Грустное впечатление производит ребёнок несообразительный, интеллектуально скованный, боящийся своих догадок и мнений, особенно если они отличаются от мнения взрослого. Поэтому способность к творчеству, фантазированию, нестандартным проявлениям своей личности нужно воспитывать с малых лет.
Когда-то К.С.Станиславский заметил, что в самой системе обучения есть нечто, уничтожающее детскую способность к творчеству, фантазированию. Именно поэтому современные педагогика и психология стремятся к построению таких обучающих систем, которые, помогаядостигнуть становления необходимых возрасту ребёнка новообразований, вместе с тем поощряли бы его воображение, стимулировали фантазию, строили бы ребёнка как творческую индивидуальность.
И одна из таких систем – это система обучающих игр. Сказать, что жизнь дошкольника – игра, не будет большим преувеличением: детство в нашем сознании действительно прочно связано с играми и игрушками. Исследования педагогов и психологов показывают, что игра способствует развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти, внимания, восприятия, являются своеобразным тренингом общения, социальных отношений ребёнка, помогает раскрытию его индивидуальных и личностных особенностей. Однако за кажущейся лёгкостью и забавностью игр и отношений стоит формирование серьёзных познавательных процессов. Скрытая в увлекательности и эмоциональности игр формирурующая работа преследует цель постепенного развития воображения, творческого самовыражения и индивидуальной фантазии детей на основе поэтапного формирования особой психологической структуры – знаково-символической функции сознания.
Под знаковой функцией в психологии понимается сложное, системное, многоуровневое образование, позволяющее человеку моделировать и преобразовывать во внутреннем плане создания объективный мир. Проще говоря, овладение разными видами и уровнями знаково-символической деятельности позволяет человеку пользоваться знаками естественных и научных языков; ориентироваться в символах разных наук, религии, искусства; выражать определённые смыслы на языках танца, графики, скульптуры; обучаться ремёслам инаукам; планировать свою деятельность, действовать в уме, видеть проблемы, формулировать гипотезы, экспериментировать, придумывать новое и т.д. Именно эти процессы лежат в основе воображения и творчества.
Суть воображения связывается с переработкой во внутреннем плане сознания реальных связей, отношений, свойств объектов и явлений действительности, с отысканием в них новой структуры или смысла, скрытых связей и сторон.
Работа воображения состоит в постоянном, индивидуальном уклонении от уже найденной и указанной формы, причём в таком уклонении, которое хоть и индивидуально, но непроизвольно – ведь недаром истинно творческая игра воображения рождает отклик у всех.
Эти индивидуальные уклонения по своей природе есть моделирующие и экспериментирующие действия. С их помощью человек как бы примеривает свойства одних объектов к другим и смотрит: а что получилось? Но, чтобы уметь моделировать новые образы из ранее воспринятого и осмысленного материала, надо научиться отображать реальные объекты во внутреннем плане сознания, т.е. заменить реальность знаковой, символической, образной копией. Этому способствует освоение действий замещения, благодаря которым реальные вещи заменяются словами, образами и т.п.
А всё вместе это означает, что для стимулирования фантазии и творческих действий надо сформировать три знаково-символических процесса:
- замещение;
- моделирование;
- экспериментирование.
Конечно, для дошкольного возраста можно говорить лишь о началах моделирования и зачатках экспериментирования, потому что эти процессы развиваются на протяжении всей жизни человека, чему способствует обучение и собственная интеллектуальная деятельность. А вот замещение – это специфический процесс дошкольного детства.
Формирование процесса замещения должно быть освоено детьми 3-4 лет. И как будут развиты и сформированы навыки замещающей деятельности, лежащей в основе мышления и воображения (использование предметов в функции других, ориентировка в разных знаковых системах, кодирование, схематизация, видение в предмете обобщающего символа класса вещей и т.д.), зависит дальнейшее развитие знаково-символической функции.
Изучив литературу по данной теме и проанализировав диагностику исследования развития знаково-символической функции у детей, решили разделить свою дальнейшую работу на три этапа.
Первый этап – дети 5-6лет.
Задача: обучить некоторым навыкам моделирования, лежащим в основе воображения, на базе уже сформированных операций замещения, а также продолжать работу над формированием процесса замещения (операции разложения целостного образа на признаки; ассоциирование; перевод реальности на разные знаковые языки; привнесение в образ нового системообразующего признака и т.д.).
Второй этап – дети 6-7 лет.
Задача: формировать операции моделирования и элементов простейшего экспериментирования на базе освоения замещения: операций анализа и синтеза, опережающего отражения, свободного ассоциирования, перевода реальности на разные знаково-символические уровни, порождения новых образов, оперирование образами в сознании, отстранения образов и их частей, видения противоречивых сторон мысленного образа и пр.
Третий этап – дети 5-6 лет.
Задача: формировать у детей операции экспериментирования, умений искать и находить проблемы, формировать гипотезы, строить замыслы, находить пути решения задач и т.д.
На всех этапах формирующей работы отмечено повышение мотивации достижения каждого ребёнка: чем сильнее он втягивается в предложенную систему игр, тем чаще ему хотелось справиться с предлагаемой задачей, добиться результата, решить её, и не просто решить, а решить наилучшим образом. Дети стали интеллектуально активнее, решительнее, научились искать информацию, ставить вопросы, формулировать гипотезы, экспериментировать – пусть пока лишь с игрушками, пластилином и карандашами. Впереди у них школьная жизнь, в которой заложенные умения и способности будут развиваться.
Игра второго этапа: «Домино из пуговиц».
Задача: научить детей выделять различные признаки предметов.
Материал: коробка с набором из 20-30 пуговиц, отчётливо различающихся между собой по: цвету, размеру, форме, материалу изготовления, числу дырочек, наличию ножки, узору на поверхности.
Руководство: взрослый предлагает детям поиграть в домино из пуговиц, объясняет правила игры (не отличаются от правил домино) и вместе с детьми выделяет признаки, по которым различаются пуговицы. Каждый играющий получает по 5-6 пуговиц, произвольно вынутых из коробки. Взрослый играет вместе с детьми и кладёт первую пуговицу ряда. Каждый играющий в свою очередь должен положить в создаваемый ряд свою пуговицу и назвать, какой признак у неё общий с пуговицей, лежащей последней. После каждого хода ребёнок дополняет и свой набор одной пуговицей, доставаемой из общей коробки. Игра ведётся по принципу домино, пока не закончатся все пуговицы. Когда все пуговицы использованы, взрослый просит объединить признаками первую и последнюю пуговицы ряда, и сворачивает ряд в кольцо. Взрослый должен следить за разнообразием указываемых детьми признаков, чтобы они не руководствовались всё время только одним признаком, например, цветом или формой, а старались называть каждый раз новый признак.
Игра третьего этапа: «Весёлое соревнование».
Задача: научить детей создавать много из одного.
Материал: листы альбомной бумаги – матрицы, расчерченные на квадраты со стороной 3 см (по1-3 листа на каждого играющего ребёнка). В каждом квадрате одного листа изображён один и тот же фрагмент – лекало: кружок, квадратик, треугольник, скобка, волна, пунктир, стрелка и т.д. Наборы цветных карандашей и фломастеров.
Руководство: взрослый показывает детям игровой лист и сообщает, что лекало с помощью карандашей и фломастеров можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребёнок получает лист- матрицу (на выбор), карандаши и фломастеры, должен дополнить все лекала до разных изображений. Взрослый просит, чтобы в каждом квадратике обязательно были выполнены разные рисунки, а не шаблоны, и изображения были названы.