2 = [ ] [ ] • 0,5 = [ ] [ ] : 0,02 = [ ] |
2,6 + 0,4 = [ ] [ ] – 2,8 = [ ] [ ] • 1,8 =[ ] [ ] : 12 =[ ] [ ] + 0,97 =[ ] [ ] – 0,1 =[ ] [ ]• 0,5 =[ ] [ ] : 0,15 =[ ] |
Учитель: Большое удобство представляет используемая нами запись десятичных дробей для умножения и деления их на 10,100,1000 и т.д. Вы знаете, что при умножении на эти числа в десятичной дроби надо перенести запятую соответственно вправо на 1,2,3 и т.д. цифры, а при делении – влево на 1,2,3 и т.д. цифры. Посмотрим, как вы научились узнавать, во сколько раз уменьшилось, или увеличилось число от перенесения запятой.
(На интерактивной доске появляется слайд, на котором изображены человечки с колпаками на голове, с написанными на них цифрами. У того человечка, который ниже всех ростом, на колпаке знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду человечков-цифр, а учащиеся называют получившееся число и устанавливают, во сколько раз оно увеличилось или уменьшилось).
Докладчик: Десятичные дроби очень удобны в расчетах. Во-первых, величины, выраженные ими, можно записать с любой степенью точности и, во-вторых, эти величины легко сравнивать. Например: что больше 3/8 или 2/5? В такой форме записи трудно сравнить эти числа, а если их выразить десятичными дробями, то это сделать легко: 0,375 < 0,4
(На интерактивной доске изображена таблица, которая разбита на 9 одинаковых клеток. В каждой клетке написана десятичная дробь. Учащимся предлагается в течение одной минуты рассмотреть числа в таблице, мысленно располагая их в порядке возрастания. По знаку ребята, выстраивают числа в порядке возрастания. Начисление баллов идет по двум критериям: кто быстрее?, кто без ошибок?) Таблица 2
0,3 | 2,06 | 5,4 |
1,48 | 0,08 | 0,29 |
5,39 | 2,1 | 1.5 |
Самостоятельная работа.
(Учащиеся получают карточки с заданиями различного уровня.)
- 6,3 • 7 - 10,28 9. 0,271 • 30 + 1,25
- 0,7 • 32 + 2,07 10. 28 • 0,28 + 0,15
- 4 • 4,38 – 9,72 11. (16,84 – 12,37)• 23
- 11,56 + 2,36 • 2 12. (4,8 + 2,6)• 4 – 9,6
- 0,9 • 37 + 4,3 • 5 13. 4,8 • 13 – 0,3 • 27
- 36 • 0,17 – 2,19 14. 0,548 • 22 + 0,15
- 0,271 • 30 + 1,25 15. (14,48 + 3,65) • 20
- 3,18 •26 – 7,32 16. (26,35 – 14,45) • 13
В заключении учитель говорит о том, как важна точность в расчетах. Его слова подкрепляют учащиеся строками из стихотворения “Три десятых” В. Лифшица:
Это кто из портфеля швыряет в досаде. Ненавистный учебник, пенал и тетради? И сует свой дневник, не краснея при этом, Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?.. В чем причина обиды его и досады? Что ответ не сошелся лишь на три десятых! Это сущий пустяк, и к нему, безусловно, Придирается строгая Марья Петровна. Если б, строя ваш дом, тот в котором живете, Архитектор немного ошибся в расчете – Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин? Этот дом превратился бы в груду развалин! Вот турбина, в ней вал токарями расточен. Если б токарь в работе не очень был точен, Совершилось бы, Костя, большое несчастье, Разнесло бы турбину на мелкие части. Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно И скажи – не права ль была Марья Петровна? Если честно подумаешь, Костя, об этом, То недолго лежать дневнику под буфетом! |
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя
Жигалин, Жертва вечных придирок,- он снова провален. И шипит, на растрепанный глядя задачник: - Просто мне не везет!.. Просто я неудачник!. Три десятых… Скажи про такую ошибку, И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку. Три десятых… И все же об этой ошибке Я прошу вас послушать меня без улыбки. Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен, А не будь инженер в чертежах своих точен, Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку, Не сказал бы спасибо тому человеку! Три десятых – и стены возводятся косо! Три десятых – и рухнут вагоны с откоса! Ошибись только на три десятых аптека – Станет ядом лекарство, убьет человека… |
Рефлексия.
Оценка урока учащимися, самооценка, выводы и предложения. Учащийся ставит “+” в какой-то отдел листка рефлексии.
Листок рефлексии:
Резюме: результат рефлексии показал, что 98% учащихся уроком довольны, материал поняли.
Итог урока.