Обучая детей 11–13 лет считаю, что наиболее эффективной является такая организация учебного процесса, при которой максимально стимулируются творческие способности учащихся и используются возможности новых информационных технологий обучения. В настоящее время у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка.
Представляю свои разработки презентаций к урокам для учителей математики, работающих по учебнику И. И. Зубаревой и А. Г. Мордковича “Математика, 6”. В статье представлены планы этапов шести уроков по разным темам с применением презентаций и дано подробное руководство по их применению.
- Поворот и центральная симметрия (урок-объяснение нового материала)
- Числовые выражения, содержащие знаки +, – (урок-объяснение нового материала)
- Алгебраическая сумма (урок-закрепление изученного материала)
- Расстояние между точками на координатной прямой (урок-закрепление изученного материала)
- Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю (обобщающий урок)
- Введение в вероятность (урок-объяснение нового материала)
Использование подобных презентаций поможет учителю создать игровую ситуацию на уроке и одновременно организовать самоконтроль учащихся. При проектировании представленных уроков использовались возможности информационно-коммуникативных технологий. Использование компьютерных презентаций поможет повысить творческую активность обучающихся, нацелит их на изучение математики, внесет разнообразие и эмоциональную окраску в работу на уроке, учебно-познавательная деятельность обучающихся станет более самостоятельной. Использование презентации Microsoft PowerPoint существенно повышает качество учебного материала, приводит к новой организации школьных уроков, презентации служат прекрасным источником иллюстраций и помогают интересно представить изучаемый материал. Это очень престижное средство обучения, развивающее зрительную память, ассоциативное и творческое мышление. При составлении слайдов к задачам используются фотографии и анимация, что, безусловно, повышает интерес обучающихся к предмету и вдохновляет их на решение задач. Знание компьютера сегодня необходимо для успешного функционирования в современном обществе, за этим – будущее.
Желаю удачи в использовании мультимедийных пособий!
Первый урок по теме: “Поворот и центральная симметрия”
Оборудование: проектор, приложение 1.
Цель: с помощью проблемных заданий учебника в §1 познакомить учащихся с поворотом и центрально-симметричными фигурами.
Использование приложения 1 на этапе изучения нового материала.
С помощью слайдов данной презентации можно наглядно продемонстрировать ученикам, что повторяющиеся фрагменты рисунка состоят из одинаковых частей и каждую из них можно получить из другой части поворотом на 180° относительно некоторой точки. Демонстрация поворота фигуры осуществляется с помощью “щелчка” мышки. Далее на 2 слайде продемонстрировано построение центрально симметричных точек А и А1 относительно точки О – центра симметрии.
Первый урок по теме: “Числовые выражения, содержащие знаки +, – ”
Оборудование: проектор, приложение 2.
Цели: познакомить учащихся с числовыми выражениями, содержащими знаки + и –; учить находить значения этих выражений с использованием координатной прямой и без неё.
Использование приложения 2 на этапе закрепления изученного материала.
Создание игровой ситуации с использованием слайда 2 презентации и решением №174, 175. Первые две буквы разбираем вместе у доски.
0-25+12=-13
0-25+35=10
Потом каждая парта получает карточку с буквой номера, которую нужно решить. Записав решение в тетрадь, сверив ответ с соседом, необходимо открыть ту часть мозаики на слайде презентации, в которой указан ваш ответ. Это легко сделать “встав” указателем мышки на ту часть таблицы, в которой указан ответ. Таким образом, открыв все части мозаики, мы увидим какую-то картину.
0-100-3=-103;
0+40-20=20;
0-50+25=-25;
0+70-170=-100.
№175.
0+1,5-0,9=0,6;
-0,6+0,2=-0,4;
0-1,5-1,7=-3,2;
0-3,8+4=0,2;
0-2,6-3,4=-6;
0+7,1-8=-0,9.
Перед нами картина “Древние математики”. А теперь немного исторических фактов об истории происхождения знаков “плюс” и “минус” (слайды 2-5).
Слайд 2. История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Отрицательные числа казались им непонятными, ими не пользовались, так как не видели в них особого смысла.
Слайд 3. Положительные числа долго трактовали как "прибыль", а отрицательные — как "долг". Знаков "+" и "—" в древности не было ни для чисел, ни для действий.
Слайд 4. В Италии ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, вроде нашего минуса. Когда должник возвращал деньги, зачеркивали ее, получалось что-то вроде нашего плюса. Можно плюс считать зачеркнутым минусом!
Слайд 5. В 1544 году немецкий ученый-математик Михаэль Штифель (1487 - 1567) написал “Полную Арифметику”, которая была напечатана, а не написана от руки. В ней встречаются такие записи для чисел: 0-4; 0-15 числа такого вида он назвал “меньше, чем ничего” или “ниже, чем ничего”. 0+2; 0+17 числа такого вида он назвал “больше, чем ничего” или “выше, чем ничего”.
Рене Декарту (1596-1650) французскому философу и ученому мы обязаны основанием аналитической геометрии и алгебры, он первым ввёл в математику знаки плюс и минус для обозначения положительных и отрицательных величин.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой (слайды 6-7).
Ученики выполняют № 171, 172 по вариантам, потом обмениваются работами, проверяют ответы соседа по парте и ставят ему оценку.
Вариант 1 - №171. |
Вариант 2 - №172. |
Ответы к двум вариантам |
Критерии оценивания |
0+4+7 |
0+7+4 |
11 |
“5” - 4 задания |
0+3-2 |
0-2+3 |
1 |
“4” - 3 задания |
0+6-8 |
0-8+6 |
-2 |
“3” - 2 задания |
0-6-2 |
0-2-6 |
-8 |
“2” - 1-0 заданий |
Урок-закрепление знаний по теме: “Алгебраическая сумма и её свойства”
Оборудование: проектор, приложение 3.
Цель: отработать навык вычисления значений алгебраической суммы с использованием законов арифметических действий; отрабатывать навык решения задач на проценты.
Использование приложения 3 на этапе закрепления материала.
Для отработки навыка умения вычислять значение алгебраической суммы ученикам предлагается решить № 236, 238, 246 и, используя таблицу ответов на слайде 2, осуществлять самоконтроль при решении заданий. Получив правильный ответ нужно открыть ту часть таблицы, где он указан, с помощью щелчка мышки. Таким образом, вычислив значения всех алгебраических сумм, открыв таблицу ответов, увидим весёлую фотографию животных.
№ 236.
3,4-7,2-2,8+6,6=10-10=0;
-98,4-52,06+25,2+25,26=-150,46+50,46=-100.
№238.
29,6-54,49+70,4-55,41=100-109,9=-9,9;
-31,6+11,08-31,04+62,64=-62,64+62,64+11,08=0+11,08=11,08.
№246.
Для решения задачи №254 на проценты можно использовать слайды 3-5, где представлены краткое условие, фотографии автомобилей и дан план решения задачи. Проверку решения можно осуществить с помощью слайда 5.
№254. Время разгона автомобиля – это время, за которое автомобиль способен развить скорость 100 км/ч. Время разгона автомобиля “Мерседес” составляет 6,5 с, а у автомобиля “Ауди” это время на 15% меньше. Найдите время разгона автомобиля “Ауди”.
Первый урок по теме: “Расстояние между точками на координатной прямой”
Оборудование: проектор, приложение 4.
Цель: отрабатывать навык вычисления алгебраической суммы двух чисел; с помощь проблемного задания учебника получить формулу для вычисления расстояние между точками на координатной прямой.
Использование приложения 4 на устной работе и на этапе изучения нового материала.
Выполняя устные задания №285(б, в, г); 286(б, в, г); 287(б, в, г) ученикам предлагается прочитать закрытое высказывание о математике известного учёного. Для этого необходимо найти значения данных выражений, назвать ответ, а учитель открывает с помощью щелчка мышки те карточки на слайде 2, которым соответствует полученный результат. Выполнив все задания, ученики читают высказывание Дж. Пойа: “Хочешь научиться плавать – смело входи в воду, хочешь научиться решать задачи – решай их!”. На слайде 3 портрет Дж. Пойа.
Для изучения нового материала используем №295 и слайды 4-6 презентации. Отвечая на вопросы данного номера, иллюстрации ответов демонстрируем на слайдах 4-6, приходим к выводу: расстояние между точками а и b равно модулю разности координат этих точек: ?a-b?.
Урок-закрепление знаний по теме: “Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю”
Оборудование: проектор, приложение 5.
Цель: отрабатывать навык приведения дробей к наименьшему общему знаменателю с помощью НОК.
Использование приложения 5 на этапе закрепления материала.
Для отработки навыка умения приводить дроби к наименьшему общему знаменателю ученикам предлагается решить № 966 и 967 (а-г) и, используя таблицу ответов на слайде 2, осуществлять самоконтроль при решении заданий. Получив правильный ответ нужно открыть ту часть таблицы, где он указан, с помощью щелчка мышки. Таким образом, приведя дроби к наименьшему общему знаменателю, открыв таблицу ответов, увидим картину.
Урок по теме: “Введение в вероятность”
Оборудование: проектор, приложение 6.
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения теории вероятности и учёными-основоположниками этой науки; ввести понятия случайного, достоверного и невозможного событий и охарактеризовать жизненные ситуации используя эти понятия.
Использование приложения 6 при изучении нового материала.
С помощью данной презентации можно познакомить учащихся с историей возникновения теории вероятности. А с помощью гиперссылок в слайде 2 на фамилии учёных: Б. Паскаль, П. Ферма, Я. Бернулли – показать их портреты.
Слайд 7 поможет ввести понятия случайного, достоверного и невозможного событий. На слайде 8 предлагаются различные жизненные ситуации, которые необходимо охарактеризовать, используя эти понятия. Проверку предлагаемых ответов осуществить нажатием курсора мышки на данную ситуацию.
Литература.
- Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Учебник “Математика-6”, М., Мнемозина, 2007 г.
- Компьютер на уроках математики. Газета “Математика”, М., ИД “Первое сентября”, №15, 2008 г.