Все мы любим театр. Какой педагог не пытался инсценировать что-то в школе, в своём классе с учениками. Конечно, это интересно, включать детей в прекрасный мир театра, мир искусства. Школьный театр – это то место, где происходит расширение и углубление образовательного и эмоционального опыта учащихся, познание самого себя в этом мире, обретение внутренней свободы личности.
Краткий словарь терминов
Искусство – творческое отражение, воспроизведение в художественных образах.
Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их сознания.
Мышление – способность человека рассуждать, предоставляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Образ – живое, наглядное представление о ком-либо, чем-либо.
Психика – совокупность душевных переживаний как отражение в сознании объективной деятельности, душевный склад, свойственный кому-либо.
Система – определённый порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях; форма организации чего-нибудь; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Сознание – мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь; способность человека мыслить, рассуждать, определять своё отношение к действительности; психическая деятельность.
Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
Фасилитация – ( от английского vocilitate- обличать, помогать, способствовать)
Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.
Эмоция – душевное переживание, чувство.
Эмпатия – внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребёнка эта задача является ещё более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. Кто должен помочь ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование? Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный “эмоциональный фонд”, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.
Согласно концепции педагогической ветви гуманистической психологии суть фасилитации обучения заключается в расширении возможностей для самореализации ученика и учителя в школе, создание условий для свободного развития личности. Общеизвестно, что проявление индивидуальных особенностей личности зависит не только от генетического фундамента и темперамента, но и во многом и от уровня освоения деятельности. Поэтому нередко бедный эмоциональный отклик на то или иное происходящее действо является показателем недостаточно развитых творческих способностей, а не показателем отсутствия таланта.
По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра: “Ребёнок – это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости”. Следовательно, нам, взрослым, надо только создавать условия для их проявления и развития, другими словами “романтический детский мир”.
Способность чувствовать красоту вокруг, в искусстве, в природе, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место посещения музеев, выставок, театров и концертных залов, то соприкосновение с прекрасным, несомненно, обогащает чувственную сферу ребёнка. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармоничного развития души и ума. К сожалению, дети в своём каждодневном развитии бывают “наказаны” нашим родительским безучастием, и виной тому не только усталость взрослых от многочисленных проблем, но и заблуждение относительно разделения обязанностей:
• Родительских – одеть, накормить, создать комфортные домашние условия, по возможности “охватить” сына или дочь максимальным количеством занятий в школах, студиях, секциях, кружках...
• Педагогических – “наполнить” знаниями, обучить, развить, воспитать...
В родителях порой глубоко сидит уверенность, что педагог может всё сделать один. Но многолетний опыт показывает, что кратчайший путь к развитию ребёнка лежит через совместные усилия педагога и родителей. Вместе они помогают ему открыть для себя удивительный мир театра, создают условия, которые неизбежно ставят его в положение творца собственного искусства: сценки, стихотворения или сказки.
Сотрудничая, взрослые стремятся вызвать у детей интерес к творчеству, своими благожелательными оценками стимулируют, поощряют, укрепляют и поддерживают попытки их самовыражения. От искренней заинтересованности, чуткости, тактичности родителей и педагога во многом зависит, захочет ли ребёнок делать новые открытия и делиться своими находками.
Китайский мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) считал, что “три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, путь опыта – это путь самый горький”. Задача наших занятий с детьми – сделать этот путь не только лёгким, благородным, но и радостным, когда они сначала подражают педагогу и родителям, затем соревнуются с ними, наслаждаясь игрой, и, наконец, гордятся собственным художественным творчеством и своим мироощущением и миропониманием, получая удовольствие от персональной деятельности игры. И поэтому нужно постараться, чтобы каждое занятие стало маленьким “вернисажем”, “авторской встречей” с начинающими “актёрами”, “писателями”, “художниками”, имеющие права на собственные чувства, мысли и форму их выражения. В процессе работы, естественно, с помощью взрослых, ребёнок учится: лучше слышать — чувствовать — понимать — выражать свои мысли, а наша задача – постараться: почувствовать – понять – увидеть – услышать – поддержать его! Поскольку таким путём можно усилить интерес к искусству и развивать творческие способности.
Никто не станет отрицать, что содействовать развитию и совершенствованию чувственной сферы помогают, прежде всего, систематические знания, вводящие ребёнка в мир творчества и знакомящие его с языком искусства., родители должны быть заинтересованы в первую очередь и постоянно помнить, что искусство не любит ленивых. По мнению К. Станиславского, любой деятельностью надо заниматься как можно более часто, добиваясь, чтобы сложное стало простым, простое – обычным, а обычное – лёгким и приятным. Целью любого обучения и воспитания является тонко чувствующий, оригинально мыслящий, творческий человек.
Д. Голсуорси сказал: “Всякая эмоция только обогащает жизнь”. Три “кита” духовного становления ребёнка, развития его эмоциональной отзывчивости – это литература, театр, живопись. В процессе овладения языком искусства важнейшими задачами следует признать обращение к чувствам и развитие чуткости к красоте, доброте, недаром О. Бальзак утверждал, что “чувства – самая яркая часть нашей жизни”.
Театр обладает сильным эмоционально-ценностным воздействием, в нём выражены самые различные переживания человека. Не перестаёшь удивляться тому, как театральное действо способно радовать интересной выдумкой, ошеломлять неожиданной разгадкой, вызывать светлую грусть и горькое разочарование или, наоборот, забавлять и веселить, о чём-то задуматься... Для детей театр становиться своеобразной школой тонкости чувств, ясности мысли и чёткости её выражения. Совместный просмотр постановки – очень важный этап для установления эмоционального контакта ребёнка с родителями. Часто в постановках моего коллектива затрачивается тема героизма и человеколюбия, любви к земле, Маме, добра и зла и многого другого.
Любая постановка требует немалых сил и затрат, но преодолевая их вместе с детьми и их родителями, мы в первую очередь готовим своих воспитанников к серьёзной творческой работе. Пусть даже они не станут профессиональными артистами, но воспитанные на лучших традициях театра, на хорошем эмоционально-ценностном репертуаре они будут иметь серьёзный взгляд на вещи и творческий подход к различным нестандартным ситуациям и возможным коллизиям, которыми изобилует наше время.
Разнохарактерные пьесы, сказки, неизменённая последовательность действий при выполнении творческих занятий позволяют, как бы выстроить “партитуру эмоций”, где отправной точкой и импульсом к творчеству является действо, а слово, пластика, мимика – средством реализации замысла. Постепенно формируется система отношений между эмоциями, чувствами и мышлением ребёнка, то есть наступает единство эмоционального и интеллектуального процессов. Ребёнок чувствует то, что понимает, поэтому для игры на сцене и творческой работы необходимо выбирать те методы и проблемы, те театральные постановки, которые соответствуют уровню его восприятия. Оказать помощь в этом выборе могут педагоги и руководители дошкольных образовательных учреждений и учителя образовательных учреждений.
Как очень тонко подметил В.Белинский, “можно сильно, живо и пламенно чувствовать и вместе с ней не уметь выражать своих чувств, не понимать сути происходящего...”. На страницах специализированных журналов неоднократно поднимается вопрос об обучении детей речи, но не совсем привычной, а той, которую психологи назвали “языком чувств”. Врачи заметили, что люди, у которых беден словарь, часто страдают заболеваниями сердца, нервов, гипертонией и так далее. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах – болезнь, и дали ей название алекситилия (“а” – отрицание, “лексис” – лексика, словарь, “тимос” – настроение). Слово это было известно ещё древним грекам.
Какая же связь между словарём и сердцем или желудком? Оказывается – самая прямая. Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, всплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. Эмоция требует “переработки” – словесное оформление, то есть анализ эмоций с помощью слов, понятий. А если таких слов нет? “Овладение языком чувств” – это, прежде всего, овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания.
Не требует доказательств мысль, что семейная педагогика должна быть центрирована не только на здоровье, но и развитие интеллектуальной, а также эмоционально-чувствительной сферы ребёнка. Эмоционально положительным отношением, ровным спокойным тоном в общении, добротой и нежностью родитель даёт импульс к его творчеству. Резвее не прекрасно, когда дети знают, что на “циферблате семейного дня” есть время для совместных творческих дел, когда они начинают испытывать потребность в каждодневном общении с искусством вместе с близкими им людьми. В свою очередь, взаимодействие с детьми может стать для родителей первым шагом к пониманию необходимости собственного эстетического и психолого-педагогического образования, недаром ещё у древних греков крылатой фразой была фраза “обучая – обучаюсь”.
В заключение хочется сказать – чтобы развиваться, а может быть, даже перерасти в талант, любая способность должна иметь возможность практического проявления, иначе, из-за своей невостребованности, она останется в зародыше или зачахнет. Сегодня не потеряло своей актуальности изучение римского философа Плутарха: “ум – это не сосуд, который надо наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь”. Искусство же, являясь универсальным методом воспитания и развития ребёнка, должно в этом играть одну из главных ролей, оно должно нести эмоционально-ценностную сущность.
Список литературы
- Выготский Л. Психология искусства. Минск, 1998. воображение и творчество в детском возрасте. СПб.,1997.
- Горбачевич К., Хабло Е. словарь эпитетов. СПб., 1994.
- Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства [Текст]: теория и практика / И,Д. Демакова. – М.: Новый учебник, 2003.
- Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М., 1998.
- Иванова Р.К. Институт семьи для будущего России [Текст] / Р.К. Иванова. – М.: МАКС-Пресс, 2006.
- Каган М. Эстетическое воспитание детей в семье. М., 1961.
- Каргин А.С. Воспитательная работа в самостоятельном художественном коллективе [Текст] / А.С. Каргин. – М.: Просвещение, 1984.
- Коган Л. Художественная культура и художественное воспитание. М.,1979.
- Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге [Текст]: книга для учителя / С.Ю.Курганов. – М.,1989.
- Лурия А.Р. высшие корковые функции человека. М., МГУ, 1969.
- Ожегов С. Словарь русского языка. М.,1981.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех [Текст] / С.Л. Соловейчик. – М.: Детская литература,1989.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990.
- Якобсон П. Психология художественного творчества. М., 1971. Психология художественного восприятия. М.,1964.
- Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. // М.Г.Яновская. – Киров, 1998.