Урок литературного чтения по теме "Барбос и Жулька", А.Куприн

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька»

Задачи урока:
  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И.Куприна;
  • Смысл дружбы и верности;
  • Учить анализировать поступки героев;
  • Прививать любовь к животным;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Развивать речь, мышление.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

1. Работа с пословицами, написанные на доске, объясните их смысл.

Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Кто не испытал дружбы, тот не жил.
Будь верен до смерти.
При верном псе и сторож спит.
(Приложение 1 слайд № 2)

III. Проверка д/з, сообщение темы урока.

- Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе… собачьей. Написал его…(Александр Иванович Куприн).
(Приложение 1 слайд № 3)
- Какой  рассказ мы с вами читали в 3 классе («Слон»).
- О ком этот рассказ? Кто главные герои?
- Вспомните основную мысль рассказа?
- Дома вам нужно было подготовить доклады о писателе.
(Приложение 1 слайд № 4)

IV. Изучение нового материала (знакомство с рассказом «Барбос и Жулька»

1. Словарно-лексическая работа (у детей на партах листы, см. Приложение 2)

- Объясните значение слов:
(Приложение 1 слайд № 5)

ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.
СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
ФЛИРТ – любовная игра, кокетство.
ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.
ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.
ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.
ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)
КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.
РЕПЯХАМИ – репейник
ИСКОНИ – издавна
(Приложение 1 слайд № 6)

- Подберите синонимы (Что такое синонимы?):
Льстивый – обманчивый, вкрадчивый
Мучение  - страдание, терзание, пытка, мытарство, маета.
- Подберите антонимы (Что такое антонимы?):
Сходство – различие, разница
Взволнован – спокоен

2. Чтение рассказа учителем, детьми.

- Проблемный вопрос:
Чтобы понять автора, его мысли – нужно вдумчиво прочитать текст, ответить на вопросы. Прочитайте вопросы, на которые мы ответим во время чтения текста.
- Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе.
(Приложение 1 слайд № 7)
- Какое настроение было у вас, когда вы прочитали это произведение? На столах лежат  карточки с мимикой, покажите и объясните почему?
- Ваши впечатления от прочитанного.
- Когда был самый напряжённый момент?
- Когда вы радовались?
- Вывод: Что хотел рассказать нам автор?

V. Работа над осознанным чтением.

- Чтобы доказать или опровергнуть наши предположения мы должны ответить на следующие вопросы. У детей лежат карточки с вопросами к тексту (Приложение 3).
(Приложение 1 слайд № 8)

  • Какие слова выбрал Куприн для описания своих героев?
  • ( Приложение 1 слайд № 9, Приложение 1 слайд № 10)
  • Как окружающие относились к  Барбосу?
  • Как Барбос относился к другим собакам?
  • Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга?
  • Почему изменилось поведения Барбоса?
  • ( Приложение 1 слайд № 11)
  • Чувствовал ли себя Барбос виноватым?
  • Можно ли назвать друзьями «Барбоса» и «Жульку»?

VI. Итог урока

- Чему учит рассказ?
- Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …»
- Кто хочет поделиться своими размышлениями?

(Приложение 1 слайд № 12)

VII. Домашнее задание.

Прочитать текст ещё раз с. 83-89.
Из подготовленных мной для вас пословиц выберите те, которые характеризуют главных героев – Барбоса и Жульку. При выполнении д/з – составьте устный  рассказ о Барбосе или Жульке по вариантам, используя понравившиеся пословицы.

  • Сердце соколье, а смелость воронья.
  • Храброму смерть не страшна.
  • На всякую беду страху не напасёшься.
  • Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
  • Много храбрился, да в яму свалился.
  • Отвага города берёт.
(Приложение 1 слайд № 13)