Эту школьную традицию, которой в нашей школе в 2008 г. исполнилось уже 7 лет, очень сложно охарактеризовать однозначно. Предвидим скептицизм коллег, привыкших “пробегать” глазами статьи, описывающие воспитательные технологии: “Ну что тут может быть необычного?” На самом деле, если пойти по простому, описательному пути, действительно, форма мероприятия достаточно известная, правда, под разными названиями – Праздник достижений, Школьный слёт знатоков наук, Вечер отличников, Чествование олимпиоников… Когда мы, творческая группа учителей МОУ СОШ № 1 г. Стрежевого Томской области, собрались обсудить, каким образом проводить подобное мероприятие, перед нами стояли, ставшие поводом для вполне серьёзных размышлений, три проблемы.
- Как сделать наше Дело непохожим на все остальные, похожие? Что должно стать его концептуальным стержнем?
- Вложить ли нам новое содержание в старую форму или поменять форму, как таковую, вместе с её замечательным технологическим cодержанием?
- Проблема из разряда вечных и больных для всех школ страны (за редким исключением) – как обеспечить финансирование, которое, как ни крути, какие концепции и научные подходы ни предлагай, всё равно остаётся в центре внимания?
Первое, на чём нам удалось сойтись – этот День не должен быть праздником ради праздника. Он должен завершать учебный год, венчать собой 9 месяцев труда, размышлений, идей, плодотворного общения всех, кто объединён знаменитым треугольником образовательно-воспитательного процесса: учеников, педагогов, родителей. Мы должны к нему двигаться вместе, сообща, вперёд и вверх, по спирали развития школы, на основе принципа, сформулированного когда-то замечательным педагогом С.А. Шмаковым: “От сотворчества – к содружеству, от содружества – к сотрудничеству”. Приоритет в этом движении, его отправная точка – совместное творчество детей и взрослых в образовательной и воспитательной деятельности.
Второй постулат, от которого мы исходили, задумывая День ученика – предоставление равных возможностей учащимся для их самореализации в различных сферах жизни школы. Если ребёнок имеет природные данные для того, чтобы быть успешным, к примеру, в научно-исследовательской деятельности, он не должен замыкаться только на ней. Ему необходимо создать условия для апробации своих творческих сил, развития физических данных и любой успех ученика на этом пути должен быть отмечен как достижение. Вместе с тем, мы понимали, что формирование таким образом гармонично развитой, конкурентоспособной личности – это сверхзадача (правда, вполне решаемая в условиях нашей небольшой, на 500 учащихся, школы). При этом есть категория детей, у которых сегмент компетенций (просто в силу их индивидуальных личностных особенностей) достаточно узок. Но и в нём ребёнок имеет право на успех, на развитие!
Когда творческая группа подошла в своих размышлениях к мысли о том, что это должен быть праздник “равных возможностей”, мы не могли не затронуть тему о роли педагогов в предстоящем событии. И здесь родилась идея, подвинувшая группу от теории к практическим действиям. Педагоги, стоящие в тени своих замечательных учеников, ненавязчиво, деликатно пододвигающие вперёд и верх, заботливо подставляющие им когда ладонь, а когда – и плечо, должны выйти на авансцену Дня. Ученики – талантливые, трудолюбивые, умные, красивые – достойны того, чтобы у них был свой День, чтобы педагоги пели им гимны, слагали в их честь стихи и исполняли для хореографические миниатюры. В этот момент родилось название, а вместе с названием и концептуальное осознание сути предстоящего воспитательного события – это будет День Ученика. Мы хотим показать нашим ученикам, что мы:
- развиваемся вместе с ними;
- что каждый педагог школы – нестандартная, талантливая, гармоничная личность;
- что мы их ценим, они – смысл нашей жизни и цель нашей работы;
- что достижения и успехи – праздник не только собственно детей и родителей, но и всех педагогов школы.
Из основной идеи Дня Ученика логично выросло его содержание. Конечно, это могла быть только Звёздная дорожка и вручение ребятам их именных Звёзд со специально написанными для каждого стихами. Между отдельными частями праздника (чествованием отличников, победителей и призёров олимпиад различного уровня, лучших спортсменов) сценарием предусмотрены номера художественной самодеятельности разных жанров в исполнении педагогов. Основное требование к номерам – соответствие содержания каждого номера уровню субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. По нашему мнению, если выражаться образно, это должна быть весенняя песнь учителя достижениям ученика, ода его (да и своим, педагогическим) успехам.
Нужно сказать, что мы не ожидали от своих коллег такого творческого подъёма, какой они обнаруживают ежегодно при подготовке к Дню Ученика. Тексты известных популярных шлягеров превращаются в посвящения лучшим воспитанникам, на свет появляются “химические частушки”, рэп в исполнении преподавателей математики, театральные миниатюры, актёрами в которой выступают учителя географии, биологии, физики, и это ещё не всё! Строгий историк, кандидат исторических наук, оказывается, прекрасно исполняет бардовские песни, мастерски аккомпанируя себе на гитаре, учителя английского языка почти в совершенстве владеют хореографией (несмотря на не совсем “балетные” фигуры), преподаватели физкультуры ещё не забыли, как строить гимнастические пирамиды, учитель ИЗО запросто может спеть про “Оранжевое небо”, а “Лунная соната” совершенно по-особому звучит в исполнении преподавателя обслуживающего труда! Через 2 года на “ура” пошла идея проведения Дня Ученика в форме музыкально-танцевально-творческой сказки по мотивам “Мухи-Цокотухи”. Чего только стоило появление директора школы в костюме главной героини и со стихотворным монологом!
В общем и целом мы считаем, что c введением в практику деятельности школы такого события, как День Ученика, нами создана новая форма мотивации коллектива школы. С одной стороны, увидеть этот замечательный праздник может каждый второй ученик – в 2007 г. в Дне Ученика приняли участие около 200 из 500 учащихся школы (!). Но, с другой стороны, это нужно заслужить своими успехами и достижениями на благо школы – в конце концов, не каждый день для тебя поют и танцуют твои учителя…. Это что касается учеников. Для педагогов участие в Дне Ученика – и своеобразная профилактика “синдрома сгорания”, и возможность пообщаться со своими учениками на равных, стимул к творческому росту и продвижению в дальнейшей работе.
Теперь несколько слов о родителях, поскольку, совершенно неожиданно для нас, их позиция стала основой для решения того самого трудного, “третьего” вопроса, о котором мы говорили в начале статьи. Конечно, посильную часть расходов по проведению праздника на себя взял скромный бюджет школы. Конечно, нам удалось привлечь несколько спонсоров к финансированию Дня Ученика. Однако уже после первого праздника к нам подошли несколько родителей, которые сами предложили помощь. Как сказала одна из мам, финансировать такой праздник есть смысл, потому что именно здесь наглядно видно, как растут и изменяются в лучшую сторону дети, что связывает учеников и педагогов, что движет ими, как формируется дух гимназии, её коллектив и традиции. Нам стало понятно, что эта, тогда ещё новая, традиция школы принята родительским сообществом и в их лице мы нашли союзников, которые поддерживают идею проведения Дня Ученика. Теперь, когда традиция уже укоренилась и без неё немыслимо достойное завершение учебного года в нашей школе, обращение к родителям за организационной и финансовой поддержкой проведения Дня ученика также стало традиционным, а отклик на обращение безусловным.
Однако главным для организаторов праздника подтверждением того, что мы движемся в правильном направлении реализации основной идеи Дня ученика, стали отзывы основных “виновников” праздника. Вот лишь некоторые высказывания.
Юлия Шкурапет, 10 кл.: “Это просто здорово! Полная неожиданность! Наши учителя, которых знаем давно и вроде бы изучили все их привычки, оказывается, способны на такие сюрпризы! А Ольга Александровна (директор – авт.) – просто прелесть!”
Сафенрейтер Артём, 8 кл.: “Учителя совсем как дети, такие, как мы. Хочется с ними дружить, учиться у них”.
Николь Тимохова, 5 кл.: “Да их всех на сцену надо, в театр! Они настоящие актёры, певцы, исполнители! Такие талантливые … На следующий год надо стараться снова попасть на День Ученика”.
Бирко Марина, 9 кл.: “Всегда считала работу учителя обыденной, даже скучноватой. Каждый день одни и те же лица, каждый день уроки… А теперь не знаю, что и думать… Может, в учителя пойти?”
Сурков Степан, 11 кл.: “Это возможно только здесь. В какой ещё школе директор выступит в роли Мухи-Цокотухи, а учителя станут Бабочками, Кузнечиками, Стрекозами и подарят нам такой праздник? Только в Первой с большой буквы, потому что в нашей школе всё – первоклассное! Кто ещё из выпускников других школ может сказать, что в его школьной жизни был День ученика, День Маршака, День Даля, День Яблока? Жалко, что я уже в 11-ом и скоро придётся проститься с нашей Первой – первоклассной!”
Когда мы прочитали эти и многие другие слова ребят – участников праздника, стало понятно – праздник состоялся, его проведение необходимо, традиции – жить.