Введение
Современная система образования призвана готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Сегодня мы должны подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработки больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации мы сможем, только используя современные информационно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Они предоставляют учителю новые возможности. Позволяют вместе с учениками получать удовольствие от увлекательного процесса познания – не только силой воображения раздвигать стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий погружаться в яркий красочный мир, значительно расширяют возможности человека в его интеллектуальном и личностном развитии и этот факт нельзя не учитывать в воспитательном процессе.
И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.
Информационные технологии и компьютерные коммуникации (ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.
Дидактические функции и возможности ИКТ
ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:
- возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
- хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
- возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;
- возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
- возможность диалога с любым партнером, возможность перенести полученные материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
К дидактическим функциям ИКТ относятся:
- организация различного рода совместных исследовательских работ обучаемых (метод проектов, работу в малых группах и т.д.);
- организация оперативных консультаций обучаемых из центров дистанционного обучения;
- формирование у обучаемых коммуникативных навыков и культуры общения (что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относится к мнению собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера);
- формирование умения добывать информацию из различных источников и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.
Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае,
- когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ,
- имеет широкий кругозор,
- владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения,
- способен определить место ИКТ в методической системе преподавания учебного предмета.
Поэтому в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является необходимость формировать информационно-коммуникационную компетентность учителя, которая включает в себя:
- совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям,
- способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
и складывается из трех компонентов:
- знать,
- уметь пользоваться,
- уметь применять в учебной деятельности.
Прикладные программы применяемые в ИКТ
Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. При этом наиболее востребованным программным продуктом является пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel и Power Point.
Я более 9 лет преподаю математику в школе, и мне хочется поделиться опытом применения информационных технологий в учебном процессе и во внеклассной работе. Конечно же, в настоящее время существует множество готовых программных продуктов по практически всем предметам, но далеко не всегда они идеально адаптированы и к учебному материалу, и к возможностям нашей компьютерной техники. Мне хотелось бы поделиться своим опытом, как с помощью пакета прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel и Power Point можно сделать свои интересные разработки. Это вполне доступно любому учителю, имеющему элементарные знания по перечисленным программам.
В нашей школе учащиеся начальных и средних классов с удовольствием играют в логические игры “Танграм” и “Пентамино”, которые так же можно выполнить в текстовом процессоре Word. С помощью полилиний создаются отдельные фигурки, которые потом можно свободно перемещать по листу и поворачивать. Применяя эти игры на уроках, можно показать детям, что существуют полезные игры, благодаря которым узнаешь много нового, научишься применять знания, полученные на уроках, развивать своё мышление.
Самый элементарный графический редактор Paint я предлагаю использовать на кружках математики и геометрии. Интересными получаются задания на построение равнобедренного или равностороннего треугольника без использования сетки, деления отрезка на заданное количество частей. Учащиеся привыкли пользовать линейкой и циркулем, а в графическом редакторе нет циркуля и линейкой измерять нельзя – нужно знать правила математики.
Еще больше возможностей предоставляет табличный процессор Excel. Чаще всего учителя-предметники обходят эту программу стороной, а зря. Наберитесь терпения, научитесь вводить формулы в ячейки и создавать гиперссылки и перед вами откроются неограниченные возможности. Например, не нужно сидеть с ручкой и калькулятором, чтобы сдать отчет по успеваемости или по уровню воспитанности. Нужно только один раз создать страничку в табличном процессоре, внести необходимые формулы и компьютер сам вычислит по вашим данным все, что вам необходимо.
Кроме этого я разработала тесты по математике, алгебре и геометрии которые построены по принципу “Выбери правильный ответ из предложенных”
Тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки работы учеников. Составление тестов дело трудоемкое, но вполне окупаемое повышением эффективности учебного процесса.
Анализ тем изучаемых при помощи ИКТ
Excel позволяет решать различного рода задачи. Например, можно разработать программу позволяющую решать квадратные уравнения и строить графики квадратичной функции. И конечно же, самой удивительной программой является Power Point. Многие учителя используют ее только для создания обыкновенных презентаций, используемых во время уроков или докладов.
Я не спорю, что сейчас много программных разработок можно найти в сети Интернет или купить в магазинах, торгующих компьютерными дисками, но далеко не всегда они удовлетворяют нашим требованиям. Я не призываю всех учителей стать первоклассными программистами, но современный педагог должен в совершенстве владеть средствами Икт.
Компьютер – отличный помощник в изучении таких тем, как “Квадратичная функция”, “Графическое решение систем уравнений, неравенств” и других потому что, используя специальные программы можно строить графики различных функций, исследовать функцию, легко определить координаты точек пересечения, вычислить площади замкнутых фигур, найти производную, интеграл и т.д. На уроке алгебры в 9-м классе, посвящённом преобразованию графика (растяжения, сжатия, переносы координатных осей) можно увидеть лишь застывший результат построения, а на экране монитора прослеживается вся динамика последовательных действий учителя и ученика. Компьютерный чертёж помогает найти число решений уравнений с модулем, с параметром.
Компьютер, как ни одно техническое средство, точно, наглядно и увлекательно открывает перед учеником идеальные математические модели, т.е. то, к чему должен стремиться ребенок в своих практических действиях.
Сколько трудностей приходится испытывать учителю математики для того, чтобы убедить учеников в том, что касательная к графику функции в точке касания практически сливается с графиком функции. На компьютере этот факт продемонстрировать очень просто – достаточно сузить интервал по оси Ох и обнаружить, что в очень маленькой окрестности точки касания график функции и касательная совпадают. Все эти действия происходят на глазах у учеников. Потом уже можно продолжить дискуссию, придумать вопросы и задачи, но толчок к активным размышлениям на уроке поможет сделать компьютер. Использование компьютера возможно как в ходе объяснения нового материала на уроке, так и на этапе контроля за качеством усвоения материала.
Разумная интеграция математики и компьютерных технологий позволит богаче и глубже взглянуть на процесс решения задачи, ход осмысления математических закономерностей. Кроме того, компьютер поможет сформировать графическую, математическую и мыслительную культуру учеников. Кроме того, с помощью компьютера можно готовить дидактические материалы: карточки, листы опроса, тесты и др. Эту работу могут под руководством учителя выполнять ученики. Наблюдая за ними, можно убедиться, сколько интереса и творчества она вызовет.
Таким образом, есть необходимость в применении по возможности компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент. Использование информационных технологий будет способствовать повышению качества знаний, расширит горизонты школьной математики, а значит, поможет найти новые перспективы для поддержания интереса учащихся к предмету, а значит и к лучшему, более внимательному отношению к нему. Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.
Заключение
Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы, услуги ИНТЕРНЕТ и мультимедийные комплексы при грамотном их использовании способствуют вовлечению учащихся в активный познавательный и воспитательный процесс, свободному доступу к необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Как известно, учитывая возрастные особенности, именно в начальной школе особое значение имеет наглядное сопровождение учебной и воспитательной деятельности. Технология мультимедиа – отличное подспорье учителю начальной школы. Вспомним те времена, когда приходилось ценой больших усилий рисовать наглядность и развешивать оформление на листах ватмана, на которых изображения выглядели не всегда эстетично. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера вносит не только своеобразную эстетику, но и создает благоприятный эмоциональный фон во время проведения праздников, классного часа.
Применение информационных технологий снимает у ребенка страх самовыражения, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений и делает процесс воспитания эмоционально-позитивным и комфортным.
Компьютер-это неисчерпаемый источник любой информации, но самое большое его достоинство в том, что он позволяет не только красиво и интересно преподнести познавательный материал, но и включить детей в активную деятельность.
Несмотря на то, что наша школа находится в глубинке, ребята не бывают оторванными от внешнего мира. Кроме того, благодаря глобальной сети ИНТЕРНЕТ, они всегда в курсе новых событий, владеют необходимой информацией. Здесь в любое время учащиеся могут найти необходимую информацию и любимую музыку, подготовить доклады и рефераты к урокам, подготовиться к внеурочным мероприятиям. Познакомиться и пообщаться с ребятами других школ, городов и даже стран, не выходя из дома, они могут благодаря электронной почте. Большая часть учащихся – старшеклассников имеют дома компьютеры, подключенные к глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
Совсем недавно дистанционное образование и использование ИКТ для нас, сельских педагогов, было не только недоступным, но даже казалось просто, нереальным. Сегодня практически каждая школа использует возможности глобальной сети Интернет и в учебно-воспитательном процессе, и для участия в различных проектах, конкурсах, и как средство сотрудничества в образовательном пространстве.
Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.
Использование ИКТ на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, развивает креативность ребенка, стремление к самосовершенству, повышает качество знаний обучающихся.
Если десять лет назад дистанционное и информационные технологии считались перспективными, то сейчас без них просто немыслимо развитие не только сферы образования, но и всего современного общества. Поскольку считаю, что каждый человек, желающий быть в курсе всех событий, “идти в ногу со временем”, ориентироваться в потоке информации, просто обязан владеть компьютерной грамотностью.