Урок математики во 2-м классе по теме "Пересечение фигур"

Разделы: Начальная школа


Тема: Пересечение фигур

Цель:

  1. Сформировать представление о пересечении геометрических фигур ( прямых, лучей)
  2. Закрепить нумерацию, сложение и вычитание трёхзначных чисел.
  3. Развивать логическое мышление, математическую речь.

Литература:

Учебник Л.Г. Петерсон «Математика» 2 (1-4) с.76-77, мет. пособия:
Л.Г. Петерсон «Математика во 2 классе» с. 87-88, Л.Г. Петерсон,
И.Г. Липатникова «Устные упражнения на уроках математики 2 класс» с. 58-59

Оборудование: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, листы с маршрутом, карточки с индивидуальными заданиями

План урока

I. Организационный момент.

II. Этап положительного самоопределения в учебной деятельности.

- Посмотрите, все ли готовы к уроку.
- Приготовьте ладошки и разотрите. Почувствовали тепло? А теперь направьте тепло друг на друга.
-У кого сегодня хорошее настроение? Вот с таким хорошим настроением и поработаем на уроке.
- Сегодня у нас в гостях Винни–Пух. Он приглашает нас в математическую экспедицию за новыми знаниями. Каждый из вас получил путевой листок с маршрутом нашей экспедиции. И так 1-ая станция «Угадайкины пригорки». Вам здесь надо будет угадать тему нашего урока. Для этого решим примеры. (Приложение 1. Слайды 1– 14)

- Расставьте ответы в порядке возрастания.

 23 

 31 

 39 

 47 

 55 

 63 

П

Р

С

Ч

Н

И

- Получилось слово?
-Чтобы разгадать это слово, установите закономерность и подберите букву ключ. (Слайд 14)

(Числа в ряду увеличиваются на 8. Дальше идёт число 71, ему соответствует число 71. Слово - ПЕРЕСЕЧЕНИЕ) (Слайд 15)

- Как вы понимаете слово пересечение?

Тема нашего урока «Пересечение геометрических фигур»

Отправляемся дальше. Мы с вами попали на поляну Открытий.

III. «Открытие» учащимися новых знаний.

1. Посмотрите на этот рисунок. Что вы здесь видите? (геометрические фигуры)

- Назовите их. (Приложение 2. Слайд 1)

- Что можете о них сказать?
- Сколько прямых можно провести через точку Е? (Приложение 2. Слайд 2)
- Сколько прямых можно провести через две точки Е и F? (Приложение 2. Слайд 3)
- Найдите на рисунке пересекающие прямые, лучи, отрезки?
- Итак, чем будем заниматься на уроке? Какую цель поставим перед собой? (Научиться быстро и правильно определять по рисунку пересекающиеся прямые, лучи, отрезки)
- Посмотрите, какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?

2. Работа в парах.

- Найдите точки пересечения в парах.

3. Работа в группах

- Что нужно сделать, чтобы найти точку пересечения?
- Как найти точку пересечения лучей? Попробуйте в группах составить алгоритм нахождения точек пересечения.
- Давайте проверим, какие алгоритмы у вас получились. Первая группа? Вторая группа? Третья группа? Четвёртая группа? Пятая группа? Шестая группа?
- давайте из всех ваших алгоритмов выведем один, которым будем пользоваться на уроках математике

Алгоритм: (Приложение 2. Слайд 4)

Чтобы найти точки пересечения прямых, лучей и отрезков, нужно:

  • продолжить прямые в двух направлениях, а лучи в одном;
  • отметить общие точки фигур и при необходимости обозначить их буквами.

№1 – найти точки пересечения

- Как находим точку пересечения?

IV. Самостоятельная работа с проверкой. Пятачок приготовил для каждого своё задание. Возьмите листочки с цифрой 3. Прочитайте задание и выполните его. (Задания индивидуальные с проверкой на компьютере Приложение 2. Слайд 5))

V. Закрепление изученного материала.

Продолжаем путешествие. Мы с вами приблизились к поляне «Объяснялкино». Посмотрите на путевой листок. Какие номера надо выполнить?

  1. № 4 – самостоятельно с проверкой. (Приложение 2. Слайд 6)
  2. № 5 – устно.
  3. № 6 – выполнение в группах с комментированием.
  4. Отправляемся дальше. Нас ждёт в гости к себе Мудрая Сова, которая любит загадывать задачи.

  5. № 10.

- Что известно о марках Даши?
- Куда мы все это напишем? ( на целое)
- Как запишем?
- Что сделала Даша со всеми своими марками?
- Что известно о марках, которые она поместила в первый альбом?
- Что спрашивается в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Можем мы найти сколько у неё всего марок было? Каким действием?
- Узнав сколько у неё всего марок, сможем найти , сколько она марок поместила во второй альбом?

Решение задачи:

1)124 + 18 + 23 = 165 (м.) – всего
2)165 – 78 = 87(м.) во второй альбом

Ответ: 87 марок она поместила во второй альбом.

Экспедиция наша подходит к концу. Мы возвращаемся в школу. Но для возвращения Винни к себе домой ему нужно решить пример 57 + 29, но он умеет складывать двузначные числа только на калькуляторе. Но у его калькулятора в нужный момент заедает кнопка «9», и она не может нажиматься . Как Винни вычислить 57 + 29 на его калькуляторе?

VI. Д/з с. 77 № 8, № 11

VII. Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке? Что вы нового узнали?