Тема: Пересечение фигур
Цель:
- Сформировать представление о пересечении геометрических фигур ( прямых, лучей)
- Закрепить нумерацию, сложение и вычитание трёхзначных чисел.
- Развивать логическое мышление, математическую речь.
Литература:
Учебник Л.Г. Петерсон «Математика» 2 (1-4) с.76-77, мет. пособия:
Л.Г. Петерсон «Математика во 2 классе» с. 87-88, Л.Г. Петерсон,
И.Г. Липатникова «Устные упражнения на уроках математики 2 класс» с. 58-59
Оборудование: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, листы с маршрутом, карточки с индивидуальными заданиями
План урока
I. Организационный момент.
II. Этап положительного самоопределения в учебной деятельности.
- Посмотрите, все ли готовы к уроку.
- Приготовьте ладошки и разотрите. Почувствовали тепло? А теперь направьте тепло друг на друга.
-У кого сегодня хорошее настроение? Вот с таким хорошим настроением и поработаем на уроке.
- Сегодня у нас в гостях Винни–Пух. Он приглашает нас в математическую экспедицию за новыми знаниями. Каждый из вас получил путевой листок с маршрутом нашей экспедиции. И так 1-ая станция «Угадайкины пригорки». Вам здесь надо будет угадать тему нашего урока. Для этого решим примеры. (Приложение 1. Слайды 1– 14)
- Расставьте ответы в порядке возрастания.
23 |
31 |
39 |
47 |
55 |
63 |
П |
Р |
С |
Ч |
Н |
И |
- Получилось слово?
-Чтобы разгадать это слово, установите закономерность и подберите букву ключ. (Слайд 14)
(Числа в ряду увеличиваются на 8. Дальше идёт число 71, ему соответствует число 71. Слово - ПЕРЕСЕЧЕНИЕ) (Слайд 15)
- Как вы понимаете слово пересечение?
Тема нашего урока «Пересечение геометрических фигур»
Отправляемся дальше. Мы с вами попали на поляну Открытий.
III. «Открытие» учащимися новых знаний.
1. Посмотрите на этот рисунок. Что вы здесь видите? (геометрические фигуры)
- Назовите их. (Приложение 2. Слайд 1)
- Что можете о них сказать?
- Сколько прямых можно провести через точку Е? (Приложение 2. Слайд 2)
- Сколько прямых можно провести через две точки Е и F? (Приложение 2. Слайд 3)
- Найдите на рисунке пересекающие прямые, лучи, отрезки?
- Итак, чем будем заниматься на уроке? Какую цель поставим перед собой? (Научиться быстро и правильно определять по рисунку пересекающиеся прямые, лучи, отрезки)
- Посмотрите, какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?
2. Работа в парах.
- Найдите точки пересечения в парах.
3. Работа в группах
- Что нужно сделать, чтобы найти точку пересечения?
- Как найти точку пересечения лучей? Попробуйте в группах составить алгоритм нахождения точек пересечения.
- Давайте проверим, какие алгоритмы у вас получились. Первая группа? Вторая группа? Третья группа? Четвёртая группа? Пятая группа? Шестая группа?
- давайте из всех ваших алгоритмов выведем один, которым будем пользоваться на уроках математике
Алгоритм: (Приложение 2. Слайд 4)
Чтобы найти точки пересечения прямых, лучей и отрезков, нужно:
- продолжить прямые в двух направлениях, а лучи в одном;
- отметить общие точки фигур и при необходимости обозначить их буквами.
№1 – найти точки пересечения
- Как находим точку пересечения?
IV. Самостоятельная работа с проверкой. Пятачок приготовил для каждого своё задание. Возьмите листочки с цифрой 3. Прочитайте задание и выполните его. (Задания индивидуальные с проверкой на компьютере Приложение 2. Слайд 5))
V. Закрепление изученного материала.
Продолжаем путешествие. Мы с вами приблизились к поляне «Объяснялкино». Посмотрите на путевой листок. Какие номера надо выполнить?
- № 4 – самостоятельно с проверкой. (Приложение 2. Слайд 6)
- № 5 – устно.
- № 6 – выполнение в группах с комментированием.
- № 10.
Отправляемся дальше. Нас ждёт в гости к себе Мудрая Сова, которая любит загадывать задачи.
- Что известно о марках Даши?
- Куда мы все это напишем? ( на целое)
- Как запишем?
- Что сделала Даша со всеми своими марками?
- Что известно о марках, которые она поместила в первый альбом?
- Что спрашивается в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Можем мы найти сколько у неё всего марок было? Каким действием?
- Узнав сколько у неё всего марок, сможем найти , сколько она марок поместила во второй альбом?
Решение задачи:
1)124 + 18 + 23 = 165 (м.) – всего
2)165 – 78 = 87(м.) во второй альбом
Ответ: 87 марок она поместила во второй альбом.
Экспедиция наша подходит к концу. Мы возвращаемся в школу. Но для возвращения Винни к себе домой ему нужно решить пример 57 + 29, но он умеет складывать двузначные числа только на калькуляторе. Но у его калькулятора в нужный момент заедает кнопка «9», и она не может нажиматься . Как Винни вычислить 57 + 29 на его калькуляторе?
VI. Д/з с. 77 № 8, № 11
VII. Подведение итогов урока.
- Чему учились на уроке? Что вы нового узнали?