Урок изобразительного искусства в 1-м классе по теме "Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: “Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца”

Цель урока:

  • познакомить с цветочными узорами в изделиях мастеров г. Городца;
  • закрепить уже имеющиеся знания об узоре, ритме, силуэте;
  • формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов Городецкой росписи;
  • обобщение знаний, полученных на уроках литературного чтения при изучении темы “Творчество русского народа”.

Задачи урока.

1. Образовательная:

- познакомить с народными промыслами;
- отрабатывать умение рисовать кистью декоративные элементы Городецкой росписи.

2. Воспитательная:

- прививать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать любовь к прекрасному;
- уважение к творческому наследию русских мастеров.

3. Развивающая:

- развивать навыки рисования кистью;
- развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.

4. Здоровьесберегающая:

- соблюдать правила работы с красками;
- выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз (физкультминутка).

Наглядность: произведения народных мастеров из Городца, Гжели, Хохломы, Дымково (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетка; мультимедийный проектор.

План проведения урока

1.Организационный момент.

2 Проверка готовности к уроку.

3. Сообщение темы урока.

4. Работа по теме урока.
4.1. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели.
4.2. Хохломская роспись.
4.3.Дымковская игрушка.
4.4 Знакомство с Городецкой росписью.

5. Физкультминутка.

6. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи.

7. Этапы выполнения рисунка.
7.1. Рисование силуэта цветка.
7.2. Определение центра цветка.
7.3. Рисование лепестков.
7.4. Оживка рисунка.

8. Практическая работа.

9. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. (Презентация. Слайд № 1).

2. Проверка готовности к уроку.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним принадлежности художника. (Презентация. Слайд № 2).

Отгадывание слов:

Г

У

А

Ш

Ь

(Презентация. Слайд № 3).

Б

У

М

А

Г

А

(Презентация. Слайд № 4).

К

И

С

Т

И

(Презентация. Слайд № 5).

К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

(Презентация. Слайд № 6).

П

А

Л

И

Т

Р

А

(Презентация. Слайд № 7).

А

К

В

А

Р

Е

Л

Ь

(Презентация. Слайд № 8).

В

О

Д

А

(Презентация. Слайд № 9).

- Давайте вспомним правила, как нужно писать или работать красками.

  1. Чистой водичкой подготовить и смочить краски.
  2. Смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти.
  3. Ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции.
  4. В конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой.
  5. По окончании работы краски, карандаш уберите в коробки или в пенал.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке я познакомлю вас с народными промыслами, мастера которых создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Вы научитесь рисовать главные элементы цветочного узора Городецкой росписи. (Презентация. Слайд № 10).

4. Работа по теме урока.

4.1. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели, Хохломы, Дымково, Городца. (Презентация. Слайды № 11, 12).

ГЖЕЛЬ – это крупный керамический промысел. Неподалёку от Москвы расположены деревни Гжель, Речицы, Турыгино и другие, в которых уже более 150 лет создают знаменитые изделия. Издавна почти всё население деревень делало здесь гончарную посуду. Традиционными изделиями являются кувшины, блюда, молочники, масленки, чайники, чашки. За что же гжель нравится всем? Чем она отличается?

Прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Посмотрите на эти изящные изделия, сделанные народными умельцами. В каждой вещи с необыкновенной фантазией легко варьируются букеты, гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях – целые пейзажи.

4.2. ХОХЛОМА. (Презентация. Слайды № 13, 14, 15).

Этот русский художественный промысел возник в 17-м веке в Нижегородской области. Удивительно “теплые” изделия Хохломы любят не только в России, но и во многих странах мира.

Хохломская роспись украшает деревянные подносы, ложки, половники, миски, шкатулки и даже детскую мебель – маленькие стульчики, скамеечки, столы.

В хохломской росписи можно увидеть завитки-травки; ягоды рябины, земляники, крыжовника; цветы; птиц с хвостами, похожими на цветы. Любимые цвета мастеров Хохломы – красный, чёрный и золотой. Изделия Хохломы словно светятся, поэтому иногда говорят – “золотая хохлома”.

4.3. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. (Презентация. Слайд № 16).

Дымковские игрушки известны во всем мире. Более 100 лет тому назад их впервые вылепили в городе Вятке (теперь Киров).

Это нарядные барыни, в расширяющихся колоколом юбках и высоких головных уборах. Петухи или индюки с пышными, как веер, хвостами; кони на устойчивых ножках, украшенные кругами. Баба, конь и птица – главные образы народных игрушек.

В долгие зимние вечера на фоне звездного неба из изб поднимался дымок от работы печей. В них мастера обжигали вылепленные из красной глины, но еще не расписанные игрушки.

После обжига в печи глиняные игрушки покрывали слоем мела, разведенного на молоке, а потом расписывали яркими красками – синей, желтой, оранжевой, малиновой и даже использовали для красоты золотую.

Орнамент на игрушках – разнообразные круги-горохи, полосочки, волнистые линии, клеточки.

4.4. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. (Презентация. Слайды № 17, 18).

На левом берегу Волги располагалось большое село Городец. Для торговли эти места были выгодные. Среди населения развивались различные ремёсла. В Городце были и кузнецы, и пряльщики, и красильщики. Особенно много было плотников и резчиков по дереву; лес давал ценный материал.

Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень. Одни вырезали ложки, другие точили миски, чашки, другие изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Хорошо родился на этой земле лён. Женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу. поэтому резчикам и живописцам хватало много работы.

Изделия расписывали растительными узорами, в которых белыми штрихами разделены цветок розы, листья, ветки.

Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военно-политическую мощь России, так и художественный талант населявших народов.

Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Фабрики выпускают деревянную детскую мебель (столики, стулья), декоративные тарелки, игрушки. Роспись выполняется масляными красками по дереву и цветному фону мебели. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами.

Рассмотрим узоры на изделиях.

- Вспомните, как называется рисунок, украшающий какой-либо предмет?

(ОРНАМЕНТ)

- Правильно. Мы с вами выполняли орнаменты, но из геометрических фигур. В Городецкой росписи чаще всего повторяется цветочный узор.

- Какие цветы повторяются?

(РОЗАН и КУПАВКА)

- Эти цветы называются розан и купавка. Они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

5. Физкультминутка.

Вот мы взяли краски в руки
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей
Ярких красок не жалей.

Это правда! Это правда!
Ну, чего же тут скрывать.
Дети любят, дети любят,
Дети любят рисовать.

На бумаге, на бумаге
На асфальте
На стекле
И в трамвае на окне.

6. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи.

- В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы декоративной разделки цветов – розана, купавки.

Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Характерный цвет – красный, оранжевый, синий, другой – белила.

Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо.

Центр рисуют чистой краской без белил.

Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В Городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

7. Этапы выполнения рисунка.

7.1. Рисование силуэта цветка.

Городецкую роспись лучше выполнять непрозрачной краской – гуашью. Несколькими движениями кистью определяем силуэт цветка в форме круга.

7.2. Определение центра цветка.

Чистой краской (не смешанной) рисуем центр цветка в виде круга. У розана центр – в середине цветка, у купавки он смещён влево или вправо.

7.3. Рисование лепестков.

Чистой краской рисуем лепестки цветов. Чтобы получить дужку красивой формы, её начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на кисть, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. КИСТЬ ДЕРЖИМ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО расписываемой поверхности.

7.4. Оживка рисунка.

Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки.

Рисунок готов.

8. Практическая работа.

Задание: выполнить упражнения по рисованию элементов цветочного узора Городецкой росписи.

9. Итог урока.

9.1. Выставка работ учащихся.

9.2. Вопросы:

- Что нового узнали на уроке?
- Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
- В украшении, каких предметов можно увидеть розан и купавку?

Презентация