Эти забавные животные

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Конкретизировать, углубить, систематизировать знания о природе и животных пустыни;
  • Научить учащихся анализировать, делать выводы, развивать наблюдательность в процессе демонстрации экранных пособий;
  • Воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к животным, способствовать патриотическому и правоохранительному воспитанию.

Тип урока: урок введения в тему.

Методы обучения:

  • Словесный,
  • Наглядный,
  • Эвристический.

Оборудование:

  • Сюжетные таблицы,
  • Предметные картинки,
  • Таблицы с ответами;
  • ТСО: магнитофон, диапроектор, диафильмы, аудиозапись;
  • Доп. литература, костюмы героев, призы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Новая тема.

(Звучит запись на магнитофоне)

- Многие ребята думают: раз пустыня - значит, там совсем пусто. Один песок да солнце - больше ничего. Да конечно - небо безоблачно солнце палит беспощадно. Часто за все лето не выпадает ни капли дождя. Солнце так сильно нагревает поверхность, что температура ее поднимается до 80 С. В какое время без труда можно испечь яйцо на раскаленном песке. Но если попадешь в пустыню весной, глазам своим не поверишь: зеленый ковер, сплошь затканный алыми узорами — трава и маки! Кусты! В кустах звенят птицы. Вот тебе и пустыня!
- Но это бывает лишь весной. Проходит несколько недель — и нет больше яркого ковра. А почему? Не хватает влаги, Палящее солнце сушит землю. И тогда просыпаются высокие песчаные волны — барханы. Раскаленный ветер поднимает тучи песчаного песка. не видно ни неба, ни солнца.
- Среди песков видны кусты и даже деревья. Например, саксаул. Листья саксаула настолько малы, что ветки кажутся голыми. У песчаной акации листочков вовсе нет — превратились в тонкие колючки.
- Там и тут видны следы животных и насекомых. Все они очень быстро передвигаются. Этим они спасаются не от врага, а от того, что они не могут долго стоять на раскаленном песке.
- Вот и оказывается, что пустыня вовсе не пуста.

Вот я и вспомнила о старике Хоттабыче, это джин-волшебник, он был знатоком географии, бывал в пустынях еще задолго до того, как очутился в глиняном кувшине и просидел там много столетий.

(Появляются мальчики в костюмах старика Хоттабыча и Яртыгулака сказочный герой-«Пол-уха»).

Хоттабыч: Мир тебе, о прекрасный юноша!
Яртыгулак: Доброго здоровья, дедушка!
Хоттабыч: Из каких краев ты родом, юноша?
Яртыгулак: Из Каракум
Хоттабыч: Ай-я-яй! За какие грехи покарала тебя судьба? Каракумы - гиблое место, мертвые пески! Бывал я там. От колодца до колодца караван верблюдов идет неделями. Истомишься от жары, пока доберешься до оазиса. Воды на вес золота. Так что жаль мне тебя, о несчастный юноша.
Яртыгулак: Да что меня жалеть? В моем селение сады цветут, дыни, арбузы - слаще меда, журчит вода в каналах-арыках. Поле хлопчатника. Среди песков течет река-канал. По реке плывут корабли, рыбаки ловят рыбу.
Хоттабыч: Рыбу? В пустыне? Твои слова, о юноша, похожи на сказку. Но меня не проведешь. Не верю ни единому слову твоему. Сейчас, я прошепчу волшебное слово и полечу на ковре-самолете проверить твои слова. Ага, вот я вижу реку, это огромный канал - Каракумский канал. Воды вдоволь. Много хлопчатника. И рыбу здесь ловят. Люди строят города, прокладывают железные дороги; вдоль дорог сажают леса, этим останавливают сыпучие пески (при рассказе дети пользуются таблицами: «В пустыне», «Каракумский канал»).

III. Закрепление.

1. Ученица рассказывает о кулане.

- Кулан необычно быстрое и очень выносливое животное. Куланы легко бегают по крутым и каменистым склонам гор, избегая лишь узких ущелий. Они хорошо плавают и без труда переправляются через широкие реки.
Подойти к кулану ближе, чем за полтора километра невозможно, однако мимо лежачего человека он может спокойно пройти на расстоянии 10-15 м, т.к. зрение у него верхнее.
Куланы молчаливы и кричат редко. Крик напоминает крик осла. С другими животными куланы миролюбивы, но овец они не любят и часто нападают на них. Разозленный кулан очень свиреп, сбив жертву с ног, он топчет и рвет зубами.

Вопрос задает Старик Хоттабыч:

1) Что означает крик самца-кулана?

а) Созывает табун.
б) Зовет самку.
в) Просит есть.

Oтвeт: призывной сигнал, подзывает табун.

2) Что означает крик самки?

а) Подзывает самца.
б) Подзывает куланенка.
в) Зовет пастись.
(За правильный ответ — зверика)

2. Рассказ о ежах. Учитель.

- Немецкий фермер поймал ежиху на своей усадьбе и посадил ее в ящик. Вскоре она родила ежат. Он не знал, чем кормить ежиху и ее детенышей. Предлагал ей различные корма, даже яблоки. Но ежиха не ела и худела, а два ежонка погибли от недостатка молока. После, фермер посадил в ящик гадюку. Голодная ежиха набросилась на змею, которая стала кусать ежиху в голову, в нос. Наблюдавший фермер ждал развязки, думал, погибнет ли ежиха?

3) Вопрос: Погибнет ли ежиха, если к ней в ящик посадить ядовитую змею?

а) Погибнет.
б) Уцелеет
в) Будет медленно умирать.

Ответ: (сама). Но она не погибла. Ежи могут питаться и ядовитыми змеями. Яд на них оказывает очень слабое действие. Если к голодному ежу посадить лягушку, он ее съест. Но охотится на нее сам не будет. На мышей охотится редко.

3. Рассказ о черепахах.

- В пустыне на бархане можно увидеть след, словно проехал игрушечный экскаватор. Полоска гладкая, точно змея проползла, и блестит. Как стекло.
Это черепашьи следы, как печать. Черепахи живут 200-300 лет. Они долгожители. Если увидишь след, то скоро его потеряешь, точно след сквозь землю провалился. Под саксаулом у нее норка. Если прокопать около метра, то можно задеть за что-то твердое. Это черепаха спит себе и не думает ни о чем.

4) Вопрос: В какое время года черепаха ложится в спячку?

а) Летом.
б) Осенью.
в) Зимой.

(Пишут на листочках, опрос у детей)

Ответ: Для жителей песков черепаха олицетворяет дремоту, леность. Жаркий зной наступает в конце мая. В это время черепаха находит себе пристанище в чьей-нибудь заброшенной норе, зарывается глубже и засыпает. И спит все лето. А осенью она выползает наружу.

Затем идет диафильм с изображением верблюда.

4. Ученица рассказывает о верблюде.

- Из всех домашних животных пустыни самое выносливое и неприхотливое — верблюд. Для него не нужно заготавливать корм и строить помещение: он питается травами и круглый год может жить под открытым небом, ни страдая ни от жары, ни от холода. Верблюд все свои припасы носит с собой. В горбах верблюда — около 100 кг жира, который служит ему в пути едой и питьем. Верблюдица дает от 5 до 15 л густого жирного молока ежедневно. Каждый год со взрослого верблюда снимают около 12 кг тончайшей длинной шерсти. От одного верблюда можно получить до 250 кг мяса, 8-10 кг сала. Верблюд кормит, поит, одевает человека, да еще перевозит по любому бездорожью, в любую погоду. У верблюда острое острое зрение, он видит движение человека за 1 км, тогда он перестает есть и наблюдает.

5) Вопрос: Как дерутся верблюды?

а) Кусают друг друга,
б) Давят шеями и валят
в) Дерутся ногами.

Ответ: В январе — феврале верблюды гуляют, они давят шеями друг на друга, стараясь свалить с ног.

Просмотр диафильма о змеях.

5. Рассказ ученицы о змее-эфе.

- В Средней Азии нередко можно встретить змей. Идешь по горной тропинке и вдруг остановишься, как вкопанный. Потому что прямо перед тобой дремлет пригревшись на солнышке огромная толстая и очень ядовитая змея-гюрза. Проснется от шагов, поглядит на тебя, прошипит для страху и неторопливо скользнет в сторону. В пустыне живет змея эфа, на голове сверху будто летящая птица нарисована. Шипит эфа, как вода на раскаленную сковороду льется.

6) Вопрос: Чем издает звук змея-эфа?

а) Горлом.
б) Чешуйками
в) Языком.

7) Вопрос: Чем слышат змеи?

а) Ушами.
б) Телом
в) Свой вариант

Ответ: Змея шипит не ртом, а чешуйками, шевелит боками и трет чешуйки друг о друга, вот и получается звук. У змей нет ушей. Они глухие, но зато всем своим телом чувствуют сотрясение земли под ногами идущего человека.

IY. Итог урока. Учитель подводит итоги, награждает победителей.

V. Дом. Задание.