Профилактика стрессовых ситуаций способствует установлению таких норм оценивания, при которых каждый учащийся имеет естественное право на ошибку, а также такая организация системы контроля, при которой проверка не является одномоментным актом. Предпочтение отдаю такому процессу контроля (в частности рейтинговой системе оценки), при котором каждый учащийся имеет право на до-сдачу, а также на пересдачу, повторное выполнение тех работ, результаты по которым его/её не удовлетворяют. При этом не устанавливаю жёстких временных рамок: в принципе пересмотр оценки достигнутого уровня возможен в рамках всей ступени обучения основной школы (школьник длительное время болел и др.), а вот старшеклассники не должны откладывать пересдачу в долгий ящик.
Учащимся, которые испытывают существенные трудности в обучении, рекомендую "дробные зачёты"- это щадящий режим контроля, причём ученик сам определяет тот объём материала, который он может осилить.
Познакомлю в общих чертах, как я применяю рейтинговую систему оценки на уроках физики.
Учащиеся начали изучать материал по определенной теме, то есть овладевать теоретическим материалом, умением применять теоретические знания при решении типовых задач - задач первого уровня, не стандартных - второго уровня, третьего уровня - задачи, выходящие за рамки школьного учебника, выполнять лабораторные, практические работы, контрольные работы и т.д.
На всех видах уроков идет оценка их успеваемости в баллах 0,1,2,3,4,5. общее число баллов определяется программой: если на тему отводится 10 часов, что соответствует 50 баллам. И моя задача заключалась в организации уроков так, чтобы каждый ученик получил как можно лучшую оценку на уроке. При чём школьник может отказаться от объявленной оценки и я её в классный журнал не поставлю, пока ученик не ответит материал мне или ученику №1 или №2 а объявленную оценку заношу в электронный журнал с пометкой о возможной пересдаче в течение недели за счёт свободного времени.
Общий рейтинг складывается:
- баллы, полученные за усвоение физических понятий
- за знание законов
- за знание физических величин, формул
- за умение решать задачи разных уровней сложности
- за выполнение лабораторных, практических работ, контрольных работ
- за творчество в работе (выступления, доклады,
рефераты, изготовление
приборов, домашних опытов, участие в конкурсах, выполнение заданий заочных школ, участие в олимпиадах как очных, так и заочных и т.д.).
С десятого класса вводится ещё и стартовый рейтинг - это входной контроль знаний ученика, приступающего к изучению данной темы. Его цель - показать ученику его уровень готовности к овладению темой, а учитель узнаёт, насколько качественно ученик овладел ранее изученным материалом. Стартовый рейтинг провожу обычно на первом уроке изучаемой темы.
Творческий рейтинг является обязательной составной частью рейтинговой системы.
В конце темы набранные баллы переходят в оценку зачёта по такой шкале:
- 85-100%-отлично (5)
- 70 - 85% - хорошо (4)
- 55 - 70% - удовлетворительно (3)
- менее 55% - неуд.(2)
Выставляется зачет по теме. Естественно, что эти оценки определяют четвертные, полугодовые. Если ученика не устраивает общий рейтинг по какой-то теме, он может исправить положение на консультациях, на зимних каникулах или за две недели до окончания года, тематическое планирование составляется с учетом этого.
В одиннадцатом классе этот вид контроля сопровождается коэффициентом ритмичности (КР). Если ученик в установленные сроки отчитывается по всем модулям, то КР = 1, если пересдает, то КР = 0,7, если повторная пересдача, то КР=0,5.Учащиеся,систематически набирающие высокий рейтинг, освобождаются от зачета или общественного смотра знаний и привлекаются к ведению кружков в младших классах, к приёму зачётов у своих товарищей.
Ученик, набравший высокий рейтинг в параллели, становится учеником № 1, так по уровню рейтинга все учащиеся займут свои места от первого до последнего.
Рейтинговая система контроля с ведомостью открытого учета знаний в электронном журнале дает
- возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
- возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за всё время обучения;
- возможность дифференцировать значимость оценки;
- отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
- возможна активная помощь учителю со стороны учеников №1 и №2;
- выставление оценки становится не единовременным и окончательным актом, а последовательным процессом, управлять которым могут и сами ученики;
- родители получают возможность управлять итоговой оценкой, целенаправленно направлять усилия своих детей;
- повысить объективность оценки.