День ученика, или Праздник мотивации

Разделы: Иностранные языки


Эту школьную традицию, которой в нашей школе в 2008 г. исполнилось уже 7 лет, очень сложно охарактеризовать однозначно. Предвидим скептицизм коллег, привыкших “пробегать” глазами статьи, описывающие воспитательные технологии: “Ну что тут может быть необычного?” На самом деле, если пойти по простому, описательному пути, действительно, форма мероприятия достаточно известная, правда, под разными названиями – Праздник достижений, Школьный слёт знатоков наук, Вечер отличников, Чествование олимпиоников… Когда мы, творческая группа учителей МОУ СОШ № 1 г. Стрежевого Томской области, собрались обсудить, каким образом проводить подобное мероприятие, перед нами стояли, ставшие поводом для вполне серьёзных размышлений, три проблемы.

  1. Как сделать наше Дело непохожим на все остальные, похожие? Что должно стать его концептуальным стержнем?
  2. Вложить ли нам новое содержание в старую форму или поменять форму, как таковую, вместе с её замечательным технологическим cодержанием?
  3. Проблема из разряда вечных и больных для всех школ страны (за редким исключением) – как обеспечить финансирование, которое, как ни крути, какие концепции и научные подходы ни предлагай, всё равно остаётся в центре внимания?

Первое, на чём нам удалось сойтись – этот День не должен быть праздником ради праздника. Он должен завершать учебный год, венчать собой 9 месяцев труда, размышлений, идей, плодотворного общения всех, кто объединён знаменитым треугольником образовательно-воспитательного процесса: учеников, педагогов, родителей. Мы должны к нему двигаться вместе, сообща, вперёд и вверх, по спирали развития школы, на основе принципа, сформулированного когда-то замечательным педагогом С.А. Шмаковым: “От сотворчества – к содружеству, от содружества – к сотрудничеству”. Приоритет в этом движении, его отправная точка – совместное творчество детей и взрослых в образовательной и воспитательной деятельности.

Второй постулат, от которого мы исходили, задумывая День ученика – предоставление равных возможностей учащимся для их самореализации в различных сферах жизни школы. Если ребёнок имеет природные данные для того, чтобы быть успешным, к примеру, в научно-исследовательской деятельности, он не должен замыкаться только на ней. Ему необходимо создать условия для апробации своих творческих сил, развития физических данных и любой успех ученика на этом пути должен быть отмечен как достижение. Вместе с тем, мы понимали, что формирование таким образом гармонично развитой, конкурентоспособной личности – это сверхзадача (правда, вполне решаемая в условиях нашей небольшой, на 500 учащихся, школы). При этом есть категория детей, у которых сегмент компетенций (просто в силу их индивидуальных личностных особенностей) достаточно узок. Но и в нём ребёнок имеет право на успех, на развитие!

Когда творческая группа подошла в своих размышлениях к мысли о том, что это должен быть праздник “равных возможностей”, мы не могли не затронуть тему о роли педагогов в предстоящем событии. И здесь родилась идея, подвинувшая группу от теории к практическим действиям. Педагоги, стоящие в тени своих замечательных учеников, ненавязчиво, деликатно пододвигающие вперёд и верх, заботливо подставляющие им когда ладонь, а когда – и плечо, должны выйти на авансцену Дня. Ученики – талантливые, трудолюбивые, умные, красивые – достойны того, чтобы у них был свой День, чтобы педагоги пели им гимны, слагали в их честь стихи и исполняли для хореографические миниатюры. В этот момент родилось название, а вместе с названием и концептуальное осознание сути предстоящего воспитательного события – это будет День Ученика. Мы хотим показать нашим ученикам, что мы:

  • развиваемся вместе с ними;
  • что каждый педагог школы – нестандартная, талантливая, гармоничная личность;
  • что мы их ценим, они – смысл нашей жизни и цель нашей работы;
  • что достижения и успехи – праздник не только собственно детей и родителей, но и всех педагогов школы.

Из основной идеи Дня Ученика логично выросло его содержание. Конечно, это могла быть только Звёздная дорожка и вручение ребятам их именных Звёзд со специально написанными для каждого стихами. Между отдельными частями праздника (чествованием отличников, победителей и призёров олимпиад различного уровня, лучших спортсменов) сценарием предусмотрены номера художественной самодеятельности разных жанров в исполнении педагогов. Основное требование к номерам – соответствие содержания каждого номера уровню субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. По нашему мнению, если выражаться образно, это должна быть весенняя песнь учителя достижениям ученика, ода его (да и своим, педагогическим) успехам.

Нужно сказать, что мы не ожидали от своих коллег такого творческого подъёма, какой они обнаруживают ежегодно при подготовке к Дню Ученика. Тексты известных популярных шлягеров превращаются в посвящения лучшим воспитанникам, на свет появляются “химические частушки”, рэп в исполнении преподавателей математики, театральные миниатюры, актёрами в которой выступают учителя географии, биологии, физики, и это ещё не всё! Строгий историк, кандидат исторических наук, оказывается, прекрасно исполняет бардовские песни, мастерски аккомпанируя себе на гитаре, учителя английского языка почти в совершенстве владеют хореографией (несмотря на не совсем “балетные” фигуры), преподаватели физкультуры ещё не забыли, как строить гимнастические пирамиды, учитель ИЗО запросто может спеть про “Оранжевое небо”, а “Лунная соната” совершенно по-особому звучит в исполнении преподавателя обслуживающего труда! Через 2 года на “ура” пошла идея проведения Дня Ученика в форме музыкально-танцевально-творческой сказки по мотивам “Мухи-Цокотухи”. Чего только стоило появление директора школы в костюме главной героини и со стихотворным монологом!

В общем и целом мы считаем, что c введением в практику деятельности школы такого события, как День Ученика, нами создана новая форма мотивации коллектива школы. С одной стороны, увидеть этот замечательный праздник может каждый второй ученик – в 2007 г. в Дне Ученика приняли участие около 200 из 500 учащихся школы (!). Но, с другой стороны, это нужно заслужить своими успехами и достижениями на благо школы – в конце концов, не каждый день для тебя поют и танцуют твои учителя…. Это что касается учеников. Для педагогов участие в Дне Ученика – и своеобразная профилактика “синдрома сгорания”, и возможность пообщаться со своими учениками на равных, стимул к творческому росту и продвижению в дальнейшей работе.

Теперь несколько слов о родителях, поскольку, совершенно неожиданно для нас, их позиция стала основой для решения того самого трудного, “третьего” вопроса, о котором мы говорили в начале статьи. Конечно, посильную часть расходов по проведению праздника на себя взял скромный бюджет школы. Конечно, нам удалось привлечь несколько спонсоров к финансированию Дня Ученика. Однако уже после первого праздника к нам подошли несколько родителей, которые сами предложили помощь. Как сказала одна из мам, финансировать такой праздник есть смысл, потому что именно здесь наглядно видно, как растут и изменяются в лучшую сторону дети, что связывает учеников и педагогов, что движет ими, как формируется дух гимназии, её коллектив и традиции. Нам стало понятно, что эта, тогда ещё новая, традиция школы принята родительским сообществом и в их лице мы нашли союзников, которые поддерживают идею проведения Дня Ученика. Теперь, когда традиция уже укоренилась и без неё немыслимо достойное завершение учебного года в нашей школе, обращение к родителям за организационной и финансовой поддержкой проведения Дня ученика также стало традиционным, а отклик на обращение безусловным.

Однако главным для организаторов праздника подтверждением того, что мы движемся в правильном направлении реализации основной идеи Дня ученика, стали отзывы основных “виновников” праздника. Вот лишь некоторые высказывания.

Юлия Шкурапет, 10 кл.: “Это просто здорово! Полная неожиданность! Наши учителя, которых знаем давно и вроде бы изучили все их привычки, оказывается, способны на такие сюрпризы! А Ольга Александровна (директор – авт.) – просто прелесть!”

Сафенрейтер Артём, 8 кл.: “Учителя совсем как дети, такие, как мы. Хочется с ними дружить, учиться у них”.

Николь Тимохова, 5 кл.: “Да их всех на сцену надо, в театр! Они настоящие актёры, певцы, исполнители! Такие талантливые … На следующий год надо стараться снова попасть на День Ученика”.

Бирко Марина, 9 кл.: “Всегда считала работу учителя обыденной, даже скучноватой. Каждый день одни и те же лица, каждый день уроки… А теперь не знаю, что и думать… Может, в учителя пойти?”

Сурков Степан, 11 кл.: “Это возможно только здесь. В какой ещё школе директор выступит в роли Мухи-Цокотухи, а учителя станут Бабочками, Кузнечиками, Стрекозами и подарят нам такой праздник? Только в Первой с большой буквы, потому что в нашей школе всё – первоклассное! Кто ещё из выпускников других школ может сказать, что в его школьной жизни был День ученика, День Маршака, День Даля, День Яблока? Жалко, что я уже в 11-ом и скоро придётся проститься с нашей Первой – первоклассной!”

Когда мы прочитали эти и многие другие слова ребят – участников праздника, стало понятно – праздник состоялся, его проведение необходимо, традиции – жить.