Цели урока: Раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька»
Задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И.Куприна;
- Смысл дружбы и верности;
- Учить анализировать поступки героев;
- Прививать любовь к животным;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Развивать речь, мышление.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Введение в тему.
1. Работа с пословицами, написанные на доске, объясните их смысл.
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Кто не испытал дружбы, тот не жил.
Будь верен до смерти.
При верном псе и сторож спит.
(Приложение 1 слайд № 2)
III. Проверка д/з, сообщение темы урока.
- Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе… собачьей. Написал его…(Александр Иванович Куприн).
(Приложение 1 слайд № 3)
- Какой рассказ мы с вами читали в 3 классе («Слон»).
- О ком этот рассказ? Кто главные герои?
- Вспомните основную мысль рассказа?
- Дома вам нужно было подготовить доклады о писателе.
(Приложение 1 слайд № 4)
IV. Изучение нового материала (знакомство с рассказом «Барбос и Жулька»
1. Словарно-лексическая работа (у детей на партах листы, см. Приложение 2)
- Объясните значение слов:(Приложение 1 слайд № 5)
ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.
СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
ФЛИРТ – любовная игра, кокетство.
ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.
ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.
ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.
ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)
КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.
РЕПЯХАМИ – репейник
ИСКОНИ – издавна
(Приложение 1 слайд № 6)
- Подберите синонимы (Что такое синонимы?):
Льстивый – обманчивый, вкрадчивый
Мучение - страдание, терзание, пытка, мытарство, маета.
- Подберите антонимы (Что такое антонимы?):
Сходство – различие, разница
Взволнован – спокоен
2. Чтение рассказа учителем, детьми.
- Проблемный вопрос:
Чтобы понять автора, его мысли – нужно вдумчиво прочитать текст, ответить на вопросы. Прочитайте вопросы, на которые мы ответим во время чтения текста.
- Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе.
(Приложение 1 слайд № 7)
- Какое настроение было у вас, когда вы прочитали это произведение? На столах лежат карточки с мимикой, покажите и объясните почему?
- Ваши впечатления от прочитанного.
- Когда был самый напряжённый момент?
- Когда вы радовались?
- Вывод: Что хотел рассказать нам автор?
V. Работа над осознанным чтением.
- Чтобы доказать или опровергнуть наши предположения мы должны ответить на следующие вопросы.
У детей лежат карточки с вопросами к тексту (Приложение 3).
(Приложение 1 слайд № 8)
- Какие слова выбрал Куприн для описания своих героев? ( Приложение 1 слайд № 9, Приложение 1 слайд № 10)
- Как окружающие относились к Барбосу?
- Как Барбос относился к другим собакам?
- Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга?
- Почему изменилось поведения Барбоса? ( Приложение 1 слайд № 11)
- Чувствовал ли себя Барбос виноватым?
- Можно ли назвать друзьями «Барбоса» и «Жульку»?
VI. Итог урока
- Чему учит рассказ?
- Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …»
- Кто хочет поделиться своими размышлениями?
VII. Домашнее задание.
Прочитать текст ещё раз с. 83-89.
Из подготовленных мной для вас пословиц выберите те, которые характеризуют главных героев – Барбоса и Жульку. При выполнении д/з – составьте устный рассказ о Барбосе или Жульке по вариантам, используя понравившиеся пословицы.
- Сердце соколье, а смелость воронья.
- Храброму смерть не страшна.
- На всякую беду страху не напасёшься.
- Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
- Много храбрился, да в яму свалился.
- Отвага города берёт.