Использование устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства на уроке русского языка в 4-м классе "Обобщение по теме «Предложения с однородными членами»"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепить знания об однородных членах предложения и постановки знаков препинания между ними.

Задачи урока:

1) развивать навык определения однородных членов предложения и  постановки запятых между ними;
2) совершенствовать знания о второстепенных членах предложения;
3) развивать орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память,  логическое мышление и эстетический вкус;
4) знакомить с творчеством В.И. Даля и прививать уважение к его  наследию;
5) прививать через пословицы любовь к труду;
6) прививать любовь к народно-прикладному искусству через выставку изделий с хохломской росписью.

Ход урока

1. Сообщение эпиграфа урока:

У. Эпиграфом нашего урока послужит пословица:

“Повторенье – мать ученья”

(Пословица)

У. Как вы её понимаете?

2. Сообщение темы и задач урока.

У. Сегодня на уроке мы:

1) закрепим знания об однородных и второстепенных членах предложения и знаках препинания между ними;

2) углубим свои знания о творчестве В.И. Даля;

3) расширим представления об устном народном творчестве декоративно-прикладном искусстве.

3. Работа над ошибками.

Учащиеся просматривают предыдущую классную и домашнюю работу и, пользуясь таблицей орфограмм (Приложение 1), самостоятельно по образцам проводят работу над ошибками. При затруднениях детей в подборе проверочных слов учитель оказывает индивидуальную помощь.

Для детей, не имеющих ошибок, задание на доске:

У. Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную проверяемую безударную гласную в корне слова: (слова на доске).

т.рпенье - …
повт.ренье - …

4. Словарная работа. Углубление знаний о хохломской росписи.

У. Перед вами выставка деревянной посуды (Приложение 2, слайд № 1) и выставка ваших рисунков изделий с этой росписью (Приложение 2, слайд № 2).

В каком стиле расписана посуда?

Назовите пропущенные непроверяемые безударные гласные в слове х.хл.ма

(Приложение 2, слайд № 2),

У. Запишите это слово, придумайте словосочетания с ним.

Дети записывают: хохломская роспись, хохломские художники, хохломская посуда.

5. Развитие зрительной памяти и орфографической зоркости:

У. Я на 1 минуту покажу вам предложение. Вы должны его прочитать, запомнить и записать без ошибок.

Хохлома передаёт красоту живой природы.

Проверка записи. (Учитель снова показывает предложение, дети проверяют, педагог выясняет сколько человек записали правильно всё предложение).

6. Синтаксический разбор записанного предложения.

Слабые учащиеся при затруднении пользуются таблицей “Порядок синтаксического разбора” (Приложение 3).

7. Углубление знаний учащихся о творческом наследии В.И. Даля.

У.Искусство хохломской росписи зародилось более двухсот лет тому назад в Нижегородской губернии на берегах реки Волги. Когда любуешься хохломой, то вспоминаешь пословицу:

“Хорошая работа два века живёт” (Приложение 2, слайд № 3)

Сегодня на уроке мы будем определять однородные члены предложения в пословицах о труде. Познакомиться с множеством русских пословиц мы можем по сборнику Владимира Ивановича Даля “Пословицы русского народа”, Москва, “Дрофа”, 2002 г.

(Учитель выставляет книгу на выставку).

(Приложение 2, слайд № 4)

У. Владимир Иванович Даль родился в 1801 и умер в1872 году. Он был морским офицером, писателем, этнографом, лексографом. Он очень любил русскую пословицу, которая стала девизом его жизни: “Живое слово дороже мёртвой буквы”. Даль в свободное от службы время объездил всю Россию, изучая язык русского народа.

  • В 1862 году он издаёт сборник “Пословицы русского народа”, который вмещает около 30 000 пословиц;
  • С каким трудом В.И. Даля мы уже встречались раньше на уроках русского языка?

  • В 1866 году издаёт “Толковый словарь живого великорусского языка”, в котором объясняет значение более 200 000 слов.

Его трудами мы пользуемся и сейчас, поэтому пословицу “Хорошая работа два века живёт” можно отнести и к творчеству В.И. Даля.

8. Закрепление знаний об однородных членах предложения.

У. Почемучка снова задаёт нам вопросы:

  • Какие члены предложения называются однородными?

(Приложение 2, слайд № 5)

  • Как связаны между собой однородные члены?

(Приложение 2, слайд № 6)

  • Когда между однородными членами ставится запятая?

(Приложение 2, слайд № 7)

Слабые учащиеся при затруднении пользуются таблицей “Знаки препинания в предложениях с однородными членами” (Приложение 4).

  • Когда между однородными членами не ставится запятая?

Слабые учащиеся при затруднении пользуются таблицей “Знаки препинания в предложениях с однородными членами” (Приложение 4).

  • Какие члены предложения могут быть однородными?

(Приложение 2, слайд № 8)

9. Физминутка для головного мозга.

Выписывание в воздухе восьмёрок двумя руками в разных направлениях под музыку в быстром темпе.

10. Повторение правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами

У. Эпиграфом нашего урока является русская пословица “Повторенье – мать ученья”, поэтому повторим правило о знаках препинания в предложениях с однородными членами.

11. Закрепление.

11.1 Разноуровневые индивидуальное задания по карточкам. (Приложение 5).

11.2 Задания для всех учащихся:

№ 1:

У. Прочитайте на доске пословицу, объясните её смысл, спишите, объясните постановку запятой:

Шевелись, работай – ночь будет короче. (…)

Учащиеся находят и подчёркивают однородные члены предложения и схематично обозначают их в скобках.

№ 2:

У. Объясните смысл пословиц, спишите их с доски, вставив нужные по смыслу союзы и запятые:

Не игла шьёт руки. (…)

Терпенье труд всё перетрут. (,,,)

Учащиеся при списывании вставляют необходимый союз и запятую, схематично обозначают однородные члены предложения в скобках.

№ 3:

У. Раскройте скобки и запишите пословицу, вставив нужный по смыслу союз и запятую по мере необходимости:

Гуляй (дела не забывай). (…)

Физминутка для глаз. Дети под медленную спокойную музыку следят глазами за указкой, которая по специальной таблице для глаз выписываются различные фигуры; смотрят на кончик носа, влево, вправо, вверх, вниз; вращают глазами по кругу в разных направлениях.

№ 4 Развитие речи:

У. Дополни предложения подходящими по смыслу однородными членами по заданной схеме:

В классе я дружу с _ _ _ и _ _ _ .

12. Работа по учебнику:

Стр. 198, упр. 78 (2 предложения)

13. Домашнее задание:

Стр. 198, упр. 78 (остальные предложения), правило.

14. Итог урока.

У. Какие члены предложения называются однородными?
Когда между однородными членами ставится запятая?
Когда между однородными членами не ставится запятая?
С какими трудами В.И. Даля вы познакомились?
Как называется изображение на чёрном фоне травяного узора на посуде?

15. Оценивание работы учеников на уроке.