Проблема ценностей и цели воспитания.
Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется;
быть везде – значит не быть нигде.
М. Монтень
Цель – определяющая характеристика любой воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других. В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих воспитательных систем. Диапазон различий между целями широк – от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Огромная масса учащейся молодежи влилась в новую систему общественных и межличностных отношений в условиях рынка. При этом система воспитания дала сбой. Произошла переориентация целей и ценностей, расслоение целей людей и общества. Растерянность педагогов, семьи, отсутствие общественных организаций, которые ранее решали задачи воспитания, усугубили проблему.
Поспешность в отторжении традиционных ценностей, по мнению академика Н.Д. Никандрова, не оправдана: «Они не создаются по заказу (хотя могут быть заказным путем оформлены в некоторый связный текст), они вызревают столетиями и тысячелетиями. Например, многое из того, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось, по крайней мере, со времен принятия христианства на Руси, т.е. с конца Х века». Большинству людей не безразлично, как меняются жизненные ценности, ибо они определяют нравственный облик и поведение человека. Это особенно важно теперь, когда идет процесс интеграции России в мировую систему. В этом процессе не должно быть бездумного принятия чужих ценностей, равно как и отчуждения тех, которые имеют общечеловеческое значение. В системе ценностей фиксируются общечеловеческие ценности, на основе которых развертываются социальная регуляция и целенаправленные действия людей. Субъективные оценки могут не совпадать с общественно значимыми характеристиками соответствующих ценностей, поэтому требуют изучения их проявления при решении целей и задач воспитания подрастающих поколений.
В нашем современном обществе наблюдается «война» ценностей. Наряду с общечеловеческими, гуманистическими ценностями реально существуют и проявляются самые разные цели и идеалы воспитания, среди них:
- Авторитарные цели формирования безынициативного исполнителя;
- Личностно-эгоистические цели, утверждающие стремление к наживе, к меркантилизму и его господству над нравственностью;
- Националистические идеи, разжигающие шовинизм и сепаратизм, сеющие вражду между народами;
- Цели, утверждающие принципы аполитичного воспитания;
- Религиозные идеалы и цели, утверждающие абстрактно-гуманистические заповеди, опирающиеся на духовную культуру, представленную в религиозной форме;
- Анархически-разрушительные цели, подкрепляемые стихийными митинговыми страстями, террором и насилием; монархические идеалы и цели, увлекающие молодежь, потерявшую социальные ориентиры, дворянскими традициями;
- Преступно-романтические цели достижения свободной и легкой жизни, падения дисциплины в учебном заведении, расшатывания системы всеобщего среднего образования, усиление внимания преступного мира к молодежи как подрастающему резерву;
- Эгоистические цели культа сильной личности, отвергающей нраственность и совесть, готовой на жестокость ради утверждения власти сильных.
Это многообразие умонастроений и целей, охарактеризованное Б.Т. Лихачевым, присутствует в общественном сознании, оказывает мощное влияние на молодежь. Поэтому сегодня так важно разобраться и сориентироваться в вопросах о целях и задачах воспитания.
Известно, что с древнейших времен люди пытались обосновать и описать моральные нормы, облик идеального человека как средоточия определенных ценностей – добродетелей: «чти отца твоего и мать твою», «не кради», «не лжесвидетельствуй», не пожелай добра ближнего твоего» и т.д. Все они воспринимаются на житейском уровне положительными общечеловеческими норами поведения.
Во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, утверждаются такие ценности для всех людей, как свобода, равенство, братство.
В «Прогностической концепции целей и содержания образования» дан несколько иной реестр ценностей:
- Стремление к истине;
- Социальное благополучие общества;
- Социальная справедливость;
- Нравственные гуманистические нормы;
- Приобретение знаний;
- Уважение к умельцам и талантам;
- Порядочность в крупном и в мелочах;
- Собственное достоинство;
- Ценность личности;
- Здоровье;
- Сохранность природы;
- Социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества;
- Доброжелательность в отношениях и взаимопомощь;
- Гуманистическая направленность научно-технического прогресса.
Этот перечень, по мнению авторов, не исчерпан. Приведенный выше набор общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей свидетельствует о том, что нет, и очевидно, не может быть единого основания и классификации ценностей. Более правильным можно считать ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели воспитания.
На основании перечисленных источников был составлен перечень общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей, представленный в таблице.
Ценности | Балл | Ценности | Балл |
---|---|---|---|
1. верность поставленной цели | 17.великодушие | ||
2. способность к состраданию | 18. готовность прийти на помощь | ||
3. участливость | 19. святость | ||
4. чувство надежности, безопасности | 20. честность | ||
5. убежденность | 21. смирение | ||
6. стремление к сотрудничеству | 22. инициативность и находчивость | ||
7. мужество | 23. оптимизм | ||
8. упорство в достижении цели | 24. доброта | ||
9. активное отношение к жизни | 25. любовь | ||
10. справедливость | 26. преданность в дружбе | ||
11. вера | 27.послушание | ||
12. верность | 28. терпение | ||
13. чувство товарищества | 29.миролюбие | ||
14. способность прощать | 30. настойчивость | ||
15. дружелюбие | 31. радостное восприятие жизни | ||
16. вежливость | 32. готовность уповать на Бога |
Результаты опроса подтверждают предположение о частичном рассогласовании целей и ценностей респондентов. Предпочтение отдается свободе, любви и прагматическим ценностям: карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к самосовершенствованию, тогда как для педагогов карьера и собственность малозначимы. Данная «шкала ценностей» может быть предложена и студентам Вашей группы. Ее результаты помогут Вам сориентироваться в приоритетных направлениях работы с группой.
Желаем Вам успехов!
Слово о классном часе.
Человек не обладает истиной, но неутомимо ее ищет.
Лихачев
Увидевший прекрасное – соучастник его создания.
Боуви
В наш бешеный, порой жестокий век – век автоматизированных технологий – жизнь все более упрощается. Нам постоянно некогда, мы все делаем на бегу, торопимся, суетимся. В колледже суета такая же, что и вокруг: лекции, семинары, планы, отчеты, мероприятия – да разве все перечислишь? На общение со студентами что называется «по душам» времени остается немного, но у нас есть замечательный «клаССный час» - занятие, безусловно, особенное. Каким он должен быть?
Еще древние греки заметили, что красиво произнесенная речь красивого человека внушает больше доверия. Но что значит «красивая речь»? Во-первых, это речь продуманная, подготовленная. Поэтому при организации классного часа у каждого педагога возникает необходимость четко определить тему разговора, его место в системе внеаудиторных мероприятий группы, сформулировать основную мысль, продумать аргументацию и подготовить иллюстративный материал – иначе разговора не получится, это будет разговор «обо всем и ни о чем».
Классный час можно определить как беседа о жизни, т.е. не назидание, не нравоучение, а диалог о том, что действительно важно для студентов, о том, что их действительно волнует – а значит, тематика классных часов неисчерпаема, ведь в нашей реальной жизни мелочей не бывает. Очень важно создание на классном часе атмосферы доверия, искренности суждений студентов, которые не только не боятся, но и хотят поделиться с однокурсниками своими взглядами на жизнь, спросить совета, поделиться, быть может, и не очень большим жизненным опытом. Другими словами, проведение таких занятий должно быть личностно-ориентированным.
Трудно привести к добру нравоучениями,легко примером.
Сенека
Классный час – это все-таки урок. Это занятие, предусматривающее разнообразные методы, приемы и формы обучения в обычной академической или неформальной обстановке. Педагог выступает в роли «великого провокатора», придавая спорный характер разговору, задавая вопросы, не предполагающие однозначного ответа, подводя студентов к самостоятельному решению поставленной на занятии проблемы. Цели классного часа, в первую очередь, воспитательные, а потому и решение поставленных задач должно быть деятельностным, здесь не обойтись авторитетным утверждением.
Великое искусство быть приятным в разговоре –
вести его так, чтобы другие были довольны собой.
(неизвестный автор)
Классный час - это всего час времени, а потому он должен быть емким, насыщенным, эмоциональным, одним словом, воздействующим и эмоционально, и интеллектуально. Здесь не должно быть ничего случайного, каждый фрагмент урока преследует определенные цели, решает конкретные задачи. Хочется верить, что учить человека восприятию прекрасного не надо: уж так устроена человеческая душа – она открыта для добра и красоты даже тогда, когда это кажется невозможным. Это малая вселенная с тайными душевными порывами, страстями и желаниями, и, как и все живое, стремится к гармонии, а значит, к красоте.
Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность,
то и все остальное будет ясно.
Конфуций
Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что ни одна педагогическая технология, ни одна методическая идея «не приживется» на занятии, если не будет освещена творчеством педагога, его вдохновением и энтузиазмом. Именно поэтому в данном сборнике собраны только материалы, а мастерство педагога преобразует их в «свой» для каждого классный час.
Методика подготовки классного часа.
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучающиеся под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы взглядов и отношений к окружающему миру (Н. Е. Щуркова).
Классные часы очень разнообразны по содержанию, формам и методам их подготовки и проведения. Эффективность классных часов зависит от тщательной подготовки к нему педагогов и студентов. Подготовка к классному часу предполагает следующие действия:
- определение темы классного часа, формулировка его цели;
- отбор материала, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
- составление плана подготовки и проведения классного часа (следует предусмотреть привлечение студентов к активному участию в подготовке классного часа, использовать разнообразные формы и методы, повышающие интерес к данной теме);
- подбор наглядных пособий, музыкальное и другое оформление, создание благоприятной обстановки;
- определение участия в классном часе других действующих лиц: родителей, студентов других групп, педагогов, специалистов по обсуждаемой теме и других;
- определение роли и позиции классного руководителя в процессе подготовки и проведения классного часа;
- выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности подростков.
Особое внимание при подготовке к классному часу следует уделить психологическому настрою студентов. Настрой начинается с момента оповещения о классном часе. Лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все студенты,разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. д.
Структура плана классного часа состоит из 3-х частей: вступительной, основной, заключительной.
Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание студентов, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.
В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения.
Советы по организации классного часа:
- Содержание классного часа следует строить так, чтобы постепенно переходить от “предметной” информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
- Быть внимательным к выступлениям студентов, корректировать, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними, помочь найти правильные решения проблемы.
- Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащихся.
- Тон учителя должен быть доброжелательным, располагающим к открытому доверительному общению.
- Постепенно накапливать свои традиции проведения классного часа.
В течение всего учебного года куратор проводит различные формы воспитательной работы (тематические классные часы, праздники, соревнования, КВН, развивающие и познавательные игры, дискуссии и т.д.) Одно воспитательное мероприятие он представляет как зачетное. Любая форма воспитательной работы должна преследовать двуединую цель: воспитательную, образовательную. Эффективность воспитательного мероприятия зависит от того, насколько полно реализуются эти цели. Куратор должен стремиться к тому, чтобы любое проводимое им дело было творческим и коллективным.
Выбор форм и методов внеклассного воспитательного мероприятия зависит от цели, задач, содержания деятельности. Формой проведения может быть игра, праздник, КВН, экскурсия и другие. Здесь же указываются способы организации деятельности студентов, например, распределение на команды, размещение и др. Тема должна быть лаконичной, привлекательной по форме и точно отражать содержание. Цель формулируется как общее направление работы, а задачи должны быть направлены на развитие личностных качеств студентов, взаимоотношений вгруппе. К оборудованию относятся все средства, которые используются при проведении воспитательного дела. Ход воспитательного дела включает в себя подробное описание содержания, методов воспитания.
Алгоритм решения педагогической задачи
Выдвижение гипотезы:
- Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания
- Прогнозирование их результативности
- Рассмотрение различных вариантов действий педагога.
- Выбор организационных форм:
- Выбор методов педагогического воздействия
- Определение соответствующих методов методических приемов
- Подбор методов и форм работы, способствующих решению задачи
- Структура действий педагога
Планирование деятельности в группе.
В плане должны быть следующие основные пункты:
I. Цель и задача воспитательной работы с группойII. Организационная работа(содержание “пятнадцатиминуток” классного руководителя в начале недели);
III. Содержание воспитания:
- Познавательная деятельность.
- Ценностно-ориентировочная деятельность.
- Трудовая деятельность
- Общественно-полезная деятельность.
- Художественная деятельность.
- Физкультурно-спортивная деятельность.
- Деятельность по профессиональной ориентации студентов.
- Изучение поведенческих и психологических особенностей студентов, коллектива студенческой группы, хода учебно-воспитательного процесса.
- Дифференцированный и индивидуальный подходы к студентам.
- Взаимодействие с малым педагогическим коллективом.
- Работа с родителями студентов.
Самоанализ проведенного мероприятия,
Дата проведения:
Тема:
Форма проведения:
Цели и задачи:
Оборудование и оформление аудитории:
Используемая литература:
Предварительная подготовка:
Самоанализ воспитательного мероприятия.
На этапе подготовки было трудно:
При проведении:
А) было интересно (благодаря чему?):
Б) менее удачно прошло (почему?):
В) было сложно (что? Как преодолели?):
Такие внеклассные мероприятия нужны для того, чтобы:
Анализ учебного занятия, посещенного методистом.
Дата _____________ Тема: __________________________
Основные параметры, по которым можно судить о студенческой учебной группе, следующие:
Наличие коллектива _____________________________________
Уровень дисциплины и работоспособности _________________
Заинтересованность в учебе (заинтересованные в учебе, не заинтересованные, активные, неактивные) _____________
Наиболее дисциплинированные и недисциплинированные ученики _______________________________________________
Наиболее эрудированные ________________________________
Самые ответственные ___________________________________
Лидеры класса _________________________________________
Характер взаимоотношений в классном коллективе ________________________________________________________
Психологическая атмосфера в коллективе ________________________________________________________
Сфера интересов ________________________________________
Трудности и проблемы в работе __________________________
При посещении учебных занятий необходимо проследить реализацию педагогом воспитательных задач:
- использует ли педагог воспитательный потенциал занятия?
- какова степень вовлечения студентов в активную познавательную деятельность?
- является ли оценка знаний студентов воспитывающим фактором?
- как формирует педагог личностное отношение к знаниям?
- насколько способствует оснащение воспитанию эстетической культуры?
- доминирует ли положительное эмоциональное состояние на занятии?
Дополнительные замечания.
Тематика проведения классных часов
на 2008 – 2009 учебный год.
Время проведения | Тематика классных часов | |
---|---|---|
сентябрь | - Урок гражданственности - Свобода «от» и «для» (общая инф. часть) - «Я и мой колледж» - выездной классный час по Программе доп.образования |
Все курсы 1-2 курс 3-4 курс 2-4 курс |
октябрь | - «Слово о науке» - Библиотечный урок - выездной классный час по Программе доп.образования |
Все курсы 1-3 курс |
ноябрь | Психология – наука для каждого: - Профориентация - Микроклимат в группе - Я и мое будущее (по предварительной заявке) - аудиторный классный час |
1 курс 2 курс 3-4 курс |
декабрь | «От сессии до сессии…» - «Что такое сессия» - Психология в режиме «цейтнот» - выездной классный час по Программе доп.образования |
1 курс 2-3 курс |
январь | - Сессия: успехи и неудачи - Рождественские традиции - выездной классный час по Программе доп.образования |
Все курсы |
февраль | - Служба в вооруженных силах России - выездной классный час в музеи военно- исторической тематике - аудиторный тематический классный час |
По заявке Все курсы |
март | - Праздничный огонек в группах - Масленичная неделя (по предварительной заявке) |
|
апрель | - «Лекция с юмором» - аудиторный классный час - выездные классные часы по Программе доп.образования |
2-3 курс |
май | заседание круглого стола в группах: -«Я и моя группа» или «Желаем знать, что будет» - выездные классные часы по Программе доп.образования |
Все курсы 1-3 курс |
Примечание: предложенная тематика классных часов не исключает, а дополняет проведение классных часов по усмотрению куратора.
Пояснительная записка.
Классный час.
Тематический классный час проводится в обязательном порядке 2 раза в месяц, тематика и сроки проведения планируются методической службой колледжа. Дата проведения тематического классного часа должна быть отражена в основном расписании (1 раз в месяц обязательный классный час в аудитории колледжа). Дата проведения выездных и текущих классных часов определяется в индивидуальном порядке с диспетчером по расписанию по предварительной заявке (за 3 дня). Для организации и проведения классного часа могут быть привлечены методическая служба колледжа, педагог-организатор, сотрудники библиотеки по предварительной договоренности (не менее чем за 1 неделю до даты проведения мероприятия).
Классный час.
Тематический Организуется совместно с методической службой колледжа | Выездной Проводится за пределами колледжа в других культурных и образовательных учреждениях города и области.Организуется по предварительной заявке установленного образца, заверенной зам.директора по ВР. |
Текущий Посвящен организационным вопросам группы. |
Уважаемые кураторы и классные руководители.
Методическая служба и сотрудники библиотеки готовы к сотрудничеству с Вами.
Желаем Вам успешной реализации всех Ваших планов!
Образовательные цели.
- познакомить студентов с историей колледжа в контексте истории страны;
- познакомить студентов с Уставом колледжа и правилами поведения студентов, информировать о правах и обязанностях студентов и педагогов колледжа, раскрыть сущность понятия свободы;
- дать основные понятия о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика – это общечеловеческая, государственная и личностная ценность, познакомить студентов с их назначением и ролью в жизни страны;
- познакомить студентов с историей родного города в контексте истории страны;
- познакомить студентов с героическими фактами военной истории страны, раскрыть сущность понятий Родина, героизм, патриотизм, долг;
- создать организационную структуру группы;
- развивать организаторские навыки, умение обсуждать проблемы
- сообща, принимать коллективные решения;
- создать атмосферу коллективного творчества;
- познакомить студентов с культурой мира, совершенствовать культуру речи студентов, способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей студентов;
- познакомить студентов с историей праздника и традициями его проведения, познакомить с этикетными правилами устного и письменного поздравления;
- развивать умения коллективного творчества, формирование умений работы в коллективе;
- подготовить к адекватному и заинтересованному восприятию произведений искусства; развивать умения наблюдать, анализировать и правильно оценивать ситуации и поступки других людей;
- обучение коллективному взаимодействию, развитие сотрудничества и взаимопонимания;
- развивать умения наблюдать, анализировать и правильно оценивать ситуации и поступки других людей;
- познакомить студентов с традициями и этикетом чаепития, приемами ведения светской беседы, законом места и времени для личной беседы, развитие навыков позитивного слушания; учиться взаимопониманию, сотрудничеству, взаимодействию в коллективе;
- познакомить студентов с особенностями мира человеческих увлечений, сущностью понятия «хобби», психологическими особенностями увлеченных людей;
- познакомить студентов со статистической информацией о наркотической зависимости и последствиях вредных привычек
- раскрыть сущность понятийных представлений личность, духовность, деградация, развитие, тенденция, познакомить с различными философскими учениями о человеке;
- повышение интереса к будущей профессии, усиление значимости изучаемых предметов;
- выявить основные проблемы между подростком и обществом, основные психологические условия возникновения конфликтов.
Воспитательные цели.
- духовно-нравственное воспитание подростков на основе изучения истории колледжа, его традиций и современного состояния, формирование потребности в достижении успехов в учебной и общественной жизни колледжа, мотивация на обучение
- способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности, формированию и развитию чувства национальной гордости
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание подростков на основе изучения истории города, его традиций и современной жизни, формирование интереса к истории родного города, чувства гордости и сопричастности к его миру
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание подростков на основе изучения истории страны, воспитание чувства сопричастности ко всему, что происходит с ТВОЕЙ страной
- создать атмосферу заинтересованности друг в друге; оценка взаимоотношений в коллективе и поиск путей оптимизации отношений; воспитание чувства локтя и взаимоподдержки
- продолжить работу по патриотическому воспитанию студентов, через бережное отношение к родной культуре создать условия для формирования уважения к своему народу, его истории и настоящему
- формирование положительной «Я-концепции»
- пропаганда здорового образа жизни, формирование положительной «Я-концепции», создание условий для самовоспитания и саморазвиия
- духовно-нравственное воспитание подростков на основе личностного понимания нравственных категорий чести и свободы выбора, развитие навыков самооценки, формирование положительной «Я-концепции»
- создание условий для развития творческих способностей студентов, их социально-психологической адаптации в коллективе, для воспитания отзывчивости и коммуникабельности
- создание условий для развития личности, умеющей быть благодарной, умеющей делать добро, доставлять людям радость и получать положительные эмоции от собственных добрых чувств и поступков, развитие творческих способностей студентов
- воспитание толерантности, чувства такта, умения принимать позицию другого человека, развитие умения создавать благоприятную атмосферу для разговора
- воспитание толерантности и уважения к жизненной позиции другого человека, активизация творческих способностей студентов
- пропаганда здорового образа жизни, воспитания чувства нетерпимости к насаждению и косвенной рекламе разрушающего человека образа жизни
- духовно-нравственное воспитание подростков на основе личностно-ориентированного изучения философских и психологических понятий, создание условий для формирования у молодежи активной жизненной позиции и стремления к самосовершенствованию, формирование позитивной «Я-концепции»
- оптимизация образовательного процесса, улучшение морально-психологического климата в группе, мотивация на обучение
- оптимизация личностных взаимоотношений, улучшение морально-психологического климата в группе, мотивация на обучение
- духовно-нравственное воспитание подростков на основе личностно-ориентированного изучения этических и психологических понятий, создание условий для формирования у молодежи активной жизненной позиции и стремления к самосовершенствованию, формирование позитивной «Я-концепции».
Форма проведения.
1. Форма: Беседа с элементами презентации.
Оснащение: информационный материал к юбилею колледжа,
Медиасопровожденине.
2. Форма: рассказ с элементами беседы или игровыми моментами (составление кроссвордов, викторин и т.п.).
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, творческая лаборатория.
3. Форма: дискуссия, игровой практикум, анкетирование с последующей рефлексией, час задушевной беседы.
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, анкеты, психологические тренинги, творческие конкурсы.
4. Форма: дискуссия, игровой практикум, эвристическая беседа, литературно-музыкальная композиция, творческая лаборатория.
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, презентации, заочное путешествие.
5. Форма: час откровенного разговора, заочное путешествие, творческая лаборатория, дискуссия, полилог.
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, анкеты, конкурс-викторина.
6. Форма: спортивные мини-праздники, творческая лаборатория, дискуссия, полилог.
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, оснащение спортивного зала, экскурсии, игры.
7. Форма: творческая лаборатория.
8. Форма: Беседа с элементами презентации.
Оснащение: информационный материал, медиасопровожденине.
9. Форма: Беседа с элементами презентации, заочная экскурсия или путешествие, творческая лаборатория.
Оснащение: информационный, рекламный материал, наглядные пособия медиасопровождение, стенгазеты.
10. Форма: эвристическая беседа, заочная экскурсия, литературно-музыкальная композиция.
Оснащение: информационный материал, медиасопровождение, документальный материал, наглядные пособия, фрагменты из художественных фильмов.
11. Форма: Беседа, дискуссия, заседание круглого стола, судебное заседание.
Анализ воспитательного мероприятия 1Анализ воспитательного мероприятия 2
Анализ воспитательного мероприятия 3