В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Игра – это всегда воображаемая ситуация с соответствующими персонажами. От участников игры требуется проявление исторических знаний, фантазии и театральных способностей. Игра – мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного процесса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть.
Данный урок призван обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; продолжить развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, умение аргументировать, сопоставлять различные точки зрения.
О проведении урока-викторины учащиеся предупреждены заранее. На подготовительном этапе из учеников класса формируется 3 команды. Каждая команда определяет свое название и выбирает капитана. Члены команд готовят сценки из жизни Древней Греции. Учитель является ведущим викторины, жюри выбирается из учеников параллельного класса или старшего класса.
Основной этап урока-викторины идет по намеченному плану. Возможные отступления, вопросы, ситуации решаются учителем.
На оценочном этапе игры учащиеся проводят рефлексию. Каждый ученик получает лист-анкету, где сам оценивает свою работу на уроке.
1. Начинается урок с представления команд. За название и приветствие начисляется 3 балла.
2. Затем проводится викторина вопросов “Разминка”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы:
1.Какое море омывает восточное побережье Греции?
2. Где находилось царство Одиссея?
3. Кто такой Дедал?
4. Чем знаменит Тесей?
5. Что такое фреска?
6. В каком произведении мы встречаемся с Циклопом?
7. Назовите столицу Аттики.
8. Как называлась рыночная площадь в Афинах?
9. Что такое колония?
10. Как называли себя греки?
11. Какой бог покровительствовал мореплаванию?
12. Кто такой оратор?
13. Кто был предводителем ахейцев в Троянской войне?
14. Помните ли вы имя главного героя троянцев?
15. Кто такой стратег?
3. Домашнее задание команд.
Команды-соперницы должны назвать героев каждой сценки и событие, которое они отображают. За правильный ответ – 5 баллов.
4. Конкурс капитанов “Найди правильный ответ”.
Капитанам выдаются листы с вопросами. Необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Греки верили, что главные боги живут во дворцах…
а) острова Крит
б) высоко в небе
в) на вершине Олимпа
2. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:
а) Иштар
б) Ариадной
в) Семирамидой
3. Три греческие богини обратились за разрешением спора о золотом яблоке с надписью “Прекраснейшей” к царевичу:
а) Тесею
б) Эгею
в) Парису
4. По преданию, происхождение названия “Эгейское море” связано с именем царя:
а) Афин
б) Пилоса
в) Микен
5. Они “писаны не чернилами, а кровью”. Так греки говорили о законах:
а) Миноса
б) Ману
в) Дракона
6. В Афинском полисе Совет знати назывался:
а) архонтом
б) ареопагом
в) кастой
7. Рождение греческого театра связано с праздниками в честь бога:
а) Диониса
б) Зевса
в) Посейдона
8. Греческая письменность была составлена на основе:
а) китайской иероглифики
б) финикийского алфавита
в) клинописи Междуречья
9. Посещение театральных представлений было:
а) бесплатным для всех желающих
б) бесплатным для почетных гостей
в) платным для всех
10. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы, называлась:
а) кисточкой
б) писалом
в) стилем
5. В то время, пока капитаны команд выполняют задание, среди остальных членов команд проводится конкурс “Узнай книгу и автора”. За правильный ответ – 5 баллов.
1 текст:
“Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же
Плотной веревкой они по рукам и ногам привязали
К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем
шевельнуться.
Снова под сильными веслами вспенилась темная
влага.
Но в расстоянье, в каком призывающий голос бывает
Внятен, сирены увидели мимо плывущий корабль
наш”.
(Гомер, “Одиссея”)
2 текст:
“Едва успевши на престол родительский
Усесться, сразу должности и званья
Богам он роздал, строго между ними власть
Распределил. А человечьим племенем
Несчастным пренебрег он. Истребить людей
Хотел он даже, чтобы новый род растить.
Никто, кроме меня, тому противиться
Не стал. А я посмел. Я племя смертное
От гибели в Аиде самовольно спас”.
(Эсхил, “Прометей прикованный”)
3 текст:
“Храбрый! Почти ты богов! Над моим злополучием
сжалься,
Вспомни Пелея отца: несравненно я жальче Пелея!
Я испытую, чего на земле не испытывал смертный:
Мужа, убийцы детей милых, руки к устам прижимаю!”
(Гомер, “Илиада”)
4 текст:
“Всякий раз, когда карфагеняне прибывают к
тамошним людям, они
выгружают свои товары на берег и складывают в
ряд. Потом опять
садятся на корабли и разводят сигнальный дым.
Местные же
жители, завидев дым, приходят к морю, кладут
золото за товары
и затем уходят. Тогда карфагеняне высаживаются
на берег для
проверки: если они решат, что количество золота
равноценно
товарам, то берут золото и уезжают. Если же
золота, по их мнению,
недостаточно, то купцы опять садятся на корабли и
ожидают”.
(Геродот, “История, IV,196)
Подводятся итоги конкурсов.
6. Конкурс “Объясните происхождение выражений”.
Каждая команда получает карточки с 5 выражениями. За правильное объяснение жюри выставляет по 2 балла за верный ответ.
- “Под эгидой” - “Рог изобилия”
- “Двуликий Янус” - “Олимпийские игры”
- “Титанический труд” - “Геракловы столпы”
- “Сын Эскулапа” - “Гомерический смех”
- “Ахиллесова пята” - “Нить Ариадны”
7. Конкурс кроссвордов.
Каждой команде выдается лист с кроссвордом. Жюри выставляет по 1 баллу за каждое правильно разгаданное слово.
10 | 11 | 13 | 15 | 16 | ||||||||||||||||
9 | 12 | 1 | 14 | 17 | ||||||||||||||||
2 | 3 | |||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | 7 | |||||||||||||||||||
8 |
По горизонтали:
1. Богиня земли. (Гея)
2. Имя младшего сына Нестора, сопровождавшего Телемаха в его поездке в царство Менелая. (Писистрат)
3. Богиня подземного царства. (Персефона)
4. Имя деда Ахиллеса. (Зак)
5. Какое имя часто прилагается к Гермесу в поэмах? (Эрмий)
6. Кто из богов покровительствовал Одиссею? (Афина)
7. Сын Посейдона, отец пилосского царя Нестора. (Нелей)
8. Пророчица, дочь Приама и Гекубы, уведенная после падения Трои в плен Агамемноном. (Кассандра)
По вертикали:
9. Эпитет Афродиты. (Киприда)
10. Одно из двух чудовищ, плавание мимо которого было опасно; жило в мрачной пещере под скалой. (Сцилла)
11. Дочь Зевса и Лето (Латоны), богиня охоты. (Артемида)
12. Как называлась нимфа речных вод? (Наяда)
13. Как называлась жертва в сто быков? (Гекатомба)
14. Остров в Кикладском архипелаге, откуда были родом Аполлон и Артемида. (Делос)
15. Бог, преследовавший Одиссея. (Посейдон)
16. Бог огня и кузнечного ремесла. (Гефест)
17. Один из женихов Пенелопы, наиболее назойливый. (Антиной)
Итоги урока подводят члены жюри и учитель, объявляется команда-победитель.
На этапе рефлексии каждый ученик получает лист-анкету, помогающий оценить школьникам свой труд.
1. Дайте ответы на вопросы.
а) Как я усвоил материал?
- получил прочные знания, усвоил все вопросы (10 баллов)
- усвоил материал частично (7 баллов)
- необходимо еще поработать (4-6 баллов)
б) Как работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
- везде справился сам, удовлетворен своей работой (9-10 баллов)
- допустил ошибки (на каком этапе?) (7-8 баллов)
- не справился (с какими заданиями?) (4-6 баллов)
в) Как работала команда?
- дружно, совместно разбирая задания (9-10 баллов)
- активно участвовали в обсуждении не все (7-8 баллов)
- работа вялая, неинтересная, много ошибок (4-6 баллов)
2. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось?
Литература
“В союзе с Клио”, Москва, 1998 г.
Г.И.Старобинская “Вопросы и задания по истории Древнего мира 5 класс”, Москва, 2003 .