Организация класса.
Запись числа, слов «Классная работа».
Устный счет
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Считаем устно, в тетрадь запишем ответы.
На доске задание:
340-180+170 |
х:6-9 |
5,10,15,16,20,25 ?Х |
16:4*3 |
13-(х+4)=6 |
24,11,13,15,17 ?Х |
39+3*6-18 |
72:х=9 |
3,6,8,9,12,15 ?Х |
Сформулируйте самостоятельно, какое задание вам предстоит выполнить. (1 столбик найти значение выражения, 2 столбик – решить уравнение, 3 столбик – определить лишнее число в последовательности)
Проверка. Каждому правильному ответу соответствует буква. Из данных букв составим слово
330 |
8 |
39 |
54 |
3 |
16 |
12 |
17 |
24 |
г |
е |
и |
м |
о |
р |
т |
с |
я |
ГЕОМЕТРИЯ -
Что обозначает это слово? (ответы детей)
Магистр пауки расскажет нам об истории данной науки. (Выступление заранее подготовленного ученика - текст из учебника).
Актуализация знаний, необходимых на уроке. Определение темы урока
Итак, наш урок математики посвящен геометрии. На доске чертёж.
Что изображено на чертеже?
(геометрические фигуры)
На какие группы можно разделить данные геометрические фигуры? (варианты детей могут быть различные)
Смена чертежа:
По какому признаку фигуры разделены на 2 группы? (ответы детей: фигуры, состоящие из кривых линий и фигуры, состоящие из прямых линий)
А что такое прямая линия?(…)
Мы часто употребляем это слово. Вспомните, в каких сказках мы слышали это слово, в каких выражениях?( Говорит прямо, а думает криво; пойдешь прямо, а потом сверни направо…)
А говорили мы о прямой как геометрической фигуре? (Нет, ещё не определяли прямую как геометрическую фигуру)
Пришло время об этом поговорить и разобраться. Итак, как вы думаете какова тема сегодняшнего нашего урока?
ПРЯМАЯ (открывается надпись на доске)
Открытие новых знаний
Посмотрите на доску, задайте мне математические вопросы, чтобы определить, какую фигуру я задумала. (Имеет ли фигура углы? Бесконечна? Из каких линий состоит: кривых или прямых? После каждого вопроса исключаются лишние фигуры, в конце остается один луч.)
Итак, я задумала луч. Покажите, пожалуйста эту фигуру. (Ученик у доски показывает луч по правилам)
Какими свойствами обладает луч? (Он имеет точку - начало, он бесконечен, он имеет направление, его можно продолжить в одну сторону.)
Задание на совместную работу в паре.
Вам понадобиться листок с точкой О, линейка и карандаш.
Карточка №1
Вспомните правила совместной работы.
- внимательно слушать друг друга;
- прежде чем что-то сделать, спросить мнение соседа;
- аргументировать свою точку зрения, убедить грамотно в своей правоте и т.д.
У учительского стола работает в паре учитель с учеником. (При условии, что детей нечетное количество)
Задание
1-й вариант: начертите луч ОА направлением влево;
2-й вариант: не изменяя положения линейки начертите луч ОВ направлением вправо.
Покажите друг другу луч ОА, луч ОВ. Покажите, что у вас получилось? (Если есть расхождения, выясняем, что задание не изменяя положения линейки…)
Мы получили фигуру, которая называется прямая линия или просто прямая. Это геометрическая фигура. Как вы думаете, что надо знать об этой геометрической фигуре? (Получился план изучения геометрической фигуры, он записывается на доску или вывешивается в печатном варианте.)
свойства фигуры,
как чертить,
как показывать,
как обозначать
Уточнение новых знаний
Посоветуйтесь в паре и определите, какими свойствами обладает данная геометрическая фигура. (Бесконечна, состоит из множества точек...., у неё нет начала, нет конца) На доску вывешиваются карточки с надписями.
Как начертить прямую, не изображая лучи? (С помощью линейки)
Начертим в тетради прямую. Посмотрите, я считаю, что мы с вами начертили полностью прямую: вы в своих тетрадях, я на доске. Вы согласны? (Нет всю прямую начертить нельзя, она бесконечна)
Тогда как же правильно показать прямую?(обсуждение в группе)
Показывая луч, куда мы ставили указку? (в начало) а у прямой начала нет. (ответы детей)
Показ учителем: Начинаем движение указкой издали, ведем указкой по изображению прямой и далее продвигаем её чуть дальше. Покажите прямую друг другу сами.(работа в паре).
Начертим прямые в разных направлениях. (Работа детей), учитель у доски.
Дети, помогите мне, пожалуйста, я забыла, какую прямую начертила в самом начале. (Прием непонимание) Как выйти из ситуации. Как определить прямую, не показывая её? (Нужно её назвать.)
Откройте учебник на стр. 86. найдите ответ на вопрос как обозначить прямую (ответы детей). Обозначим прямые. Назовем и покажем. Что мы уже знаем о прямой? По желанию, придя домой вы можете сочинить стихотворение о прямой.
Физкультминутка
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец,- присядьте смело! Поработаем ногами,
Раз, два, три!
Поработаем руками!
Раз, два, три!
Улыбнёмся: день хороший,
И похлопаем в ладоши.
Закрепление новых знаний.
Работа в рабочей тетради на печатной основе №2. №30, №31. Выполняем, сверяем разные мнения. Выполните задание самостоятельно, затем проводится взаимопроверка. Какие выводы вы можете сделать, выполнив данное задание?
- Через одну точку можно повести множество прямых
- Через две точки можно провести только одну прямую
У кого вопросы, затруднения - сигнализируют. Кто проверил - получают дополнительное задание (№32, №33).
Выполнение задания повышенной сложности
Провести прямые через точки АВ, ВС, ДС, АД. Какая геометрическая фигура получилась в пересечении прямых? (прямоугольник АВСД), докажите. Определите размеры этого прямоугольника (...см, ...см). А теперь проведите прямую через точки АС. Как называется отрезок АС в прямоугольнике? (диагональ) Чем является диагональ в прямоугольнике? Заштрихуйте, пожалуйста, треугольник АВС. Найдите его площадь. Выполнение его в группе. Проверка.
Диагностическая работа
Мне хотелось бы, чтобы вы проверили себя, выполнив небольшую самостоятельную работу. На партах у вас листки с заданием. Дано 3 задания. Они разные по сложности. 1 задание простое, второе среднее, самое трудное - третье. Подумайте и выберите задание то, которое кажется вам достаточно трудным, но посильным.
Кто выбрал 1, 2, 3? Выполняйте. Оцените работу. Насколько правильно вы её сделали, насколько трудно вам было выполнять задание
Подведем итог урока.
Какие выводы необходимо сделать в конце урока? Вспомните все, что вы сегодня делали на уроке математики. Спросите мнение одноклассников об уроке.
- Чему мы сегодня научились на уроке?
- Что получилось?
- Какие трудности возникли на уроке?
- Какие задания понравились вам на уроке?
- Что не удалось?
Поставьте галочку в листочке - оценке, как вы ощущали себя на уроке:
- Хорошо
- Уверенно
- Смело
- Гордо
- Комфортно
- Глупо
- Неуверенно
- Испуганно
- Сердито
- Грустно
Домашнее задание
Как вы думаете, нужно ли дома закрепить умения работать с прямой?(ответы детей) Кто считает, что надо закрепить умение работать с прямой задание из учебника: №336, №337. Кто считает, что все уже знает о прямой, задание на повторение пройденного материала: №339, №342.
Урок окончен